Статья:

Афоризмы как средство актуализации экстернальной привлекательности: гендерный аспект

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Батарон Т.Л. Афоризмы как средство актуализации экстернальной привлекательности: гендерный аспект // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 88-92.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Афоризмы как средство актуализации экстернальной привлекательности: гендерный аспект

Батарон Татьяна Леонидовна
учитель английского языка, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы", РФ, г. Москва

 

APHORISMS AS A MEANS OF ACTUALIZING EXTERNAL ATTRACTIVENESS: THE GENDER ASPECT

 

Tatyana Bataron

Teacher of English, Moscow state budgetary educational institution "Maryinskaya school № 1566 in memory of the Heroes of the Battle of Stalingrad", Russia, Moscow

 

Аннотация. Рассматриваются гендерно маркированные афоризмы, описывающие женскую привлекательность. Цель – выявить основные признаки афоризмов, присущие концепту «КРАСОТА». Анализируется женская красота в рамках понятия об экстернальной привлекательности и лукизме. Использование метода концептуального анализа позволило определить, что концепт «КРАСОТА» является многогранным и связан с другими концептами. Теоретическая значимость и практическая ценность исследования заключается в установлении внешних связей концепта, а также в возможности использования результатов исследования в вузовских курсах теории гендерной лингвистики, когнитивной лингвистики и психолингвистики. 

Abstract. The article considers gender-marked aphorisms describing female attractiveness. The purpose is to identify the main features of the aphorisms inherent in the concept "BEAUTY". The article analyzes female beauty within the framework of the concept of external attractiveness and lookism. Using the method of conceptual analysis made it possible to determine that the concept of "BEAUTY" is multifaceted and related to other concepts. The theoretical significance and practical value of the research lies in the establishment of external relations of the concept, as well as in the possibility of using the research results in university courses in the theory of gender linguistics, cognitive linguistics and psycholinguistics.

 

Ключевые слова: концепт «КРАСОТА»; экстернальная привлекательность; лукизм; афоризм.

Keywords: concept "BEAUTY"; external attractiveness; lookism; aphorism.

 

В современном мире все чаще  внешний облик человека связывают с  его успешностью. «Красивые люди кажутся счастливее, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, чем менее привлекательные» [1, с. 545].  И в данном случае речь идет о понятии «лукизм», дискриминации по внешности, т.е. общество негативно относится к внешне непривлекательным людям, не обращая внимания на их внутренние качества. Экстернальная привлекательность является важнейшей составляющей концепта «КРАСОТА» и рассматривается как совокупность физических (тело) и внешних (одежда, прическа, косметика, аксессуары) характеристик человека, напрямую влияющиx на личностную и профессиональную успешность.

Концепт мы понимаем как «оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отражённой в человеческой психике» [2, с. 90].

Материалом исследования послужили афоризмы мужчин о женской красоте.

Согласно толковому словарю Ефремовой, афоризм – это «краткое изречение, с предельной лаконичностью и точностью выражающее какую-либо мысль» [3].

Одной из особенностей афоризма является возможное наличие авторства. Афоризмы – «устойчивые выражения, соотносимые с конкретным автором или фольклорным произведением» [4, с. 6].

Данная характеристика является существенной для нашей работы, поскольку работа ведется в русле гендерных исследований и наличие авторства, а, следовательно, и возможность определения пола автора представляется необходимой.

Нами были рассмотрены афоризмы авторов-мужчин, которые относятся к женской привлекательности.

В афоризмах прослеживается связь красоты и силы. Красота наделена силой сопоставимой с наиболее могущественными явлениями как на Земле (деньги, оружие), так и за ее пределами (Бог). Например:

Красота это сила, равно как деньги, равно как заряженный пистолет. Чак Паланик

Пред женской красотой мы все бессильны стали, Она сильней богов, людей, огня и стали. Пьер Ронсар

В вышеприведенных примерах красота обладает положительной коннотацией, но существует и противоположная точка зрения. Красота, наравне с другими силами, считается негативным проявлением. 

Я узнал от тибетских монахов, что три самые страшные вещи, которые могут произойти с человеком — это красота, слава и богатство. Брэд Питт

Таким образом, красота является концептом, в котором присутствуют два противоположных начала. 

Деньги являются ресурсом красоты. Чем больше материальных средств женщина вкладывает в свою внешность, тем привлекательнее она становится.

Я никогда не осуждал женщин, которые хотят красивой жизни. Я никогда не понимал мужчин, которые жалуются, что женщинам нужны только деньги. Сами же смотрят на ухоженных женщин в красивых платьях, от которых пахнет приятным парфюмом. Говорят, красота требует жертв. Ложь! Красота требует денег. Карл Лагерфельд

Существует и противоположная точка зрения. Истинная красота – это простота, настоящая красота, без использования сторонних ресурсов ценнее.

Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее. Ф. Бэкон

Красота неразрывно связана с другим универсальным концептом – «любовь».

Я знаю только одну алхимию, придающую возрасту красоту: она зовется чувством. Марк Леви

Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит. Ив Сен-Лоран

Внешняя красота неразрывно связана с внутренней, с такими концептами как «Душа», «Эмоции». Существуют различные точки зрения, как соотносятся данные аспекты.

Во-первых, внешняя и внутренняя красота могут составлять единое целое, которое воспринимается как совокупность качеств.

Я завидую российским мужчинам: они живут в розарии, не понимая своего счастья. И речь не только о внешности, русские женщины очень красивы внутренне. Они душевны, эмоциональны, добры и очень сентиментальны. Пьер Ришар.

Во-вторых, внешняя красота может служить лишь способом привлечения внимания к внутреннему.

Желание быть красивой на самом деле очень опасная мотивация. Я считаю, что респектабельного внешнего вида достаточно, чтобы привлечь внимание к своему внутреннему миру и душе. Карл Лагерфельд

Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу! Уильям Шекспир

В-третьих, внешняя красота не так важна, как внутренняя, которая представляет большую ценность.

Красивым быть − не значит им родиться, Ведь красоте мы можем научиться. Когда красив душою человек − Какая внешность может с ней сравниться? Омар Хайям

Красота не в лице, красота − это свет в сердце. Джебран Халиль Джебран

Существует и еще одна точка зрения, при которой внешняя красота – это отражение внутренней.

Если красота сочетается с интеллектом − шансы на успех довольно высоки. Внешняя красота, то есть гармоничная и ладная оболочка, − это в какой-то степени подарок судьбы. Однако рано или поздно все мы получаем ту внешность, которая является отражением нашего внутреннего «я».  Мехрибан Алиева.

Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. Виктор Мари Гюго.

Внешняя красота неразрывно связана с концептом «Время».

Внешняя красота, в отличие от внутренней, подвержена его влиянию и, с течением времени, может терять свои свойства.

Ничто не вечно. Даже Мона Лиза постепенно разрушается. Чак Паланик.

Женщины наиболее привлекательны в возрасте от тридцати пяти до сорока. А так как лишь немногие женщины выходят из сорокалетнего возраста, пик привлекательности может длиться вечно. Кристиан Диор.

Красота − это вечность, длящаяся мгновение. Альберт Камю.

Как видно из вышеприведенных примеров, влияние времени на красоту является сугубо личным и зависит от мироощущения говорящего.

Красота является универсальным концептом, но в нем присутствуют субъективные элементы.

В ходе анализа афоризмов, репрезентирующих экстернальную красоту, были установлены следующие когнитивные признаки концепта «Красота»: сила, деньги, время.

 

Список литературы:
1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс // СПб. : Питер, 1996. – 646 с. 
2. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика − психология – когнитивная наука / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4. – С. 26-34.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2001. – 1209 с. 
4. Мокиенко В. М, Сидоренко К. П. Школьный словарь крылатых выражений Пушкина. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 800 с.