Статья:

Развитие оперного жанра в Китае в ХХ веке

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Ван С. Развитие оперного жанра в Китае в ХХ веке // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 42-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие оперного жанра в Китае в ХХ веке

Ван Сюань
магистрант, Института Современного Искусства, РФ, г. Москва

 

THE DEVELOPMENT OF THE OPERA GENRE IN CHINA IN THE TWENTIETH CENTURY

 

Wang Xuan

Undergraduate, Institute of Modern Arts, Russia, Moscow

 

Аннотация. Опера, как музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова, пришла в Китай во времена династии Цин. Но из-за политики она не развивалась вплоть до начала 20-го века. В ХХ  веке опера в Китае развивалась с нуля и стала основным видом искусства в 1950-х и 1960-х годах. Но к концу ХХ  века она становилась все более «элитарной», ценившейся небольшим количеством людей.

Abstract. Opera, as a musical and theatrical genre based on the synthesis of music, stage action and words, came to China during the Qing dynasty. But due to politics, it did not develop until the early 20th century. In the 20th century, opera in China developed from scratch and became the main art form in the 1950s and 1960s. But by the end of the twentieth century, it became more and more "elite", appreciated by a small number of people.

 

Ключевые слова: оперный жанр в Китае; китайские оперы; история развития оперы Китая; мультикультурализм.

Keywords: opera genre in China; Chinese operas; history of the development of Chinese opera; multiculturalism.

 

Опера является как музыкально-драматическим произведением, так и жанром сценического искусства, который основан на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет второстепенную функцию, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений. Впервые использованный в этом значении в 1639 году, он вошёл во всеобщее употребление только на рубеже XVIII и XIX веков [1].

Основными музыкальными представлениями Китая являются традиционные оперы, представленные Пекинской оперой и Оперой Кунцю.

В Китае классическая опера считается родом зарубежного искусства. Для того, чтобы отличить его от традиционной «китайской», в Китае ее обычно называют «Западной оперой» (в данной работе мы будем просто использовать слово «опера»).

Впервые опера появилась в Китае при династии Цин более двухсот лет назад. Однако, из-за политики «закрытых дверей» и сопротивления людей западной культуре она не развивалась вплоть до начала 20-го века, пока западная культура, словно морской прилив, всерьез не захлестнула Китай. Ли Цзиньхуэй является пионером создания китайской оперы. В 1920-х годах он создал детский опера-балет «Воробей и ребенок», который можно считать первой работой по созданию оперы в Китае.

В конце 1930-х годов в связи с конкретными историческими обстоятельствами многие прогрессивные композиторы продолжили исследование китайских опер во время волны антияпонского движения и движения национального спасения.

С постепенным ростом профессионалов в музыкальной среде многие произведения, созданные в оперном жанре, стали «визитной карточкой» исторической эпохи того времени.

Они были глубоко любимы людьми и достигли замечательных результатов. Ярким примером послужила опера «Цюцзэ».

В 1940-х годах, после того как Мао Цзэдун опубликовал «Выступления на совещании по вопросам литературы и искусства в Яньяни», наиболее «идейные» композиторы изо всех сил пытались создать свои оперы в Китае. В 1944 году авторским коллективом Академии им. Лу Синя была создана первая китайская национальная опера «Седая девушка». Рождение оперы «Седая девушка» является крупным прорывом в истории классической оперы в Китае и знаковым произведением той эпохи. Она установила типичный образ китайской оперы, указала направление для дальнейшего развития жанра. Это стало убедительным подтверждением его зрелости.

После образования Китайской Народной Республики развитие оперы в Китае было относительно извилистым. После образования КНР всё стало нуждаться в возрождении. В эту мирную эпоху китайская опера пережила беспрецедентное развитие и вступила в относительно стабильную стадию развития. Среди ключевых тем оперы в этот период преобладает восхваление героев и размышления о реальной жизни. Также появляется много замечательных произведений, таких как «Ван Гуй и Ли Сянсян» в 1950 году, «Брак Сяо Эрхея» в 1953 году, «Лю Хулань» в 1954 году, «Песня прерий» в 1955 году, «Алый заря» и «Обида Доу Э» в 1957 году, они были любимы широкой публикой.

Оперная индустрия Китая того времени представляла собой процветающую картину. Среди прекрасных работ этого периода можно отметить такие как: «Красная охрана озера Хунху», написанную в 1958 году, «Весенний гром» (1959 г.), «Красное солнце горы Кешань» (1959 г.), «Лю Саньцзе» (1960 г.), «Красный коралл» (1960 г.),  «Цзян Цзе» (1964 г.) и «Айгуль» (1965 г.). Среди них «Красная охрана озера Хунху» и «Цзян Цзе» достигли пика современного оперного творчества в Китае.

Во время «культурной революции» (с 1966 по 1976 гг.) развитие всех театров в Китае были парализовано, и развитие сценических искусств было сильно ограничено. В этот период развитие китайского музыкального искусства вошло такое явление как «экстремальная» композиция.

В конце 1970-х годов «культурная революция» закончилась, в Китае искусство начало восстанавливаться. Китайские композиторы возобновили сочинение опер, таких как: «Скорбь» (1981 г.), «Пахотная земля» (1992 г.), «Широкие луга» (1995 г.) и другие. Однако, из-за стагнации развития во время Культурной революции, общества композиторов постепенно «сдают» свои позиции.

Китайская опера не может вернуться к своей первоначальной славе. Кроме того, после 1980-х годов упадок оперы и распространение чужих культур заставили зрителей постепенно перестать обращать внимание на оперу. В период трансформации социального искусства китайская опера не имела плавного перехода к массовой культуре, и становилась все более «элитарной», ценившейся небольшим количеством людей.

Таким образом, опера как иностранный продукт искусства пережила более 100 лет развития в Китае. В первой половине двадцатого века китайская опера пережила процесс развития с нуля.

Во второй половине двадцатого века опера претерпела очень сложный процесс развития в Китае.

С 1949 по 1966 год китайская опера постепенно развивалась, формируя свои особенности и имея большую аудиторию.

Десятилетняя Культурная революция остановила развитие китайской оперы и создала трудности для развития китайской оперы.

После реформы и открытости китайская опера открыла новые возможности для развития, хотя и достигла определенных результатов, но стала нишевым искусством. Внедрение зарубежных репертуаров и локализация зарубежных опер развивались в определенной степени.

 

Список литературы:
1. Келдыш Ю. В. Опера, Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 20—45.
2. 中国歌剧史编委会 《中国歌剧史(1920——2000)》套装上下册, 北京大学出版社,2012 年,共987页 Редколлегия по истории китайской оперы, История китайской оперы (1920-2000), г. Пекин, издательство Пекинского университета, 2012 г., 978 с.
3. 臧一冰,张巍 《中国音乐史(第 3 版)》,武汉大学出版社,2011 年,共297页 Цзан Ибин, Чжан Вэй, История китайской музыки (3-е издание), г. Ухань, издательство Уханьского университета, 2011 г., 297 с.
4. 梁茂春《中国当代音乐》,上海音乐学院出版社,2004年,共257页 Лян Маочунь, Современная китайская музыка, г. Шанхай, издательство Шанхайской консерватории, 257 с.