СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Искусствоведение

LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
MODERN TRENDS IN THE STUDY OF MUSICAL ART AND METHODS OF ITS TEACHING
Nadezhda Lebedeva
Doctor of Philosophy in the field of Cultural Studies, professor and a full member of the Eurasian Academy of Television and Radio, Editor-in-chief of the International Electronic Scientific Journal "Universum: Philology and Art History", Russia, Moscow
Аннотация. Целью данной статьи стал обзор научных исследований о современных тенденциях изучения музыкального искусства и методики его преподавания.
Abstract. The purpose of this article is to review scientific researches on current trends in the study of musical art and methods of teaching it.
Ключевые слова: развитие, музыкальное образование, инновационные инструменты, методика.
Keywords: development, musical education, innovative instruments, methodology.
Музыкальное образование всегда было динамичной сферой, на которую сильно влияли культурные, технологические и педагогические изменения. В последние годы интеграция инновационных инструментов и методик становится все более актуальной, и в книге «Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] рассказывается о том, как новые технологии, в частности искусственный интеллект (ИИ), цифровые инструменты и междисциплинарные подходы, меняют будущее музыкального образования. В этой коллективной монографии собраны материалы экспертов со всего мира, каждый из которых предлагает уникальные подходы к внедрению новых методик и технологий в обучение музыке.
Главы коллективного научного труда «Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] посвящены различным темам: от роли искусственного интеллекта в преобразовании музыкальной композиции и исполнения до исторических и культурных аспектов музыкальных традиций в современном образовании. Благодаря тому, что в книге рассматриваются как теоретические основы, так и практические приложения, данная работа является ценным ресурсом как для преподавателей, так для студентов и исследователей. Каждая из глав книги проливает свет на инновационные методы, которые не только развивают технические навыки, но и способствуют креативности, расширяют критическое мышление студентов, подготавливая их к вызовам музыкальной сферы ХХI века.
Междисциплинарные подходы [3], обсуждаемые на страницах книги, заслуживают особого внимания, поскольку они демонстрируют потенциал объединения традиционных знаний с современными педагогическими подходами для создания более целостной и привлекательной среды музыкального обучения.
При подготовке данной коллективной монографии целью автора настоящей статьи стало всестороннее изучение множества способов, которыми музыкальное образование может быть обогащено с помощью цифровых инструментов и новых технологий. Важно, чтобы практики опережали эти тенденции, чтобы музыкальное образование продолжало развиваться вместе с достижениями в области технологий. Будь-то создание музыки с помощью искусственного интеллекта, использование цифровых платформ для анализа исполнения или учет межкультурных аспектов. Описываемая в настоящей статье книга побуждает мыслить за пределами общепринятых границ музыкального образования и исследовать новые возможности.
Рисунок 1. Развитие музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик [9]
Содержание коллективной монографии тематически может быть разделено на три блока: искусственный интеллект; исторический аспект развития музыкального образования и региональные музыкальные особенности; преподавание специализированных музыкальных дисциплин и творчество отдельных композиторов. Материалы книги представляют собой богатство знаний и инсайтов, каждый из которых предлагает уникальный взгляд на то, как можно улучшить и разнообразить преподавание музыки в современном мире.
По мере знакомства с главами данного труда, автор статьи призывает относиться к их содержанию непредвзято и с любопытством. Внедрение новых инструментов и методик – это не просто адаптация к технологическим изменениям, но и использование возможностей, которые эти инновации предоставляют. Идеи и исследования вдохновят переосмыслить свой собственный подход к музыкальному образованию, поэкспериментировать с новыми технологиями и разработать более инклюзивные и творческие способы взаимодействия со студентами. Будущее музыкального образования – многогранно, и благодаря сотрудничеству, инновациям и готовности принимать новые идеи можно создать среду, в которой и преподаватели, и учащиеся смогут исследовать и творить по-новому.
Исследование под названием «Объединение теории и технологии: совершенствование музыкального образования с помощью цифровых инструментов» [4] рассматривает интеграцию цифровых инструментов в музыкальное образование, уделяя особое внимание тому, как технологии поддерживают и углубляют понимание теории и истории музыки. В исследовании рассматриваются цифровые компетенции 23 магистрантов, получивших степень магистра, с акцентом на их владение музыкальными технологиями, их применение в академической и творческой среде, а также взаимодействие с обучением в сфере услуг. Полученные результаты свидетельствуют о значительных различиях в цифровой компетентности, подчеркивая инновационное использование технологий для сочинения, исполнения и преподавания музыки.
Научная работа «Совершенствование музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методов: роль искусственного интеллекта в музыкальных произведениях» [6] посвящена вопросу о том, каким образом искусственный интеллект (ИИ) трансформирует музыкальное образование, делая его более творческим, персонализированным и инклюзивным. Авторы обсуждают инструменты искусственного интеллекта, такие как AIVA, MuseNet и NaadSadhana, которые предлагают персонализированную обратную связь, пути обучения и помощь в практике и импровизации. Подчеркивается роль искусственного интеллекта в упрощении сложных концепций, таких как индийские раги и западные гармонии, а также его потенциал в смешении жанров и стимулировании творческих экспериментов. В описываемой работе рассматриваются такие проблемы, как креативность, доступность и необходимость подготовки учителей, а также предлагаются решения для сбалансированного будущего, в котором искусственный интеллект поддерживает, а не заменяет творческие способности человека.
«Использование искусственного интеллекта при создании музыки: изучение жанровых особенностей музыки и их отражение в педагогическом процессе» [1] рассказывает о том, как инструменты искусственного интеллекта, улучшают создание музыки. Уделяется особое внимание музыкальным особенностям конкретных жанров. Авторы исследуют, каким образом эти инструменты привлекают студентов и преподавателей, предлагая информацию на основе тематических исследований и опросов. В главе обсуждается потенциал ИИ для улучшения методов преподавания и процессов создания музыки, хотя остаются проблемы, связанные с внедрением инноваций, а также с этическими соображениями. В заключение подчеркнута преобразующая сила ИИ в усовершенствовании как музыкального образования, так и взаимосвязи теории с практикой.
Исследование «Искусственный интеллект в создании музыки: метод глубокого обучения для музыкального творчества» [5] посвящено применению моделей глубокого обучения в создании музыкального произведения. Рассмотрены вопросы о том, как продвинутые искусственные нейронные сети (ANN) могут генерировать оригинальные музыкальные композиции, изучая сложные паттерны из обширных наборов данных музыкальных композиций. В работе освещается использование MIDI-данных и важность увеличения объема показателей при создании разнообразных и сложных музыкальных произведений. Данный труд помогает понять инновационные методы, которые искусственный интеллект может привнести в сочинение, синтез и анализ музыки в контексте современного музыкального производства.
С точки зрения истории отдельных стран примечательны главы «Историко-культурные аспекты передачи традиционного музыкального стиля в современном образовании» [2], «Фортепианное творчество Исаака Берковича: жанрово-стилистические, исполнительские, педагогические аспекты» [16], «Особенности украинской вокальной музыки с точки зрения исполнительства и актуальность совершенствования вокального образования» [11], «Культурный обзор разнообразия крымской музыки: этнографический аспект» [8], «Певческие традиции Русской Православной церкви на примере регентского служения В.П. Пестрицкого» [7].
Актуальным является исследование о междисциплинарных связях как источнике методологических инноваций в образовательном процессе [3]. Ценные теоретические наработки, которые дают исчерпывающую информацию для лекций по истории музыки, представлены в работах: «Воплощение сакрально-мифологического в универсальном произведении искусства» [15] «Четыре баллады ор. 10 Й. Брамса как пример циклической формы эпохи романтизма» [12], «Изучение творчества Вагнера в аспекте самостоятельной работы студентов» [14]. «Сравнение интерпретаций четырех баллад соч. 10 И. Брамса в исполнении Э. Гилельса и А. Микеланджели» [11] предлагает сравнительный анализ четырех баллад ор. 10 Иоганнеса Брамса в исполнении известных пианистов Э. Гилельса и А. Микеланджели. В работе рассматриваются различные стили интерпретации двух культовых музыкантов, исследуются их эстетические подходы и предпочтения в репертуаре. Также рассказывается о влиянии культурного и исторического контекста на их выступления, что дает ценную информацию о том, каким образом разные пианисты подходят к исполнению произведений эпохи романтизма.
Практическую ценность представляет собой исследование под названием «Особенности английского языка музыкальной направленности и методы его преподавания», в котором обсуждается актуальность преподавания английского языка студентам-музыкантам и уделяется особое внимание как академическому, так и профессиональному контексту. Рассматриваются проблема того, как специализированное обучение иностранным языкам может повысить способность музыкантов общаться с людьми по всему миру и понимать музыкальные тексты, способствуя межкультурному обмену и профессиональному росту.
В заключение хотелось бы отметить, что «Совершенствование музыкального образования с помощью инновационных инструментов и методик» [9] призвано обеспечить платформу для дискуссий о пересечении технологий и музыкальной педагогики. Коллективная монография не просто отражает текущее состояние музыкального образования, но и позволяет заглянуть в будущее этой области. Материалы, представленные на страницах книги, иллюстрируют то глубокое влияние, которое цифровые инструменты, искусственный интеллект и междисциплинарные подходы могут оказать на преподавание и изучение музыки.
Исследования показывают, что суть музыкального образования заключается не только в обучении студентов исполнительскому мастерству, но и в развитии творческих способностей, критического мышления и глубокого понимания культурных и теоретических основ музыки. Интеграция инновационных инструментов, от композиции с помощью искусственного интеллекта до виртуальных учебных сред, открывает перед учащимися новые возможности для взаимодействия с музыкой, которые ранее были немыслимы. Однако эти достижения всегда должны опираться на прочную педагогическую основу, гарантирующую, что технологии будут способствовать развитию, а не заменять богатые традиции музыкального образования. Используя новые инструменты и методики, современные педагоги не только улучшают качество обучения студентов, но и вносят свой вклад в непрерывную эволюцию музыки как вида искусства. Продолжая устранять разрыв между теорией, технологиями и практикой, можно надеяться на то, что в будущем музыкальное образование останется таким же динамичным, разнообразным и впечатляющим, как и сама музыка.
