Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Лебедева Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(83). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Лебедева Надежда Анатольевна
д-р филос. в области культурологии, проф. и член Евразийской Академии телевидения и радио, главный редактор Международного научного журнала «Universum: филология и искусствоведение», РФ, г. Москва

 

MODERN TRENDS IN THE STUDY OF MUSICAL ART AND METHODS OF ITS TEACHING

 

Nadezhda Lebedeva

Doctor of Philosophy in the field of Cultural Studies, professor and a full member of the Eurasian Academy of Television and Radio, Editor-in-chief of the International Electronic Scientific Journal "Universum: Philology and Art History", Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью данной статьи стал обзор научных исследований о современных тенденциях изучения музыкального искусства и методики его преподавания.

Abstract. The purpose of this article is to review scientific researches on current trends in the study of musical art and methods of teaching it.

 

Ключевые слова: развитие, музыкальное образование, инновационные инструменты, методика.

Keywords: development, musical education, innovative instruments, methodology.

 

Музыкальное образование всегда было динамичной сферой, на которую сильно влияли культурные, технологические и педагогические изменения. В последние годы интеграция инновационных инструментов и методик становится все более актуальной, и в книге «Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] рассказывается о том, как новые технологии, в частности искусственный интеллект (ИИ), цифровые инструменты и междисциплинарные подходы, меняют будущее музыкального образования. В этой коллективной монографии собраны материалы экспертов со всего мира, каждый из которых предлагает уникальные подходы к внедрению новых методик и технологий в обучение музыке.

Главы коллективного научного труда «Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] посвящены различным темам: от роли искусственного интеллекта в преобразовании музыкальной композиции и исполнения до исторических и культурных аспектов музыкальных традиций в современном образовании. Благодаря тому, что в книге рассматриваются как теоретические основы, так и практические приложения, данная работа является ценным ресурсом как для преподавателей, так для студентов и исследователей. Каждая из глав книги проливает свет на инновационные методы, которые не только развивают технические навыки, но и способствуют креативности, расширяют критическое мышление студентов, подготавливая их к вызовам музыкальной сферы ХХI века.

Междисциплинарные подходы [3], обсуждаемые на страницах книги, заслуживают особого внимания, поскольку они демонстрируют потенциал объединения традиционных знаний с современными педагогическими подходами для создания более целостной и привлекательной среды музыкального обучения.

При подготовке данной коллективной монографии целью автора настоящей статьи стало всестороннее изучение множества способов, которыми музыкальное образование может быть обогащено с помощью цифровых инструментов и новых технологий. Важно, чтобы практики опережали эти тенденции, чтобы музыкальное образование продолжало развиваться вместе с достижениями в области технологий. Будь-то создание музыки с помощью искусственного интеллекта, использование цифровых платформ для анализа исполнения или учет межкультурных аспектов. Описываемая в настоящей статье книга побуждает мыслить за пределами общепринятых границ музыкального образования и исследовать новые возможности.

 

Рисунок 1. Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик [9]

 

Содержание коллективной монографии тематически может быть разделено на три блока: искусственный интеллект; исторический аспект развития музыкального образования и региональные музыкальные особенности; преподавание специализированных музыкальных дисциплин и творчество отдельных композиторов. Материалы книги представляют собой богатство знаний и инсайтов, каждый из которых предлагает уникальный взгляд на то, как можно улучшить и разнообразить преподавание музыки в современном мире.

По мере знакомства с главами данного труда, автор статьи призывает относиться к их содержанию непредвзято и с любопытством. Внедрение новых инструментов и методик – это не просто адаптация к технологическим изменениям, но и использование возможностей, которые эти инновации предоставляют. Идеи и исследования вдохновят переосмыслить свой собственный подход к музыкальному образованию, поэкспериментировать с новыми технологиями и разработать более инклюзивные и творческие способы взаимодействия со студентами. Будущее музыкального образования – многогранно, и благодаря сотрудничеству, инновациям и готовности принимать новые идеи можно создать среду, в которой и преподаватели, и учащиеся смогут исследовать и творить по-новому.

Исследование под названием «Объединение теории и технологии: совершенствование музыкального образования с помощью цифровых инструментов» [4] рассматривает интеграцию цифровых инструментов в музыкальное образование, уделяя особое внимание тому, как технологии поддерживают и углубляют понимание теории и истории музыки. В исследовании рассматриваются цифровые компетенции 23 магистрантов, получивших степень магистра, с акцентом на их владение музыкальными технологиями, их применение в академической и творческой среде, а также взаимодействие с обучением в сфере услуг. Полученные результаты свидетельствуют о значительных различиях в цифровой компетентности, подчеркивая инновационное использование технологий для сочинения, исполнения и преподавания музыки.

Научная работа «Совершенствование музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методов: роль искусственного интеллекта в музыкальных произведениях» [6] посвящена вопросу о том, каким образом искусственный интеллект (ИИ) трансформирует музыкальное образование, делая его более творческим, персонализированным и инклюзивным. Авторы обсуждают инструменты искусственного интеллекта, такие как AIVA, MuseNet и NaadSadhana, которые предлагают персонализированную обратную связь, пути обучения и помощь в практике и импровизации. Подчеркивается роль искусственного интеллекта в упрощении сложных концепций, таких как индийские раги и западные гармонии, а также его потенциал в смешении жанров и стимулировании творческих экспериментов. В описываемой работе рассматриваются такие проблемы, как креативность, доступность и необходимость подготовки учителей, а также предлагаются решения для сбалансированного будущего, в котором искусственный интеллект поддерживает, а не заменяет творческие способности человека.

«Использование искусственного интеллекта при создании музыки: изучение жанровых особенностей музыки и их отражение в педагогическом процессе» [1] рассказывает о том, как инструменты искусственного интеллекта, улучшают создание музыки. Уделяется особое внимание музыкальным особенностям конкретных жанров. Авторы исследуют, каким образом эти инструменты привлекают студентов и преподавателей, предлагая информацию на основе тематических исследований и опросов. В главе обсуждается потенциал ИИ для улучшения методов преподавания и процессов создания музыки, хотя остаются проблемы, связанные с внедрением инноваций, а также с этическими соображениями. В заключение подчеркнута преобразующая сила ИИ в усовершенствовании как музыкального образования, так и взаимосвязи теории с практикой.

Исследование «Искусственный интеллект в создании музыки: метод глубокого обучения для музыкального творчества» [5] посвящено применению моделей глубокого обучения в создании музыкального произведения. Рассмотрены вопросы о том, как продвинутые искусственные нейронные сети (ANN) могут генерировать оригинальные музыкальные композиции, изучая сложные паттерны из обширных наборов данных музыкальных композиций. В работе освещается использование MIDI-данных и важность увеличения объема показателей при создании разнообразных и сложных музыкальных произведений. Данный труд помогает понять инновационные методы, которые искусственный интеллект может привнести в сочинение, синтез и анализ музыки в контексте современного музыкального производства.

С точки зрения истории отдельных стран примечательны главы «Историко-культурные аспекты передачи традиционного музыкального стиля в современном образовании» [2], «Фортепианное творчество Исаака Берковича: жанрово-стилистические, исполнительские, педагогические аспекты» [16], «Особенности украинской вокальной музыки с точки зрения исполнительства и актуальность совершенствования вокального образования» [11], «Культурный обзор разнообразия крымской музыки: этнографический аспект» [8], «Певческие традиции Русской Православной церкви на примере регентского служения В.П. Пестрицкого» [7].

Актуальным является исследование о междисциплинарных связях как источнике методологических инноваций в образовательном процессе [3]. Ценные теоретические наработки, которые дают исчерпывающую информацию для лекций по истории музыки, представлены в работах: «Воплощение сакрально-мифологического в универсальном произведении искусства» [15] «Четыре баллады ор. 10 Й. Брамса как пример циклической формы эпохи романтизма» [12], «Изучение творчества Вагнера в аспекте самостоятельной работы студентов» [14]. «Сравнение интерпретаций четырех баллад соч. 10 И. Брамса в исполнении Э. Гилельса и А. Микеланджели» [11] предлагает сравнительный анализ четырех баллад ор. 10 Иоганнеса Брамса в исполнении известных пианистов Э. Гилельса и А. Микеланджели. В работе рассматриваются различные стили интерпретации двух культовых музыкантов, исследуются их эстетические подходы и предпочтения в репертуаре. Также рассказывается о влиянии культурного и исторического контекста на их выступления, что дает ценную информацию о том, каким образом разные пианисты подходят к исполнению произведений эпохи романтизма.

Практическую ценность представляет собой исследование под названием «Особенности английского языка музыкальной направленности и методы его преподавания», в котором обсуждается актуальность преподавания английского языка студентам-музыкантам и уделяется особое внимание как академическому, так и профессиональному контексту. Рассматриваются проблема того, как специализированное обучение иностранным языкам может повысить способность музыкантов общаться с людьми по всему миру и понимать музыкальные тексты, способствуя межкультурному обмену и профессиональному росту.

В заключение хотелось бы отметить, что «Совершенствование музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] призвано обеспечить платформу для дискуссий о пересечении технологий и музыкальной педагогики. Коллективная монография не просто отражает текущее состояние музыкального образования, но и позволяет заглянуть в будущее этой области. Материалы, представленные на страницах книги, иллюстрируют то глубокое влияние, которое цифровые инструменты, искусственный интеллект и междисциплинарные подходы могут оказать на преподавание и изучение музыки.

Исследования показывают, что суть музыкального образования заключается не только в обучении студентов исполнительскому мастерству, но и в развитии творческих способностей, критического мышления и глубокого понимания культурных и теоретических основ музыки. Интеграция инновационных инструментов, от композиции с помощью искусственного интеллекта до виртуальных учебных сред, открывает перед учащимися новые возможности для взаимодействия с музыкой, которые ранее были немыслимы. Однако эти достижения всегда должны опираться на прочную педагогическую основу, гарантирующую, что технологии будут способствовать развитию, а не заменять богатые традиции музыкального образования. Используя новые инструменты и методики, современные педагоги не только улучшают качество обучения студентов, но и вносят свой вклад в непрерывную эволюцию музыки как вида искусства. Продолжая устранять разрыв между теорией, технологиями и практикой, можно надеяться на то, что в будущем музыкальное образование останется таким же динамичным, разнообразным и впечатляющим, как и сама музыка.

 

Список литературы:
1. Babu C.V., Karuppuswamy S., Rijairaj R., Vignesh A. Harnessing Artificial Intelligence in Music Creation: Exploring Genre Musical Features and Their Reflection in the Pedagogical Process // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Рp. 51-86. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch003
2. Baibek A., Shaimerdanova N., Akhmetova L., Zhanabaev K. (2025). Historical and Cultural Aspects of the Transmission of Traditional Musical Style in Contemporary Education // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 107-130. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch005
3. Bazina N., Vodolieieva N. Interdisciplinary Connections as a Source of Methodological Innovations in the Educational Process // In N. Lebedeva (Ed.). Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 131-158. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch006
4. Bhimavarapu U. AI in Music Production: A Deep Learning Method for Music Creation // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 87-106. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch004
5. Bhimavarapu U. Bridging Theory and Technology Enhancing Music Education Through Digital Tools // N. Lebedeva (Ed.). – Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 1-18. – IGI Global Scientific Publishing, 2025 https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch001
6. Dey M.T., Patra S., Mitra S. Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques: The Role of Artificial Intelligence in Musical Works. In N. Lebedeva (Ed.) // Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 19-50. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch002
7. Dick G., Dick V. Russian Orthodox Church Singing Traditions on the Example of the Regent Service by V.P. Pestritsky // In N. Lebedeva (Ed.), Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 313-340. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch013
8. Lebedeva N.A. Cultural Review of the Diversity of Crimean Music: Ethnographic Aspect // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 283-312. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch012
9. Lebedeva N.A. (Ed.). Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – IGI Global, 2025. – 450 р. doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9
10. Lebedeva N.A. Features of the English Language in Musical Direction and Methods of Its Teaching // In N. Lebedeva (Ed.), Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 341-368. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch014
11. Lebiedieva Z. Comparison of Interpretations of Four Ballades Op.10 by J. Brahms Based on Performances by E. Gilels and A. Michelangeli // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 263-282. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch011
12. Lebiedieva Z. Four Ballades Op. 10 by J. Brahms as an Example of the Cyclic Form of the Romantic Era // In N. Lebedeva (Ed.). Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 183-208. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch008
13. Matiushenko-Matviichuk V. Peculiarities of Ukrainian Vocal Music in Terms of Performance and the Relevance of Improving Vocal Education // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 235-262. – IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch010
14. Timofiuk I. Study of Wagner's Creativity in the Aspect of Students' Independent Work // In N. Lebedeva (Ed.), Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 369-392. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch015
15. Timofiuk I. Embodiment of the Sacred-Mythological in a Universal Work of Art // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 159-182. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch007
16. Zubay Y. Piano Work of Isaac Bercovich: Genre-Stylistic, Performing, Pedagogical Aspects // In N. Lebedeva (Ed.) Enhancing Music Education With Innovative Tools and Techniques. – Pp. 209-234. IGI Global Scientific Publishing, 2025. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8432-9.ch009