Статья:

Своеобразие художественных приемов в китайской карикатуре «маньхуа»

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Ли М. Своеобразие художественных приемов в китайской карикатуре «маньхуа» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 70-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Своеобразие художественных приемов в китайской карикатуре «маньхуа»

Ли Мэн
соискатель Белорусского государственного университета культуры и искусств Республика Беларусь, г. Минск

 

The peculiarity of artistic techniques in the Chinese caricature of Manhua

 

Li Meng

aspirant of Belarusian State University of Culture and Arts, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье рассматривается китайская карикатура «маньхуа», в которой эффект высмеивания или восхваления достигается посредством использования различных художественных приемов.

Abstract. The article discusses the Chinese caricature of «Manhua», in which the effect of ridicule or praise is achieved through the use of various artistic techniques.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство; карикатура; «маньхуа», сатирический и комический эффект, художественные приемы (метафора, гипербола и др.).

Keywords: Visual arts, caricature, «Manhua», satirical and comic effect, art techniques (metaphor, hyperbole etc.).

 

Китайская карикатура («маньхуа») берет свои истоки в Древнем Китае, однако, несмотря на то, что само слово «маньхуа» существовало в Китае с самых давних времен, его значение не имело никакого отношения к сегодняшнему значению «карикатура», а было лишь названием водоплавающей птицы. Постепенно с течением времени данное слово превратилось в ироничное, шутливое название для такого жанра изобразительного искусства, как карикатура. Иероглиф «漫» (мань), входящий в состав слова «карикатура», используется в том же значении в словах «заметки» (маньтань), «записки» (маньби) и т.д., поэтому можно сказать, что это запись или миниатюрная картинка с тонким, остроумным содержанием. Так, например, Фэн Цзыкай дает такое определение: «Карикатура – тип рисунка, выполненного в простой технике, основное значение которого заключается в содержании» [3, с. 168].

В словаре современного китайского языка сегодня можно найти такое определение «маньхуа»: «Маньхуа – это рисунки, в которых посредством приема гиперболы в простой форме изображаются жизненные явления или актуальные события. Обычно применяются способы трансформации, сравнения, символического изображения для создания юмористической и шутливой картинки, с целью достижения эффекта высмеивания или восхваления» [4, с. 183]. Схожее определение карикатуры как жанра изобразительного искусства можно встретить и в русскоязычных источниках, например, в терминологическом словаре «Аполлон»: «Карикатура – изображение, в котором сатирический и комический эффекты намеренно создаются преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями, уподоблениями, метафорами, соединением реального и фантастического» [1, с. 242].

Китайский исследователь Дэн То уверен, что в древности в Китае уже существовали карикатуры, обладающие своими традициями и особенностями. Дэн То сделал следующий вывод: «Карикатуры появились не только в период новой истории, и они не были заимствованы из западных стран – в Древнем Китае также существовали комические изображения «маньхуа», а также собственные традиции в их создании, которые сильно отличались от западных карикатур» [2, с. 227].

Китайские художники черпают материал из политических событий или жизненных явлений и посредством таких художественных приемов как гипербола, метафора, аллегория и др. выражают их в юмористических, шутливых, порой достаточно едких картинках с целью высмеивания, осуждения или прославления каких-либо людей или явлений.

Критикуя, обнажая ту или иную сторону действительности, высмеивая или прославляя кого-либо, художник использует самые различные художественные приемы, среди которых можно выделить следующие:

Реалистичность изображения. Карикатурист выбирает значимое явление из ежедневных новостей и правдиво его описывает, позволяя зрителю разглядеть большое в малом. Например, карикатура Фэн Цзыкай «Отец и сын» (рис.1) изображает молодого человека с тростью в руке, гордо идущего вперед большими шагами. Сзади за ним идет старик в крестьянской одежде, несущий в руках тюк и чемодан. То, что молодой человек не несет багаж и идет лишь с тростью, а седой старик, напротив, тащит вещи на себе всю дорогу, уже кажется странной ситуацией. Не говоря уж о том, что это отец и сын! Эта ситуация является символом человеческого стыда и позора. Отличие такого подхода от обычной живописи заключается в том, что обязательно выбирается материал «со смыслом».

 

Рисyнок 1. Карикатура Фэн Цзыкай «Отец и сын»

 

В данной карикатуре применен и такой художественный прием как Последний штрих. Использование яркого заголовка при изображении заслуживающего внимания явления, которое позволяет уточнить основную идею и придать живость картинке. Если убрать заголовок, то останется лишь обыкновенная, ничем не примечательная картинка. Но с добавлением заглавия «Отец и сын», смотрящий человек внезапно осознает, что происходит на самом деле, и за этим тут же следует множество других мыслей.

Метафора. Карикатурист хочет раскритиковать или изобразить какую-либо абстрактную проблему из жизни общества, однако ее трудно выразить в рисунке. Тогда карикатурист выражает свое мнение о проблеме иносказательно, изображая другой конкретный, осязаемый предмет. Это и называется метафорическим художественным приемом. Рассмотрим его на примере карикатуры Фэн Цзыкай «Образование» (рис.2): на ней изображен человек, который лепит из глины человечков. Эти глиняные человечки являются метафорой, изображающей образование, так как в тот период оно было шаблонным и стереотипным. Личность молодых людей презиралась, использовались деспотичные методы обучения. Поэтому и выпускники были одинаковыми, не имели индивидуальности. Очень много глины проходит через один и тот же трафарет, и в итоге получаются абсолютно одинаковые глиняные человечки. Люди, которых производит такое образование, такие же, как эта кучка глиняных человечков. Осталось только добавить на картинку надпись «Образование» - и сатирический эффект достигнут.

 

Рисунок 2. Карикатура Фэн Цзыкай «Образование»

 

Чтобы отреагировать на какую-нибудь несправедливость в человеческом обществе, необходимо придумать подходящую метафору и изобразить ее посредством рисунка, критикуя и изобличая таким образом эту несправедливость. Например, карикатура Фэн Цзыкай «Лифт продвижения по учебе» (рис.3) изображает лифт, примыкающий к трехэтажному зданию. Ученик с книгами в руках едет в лифте. Однако этот лифт работает не за счет электричества, а за счет денег. Если у тебя есть деньги, то ты сможешь на нем подняться. Нижний этаж этого здания называется «Начальная школа», средний – «Средняя школа», а верхний – «Университет». На данный момент ученик при помощи денег смог подняться уже в среднюю школу. Раньше в обществе существовала такая несправедливость и данная карикатура посредством метафоры ее обличает. На поверхности все кажется забавным и смешным, однако внутри скрыта критика и осуждение.

 

Рисунок 3. Карикатура Фэн Цзыкай «Лифт продвижения по учебе»

 

Например, упомянутая уже карикатура «Лифт продвижения по учебе» демонстрирует еще один художественный прием, используемый в китайской карикатуре – Воображаемое представление. Допустить существование редкого явления или явления, которого нет в мире, и изобразить его логику в виде карикатуры – это и называется приемом воображаемого представления. Этот художественный прием позволяет сделать нематериальное материальным. Большинство социальных проблем нематериальны, поэтому для их критики и оценки карикатуристы, как правило, используют прием воображаемого представления. Карикатурист увидел проблему коррупции в образовании и ухватил суть этой проблемы, создав несуществующий в природе механизм, удивительный и абсурдный, но при этом очень мощно передающий смысл.

Гипербола. Чтобы усилить эффект от произведения, карикатурист часто преувеличивает характеристики основного сюжета. Это позволяет достичь смешного, забавного эффекта и заставить читателя засмеяться и поверить. Это и есть прием гиперболы. Он является одним из важнейших приемов, используемых в художественном творчестве. Можно выделить два вида гиперболы в карикатуре: преувеличение содержания и преувеличение формы. Преувеличение содержания - это высказывание всех точек зрения чересчур сильно, ярко, чтобы преувеличение стало смешным. В качестве примера рассмотрим карикатуру Фэн Цзыкай «Очень высокие прически в городе» (рис.4). Из-за того, что в столице вошли в моду «высокие прически», везде начали соревноваться друг с другом и подражать этой моде; из-за того, что в столице стали носить «широкие брови», люди повсеместно в подражание этой моде начали рисовать себе брови, закрывающие половину лба! Когда стали популярными «большие рукава», все соревновались и, боясь отстать друг от друга, использовали целый отрез шелка на рукав. Здесь прием гиперболы остро высмеял такие пагубные общественные нравы, как слепое следование моде и подражание низов верхам. Преувеличение формы - это преувеличенное изображение внешних черт.

 

Рисунок. 4 Карикатура Фэн Цзыкай «Очень высокие прически в городе»

 

Китайская карикатура «маньхуа» в основном отличается общедоступными, незамысловатыми чертами, которые в большей степени отвечают вкусам простых китайцев и, соответственно, являются простыми для принятия и понимания. Такая визуальная внешняя простота изображаемых явлений не исключает наличия художественных приемов, своеобразие которых способствует раскрытию внутреннего содержания на более глубоком уровне.

 

Список литературы:
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М. : Эллис Лак, 1997. – 736 с.
2. Дэн То. Собрание сочинений Дэн То / То Дэн. – Пекин : Пекинское издательство, 1986. – 475 с.
3. Фэн Цзыкай. Описание карикатуры – избранные карикатурные произведения Фэн Цзыкай / Цзыкай Фэн. – Хунань : Изд-во «Литература и искусство», 2001. – 168 с.
4. Лю Чусань, Цин Щенщу. Словарь современного китайского языка / Чусань  Лю, Щенщу Цин. – Пекин : Коммерческое изд-во, 2002. – 1800 с.