Статья:

Особенности развития русской рок-поэзии на примере анализа творчества Виктора Цоя и Александра Васильева

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Абдиров А.М. Особенности развития русской рок-поэзии на примере анализа творчества Виктора Цоя и Александра Васильева // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 64-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития русской рок-поэзии на примере анализа творчества Виктора Цоя и Александра Васильева

Абдиров Амир Маманович
магистрант, Каракалпакский Государственный Университет имени Бердаха, Республика Узбекистан, г. Нукус

 

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ROCK POETRY BY ANALYSING THE WORKS OF VICTOR TSOI AND ALEXANDER VASILYEV

 

Amir Abdirov

Master's student of the Karakalpak State University named after Berdakh, Uzbekistan, Nukus

 

Аннотация. В статье анализируются особенности развития русской рок-лирики на примере творческого пути Виктора Цоя и Александра Васильева. Рассмотрена связь русской и зарубежной литератур, в частности, рок-лирики. Выявлены основные отличия раннего и позднего творчества Виктора Цоя.

Abstract. The article analyzes the peculiarities of the development of Russian rock lyricism on the example of the creative path of Viktor Tsoi and Alexander Vasiliev. The relationship between Russian and foreign literature, in particular, rock lyrics, is considered. The main differences between the early and late works of Viktor Tsoi are revealed.

 

Ключевые слова: рок-поэзия; ленинградская субкультура; лейтмотив; меланхолия.

Keywords: rock poetry; Leningrad subculture; leitmotiv; melancholic.

 

Развитие русской культуры и литературы в ХХ веке определяется синергетическим подходом, обусловившего появление, в частности, нового жанра лирики – рок-поэзии. Известно, что русские литературные жанры были переняты из западноевропейской культуры. Даже само понятие литературы и ее структуризации было «переведено» на русский Белинским. Некоторые из литературных жанров не прижились: вследствие социологических факторов; несоответствия самого характера жанра российской действительности, по крайней мере, большей ее части. Некоторые же жанры буквально вжились в русскую литературу. Настолько они идеально соответствовали окружающей действительности, как читателя, так и писателя. Реализм, трансформировавшийся в российских городах, и вовсе усовершенствовался до невероятного уровня, став эталоном и для европейской литературы.

То же самое произошло и с одним из видов лирики – рок поэзией. Она зародилась в 50-ые годы XX-го века в Америке лишь как чисто музыкальное явление. Уже к концу 60-ых творчество рок-исполнителей являло собой неразрывный сплав музыки и текста песни. Слова, как проводники идей, начали играть важнейшую роль. Поднимались как остросоциальные, злободневные, так и «вечные» темы. По аналогии с другими литературными веяниями, жанр рока также перекочевал в русскоязычную культуру. В 70-ые годы в жанре наметились первые попытки работы с текстом. Тут важно выделить роль бардовского творчества в развитии вербальной составляющей нового течения. Также существенную роль в становлении философии рока большое влияние оказала уникальная ленинградская субкультура.

В когорте представителей рок поэзии заметное место занимает творчество В. Цоя. Учёные довольно детально и разносторонне изучили творчество В. Цоя, уделив внимание каждому аспекту его стиля.

Мы можем отметить главные отличия раннего и позднего творчества В. Цоя:

  1. Молодой Цой главным образом задаёт вопросы, лишь намечая будущий маршрут, по которому должен пройти. В отличии от «позднего», он не призывает к действиям общество. Как и ранний Пушкин, молодой Виктор Цой высмеивает и обличает недостатки окружающего мира. И подобно все тому же Александру Сергеевичу, в зрелом творчестве он, обличая, находит решения для устранения этих неполадок. Это ещё одна проявившаяся наследственность классической русской литературы, которая отразилась на Викторе Робертовиче;
  2. Своим творчеством он создаёт буферную зону, мост, соединяющий ленинградскую, уже устоявшуюся со своим спектром тем, рок-школу, у которой был относительно узкий круг «адептов», с новой школой, что являлась одновременно и абсолютно новой по лексике и звучанию, и классической, если говорить о внутреннем состоянии лирического героя и общему выбору напеваемых мотивов, т. е. он сам явился создателем этой новой школы;
  3. Сарказм и ирония, которые в начальном этапе были «визитной карточкой» «Кино», в поздних работах встречаются крайне редко;
  4. У раннего Цоя пространство обитания лирического героя находится строго в рамках города, никогда не дислоцируясь в другие места. Кстати, в некоторых научных работах из-за этой особенности раннего Цоя, все его творчество называют городским романтизмом [1], соответственно клишируя его «городским романтиком». Данная точка зрения необъективно переоценивает место «города», как важной литературной компоненты, в творчестве Виктора Цоя. Поздний поэт же мог «путешествовать» совершенно разнообразно: в реальном («Прохожий», «Пачка сигарет») и абстрактном («Троллейбус», «Звезда по имени Солнце») пространстве. И даже во временном, как в песне «Легенда»;
  5. Можно проследить эволюцию мировосприятия лирического героя В. Цоя, его ментальное «взросление» на основе употребления в текстах личных местоимении «Я» и «Мы». От более ранних работ к более поздним частота использования первого падает, а второго – увеличивается;
  6. В самых первых работах музыкальная прелюдия до начала самих собственно слов довольно короткая, секунд 5 – 10, не больше. Но уже в своих «зрелых» работах, Цой уделяет большее количество времени чисто музыке, как правило, секунд 40-60. Таким образом, он даёт время читателю-слушателю проникнуться пафосом композиции, прочувствовать её атмосферу, соответствующе приготовиться к восприятию текста. Музыка стала играть роль описательную. Это похоже на то, как в своих произведениях русские классики дают описание природы и обстоятельств, с той же целью.

Творческая индивидуальность, оригинальность В. Цоя проявилась в его мотивах, основными из которых являются:

  • Саркастически-хулиганский, который характеризовал, как было упомянуто ранее, начальную стезю Цоя. Похожие по духу песни встречаются, хоть и довольно редко, но и в позднем его творчестве, например текст «Прохожий» (1988) или «Малыш» (1989);
  • Любовный, который встречается не часто. Хоть четвёртый по счёту альбом и был задуман как сборник композиции на амурную тематику, называется он «Это не любовь». Тем самым, иронично разыгрывается ходячая фраза «Это любовь», что подтверждает шутливый взгляд поэта на чувство в звучании большинства песен;
  • Меланхолический, философический – как наследие ленинградского рока и русской литературы вообще;
  • Героический остросоциальный. Именно этот мотив принес ему известность

На вопрос, есть ли в пространстве современной русской лирики поэты, сопоставимы по своему таланту и стилистическому разнообразию с В. Цоем, ответ является в лице А. Васильева со своей группой «Сплин». Меланхолический мотив является своего рода «визитной карточкой», отличительной чертой музыкальной группы «Сплин». Пафосом этого мотива не пропитано лишь редкое произведение. Название группы Александра Васильева – «Сплин» − возникло  под эффектом от стихотворения поэта Серебряного века Саши Чёрного [3]. Большинство песен группы в стилистическом и концептуальном плане похожи на стихотворения той эпохи, в частности – на декаданс. Творчество А. Васильева осталось без должного внимания со стороны научного конгломерата, при том, что и в лингвистическом, и в герменевтическом плане, А. Васильев разнообразнее. Он освещает разнообразный пласт проблем, при этом отражая своё личностное отношение к ним. Одним из самых ярко проявившихся мотивов является любовный. Автор воспринимает это чувство как нечто абсолютное, идеальное, что не подвержено коррозии времени. Любовный мотив встречается на протяжении всего творчества без существенной переоценки. В данной работе мы аргументированно, на примере текстологического анализа, постулировали проявившуюся наследственность классиков русской литературы в творчестве А. Васильева.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проблема цикличности природы человека нашла своё отражение во множестве произведений поэта. Подтверждением тому могут служить строки из песни «Новые люди»: «Думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть – это то, что бывает с другими, что жизнь так и будет крутить и крутить колесо. Слышишь? На кухне замерли стрелки часов». Поэт говорит о том, что конец для всех одинаков – останавливается время. Но затем он продолжает: «Но ничего-ничего, погрустят и забудут, через время появятся новые люди», говоря, что смертью ничего не заканчивается, а лишь начинается новый цикл жизни. При прочтении данного произведения вспоминается «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока. Но, в отличии от Александра Александровича, Александр Георгиевич не настолько пессимистичен во взглядах, он надеется, что «исход» существует в новых поколениях, сменяющих старые.

 

Список литературы:
1. Милюгина Е. Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 45–53.
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М.  Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975.
3. Андрей Бурлака. Сплин. Rock-n-roll.ru
4. Буйнов И. А. Эстетическая концепция рок-поэзии. Научный журнал «Rhema. Рема».2010. Выпуск 2.
5. Е. И. Шаджанова. Эволюция семантики концепта смерти в рамках когнитивного уровня языковой личности Виктора Цоя // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.