Статья:

Мотивы названия ойконимов Джизакской области

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи)

Выходные данные
Давурова Х.Х. Мотивы названия ойконимов Джизакской области // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 65-73.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивы названия ойконимов Джизакской области

Давурова Холида Хайдаровна
преподаватель, Ташкентский налоговый колледж, Узбекистан, г. Ташкент

 

MOTIVES OF THE NAMINGS OF ETHNOOIKONYMIES OF JIZZAKH REGION

 

Holida Davurova

Teacher, Tashkent Tax college, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Данная статья посвящена описанию мотивов названий этноойконимов. Согласно мотивам названий ойконимов они делятся на следующие группы: этноойконимы, антропоойконимы, фитоойконимы, гидроойконимы, геоморфологические ойконимы.

Этноойконимы формируются на основе названий родов, племен, народов и национальностей. В соответствии с этим этноойконимы делятся на две группы: этноойконимы, сформированные на основе родов и племен, а также этноойконимы, образовавшиеся на основе названий народов и национальностей. Основу этноойконимов, сформированных на базе названий родов и племен, составляют племена кунгратов и кипчаков и их подразделения, с точки зрения охвата большая роль отводится названиям ответвлений и сетей мангытов, кангли, лакай, кирк и юз. А этноойконимы, сформированные на основе названий народов и национальностей, появились на базе таких этнонимов, как туркмен, кореец, казах, иранец, люли (одна из восточных ветвей цыган, распространенных в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Киргизии), джуги (так таджики назвают люли), таджик и турок.   

Этноойконимы, сформированные на основе названий родов, племен, народов и национальностей, занимают важное место в системе ойконимов Джизакской области.

Abstract. This article is devoted to the description of ethnooikonymies by the motive of their naming. By the motives of naming, oikonymies are divided into following groups: ethnooikonymies, anhtropooikonymies, fitooikonymies, gidrooikonymies, geomorphologic oikonymies.

Ethnooikonymies form on the basis of the names of specific families, tribes, nations and peoples. Coming from this, ethnooikonymies divide into two groups: ethnooikonymies based on the names of families and tribes, and ethnooikonies based on the names of the nations and peoples. Ethnooikonymies from the names of the families and tribes mainly originate in the names of kungirat and kipchak tribes and their component parts, and also the names of specific families such as mangit, kangli, lakay, kirk, yuz and their component parts. Ethnooikonymies based on the names of the nations and peoples come from ethnonyms such as turkmen, korean, kazakh, iran, luli, jugi, tadjik and turk.

Ethnooikonymies formed on the basis of the names of specific familes, tribes, nations and peoples have a significant role in the system of oikonies of Jizzah region.

 

Ключевые слова: этноойконимы; антропоойконимы; фитоойконимы; геоморфологические ойконимы; гидроойконимы.

Keywords: etnooykonymies; antropooykonymies; fitooykonymies; geomorphological oykonymies; gidrooykonymies.

 

Этноойконимы являются одним из самых древних топонимических слоев языка и считаются важным источником в изучении и объяснении истории определенного народа, этнического состава, выявления границ распространения.   

Большая часть этноойконимов формируется в связи с именами исторических личностей, профессиями и ремеслами людей, занятиями, географическим строением местности, с ее рельефом, животным и растительным миром.

Исходя из этого, ойконимы Джизакской области можно поделить на следующие группы: 

а) этноойконимы;

б) антропоойконимы;

в) фитоойконимы;

г) гидроойконимы;

д) ороойконимы;

е) геоморфологические ойконимы.

Изучение этнонимов и образованных на их основе этноойконимов считается важным источником знаний о языковых особенностях родов, племен, этнических групп и народов, причинах появления той или иной формы названия.

Будет недостаточно использовать только лингвистические методы в изучении названий, хранящих в своем составе сведения, свойственные структуре различных родов, в частности этноойконимов. Следует также принять во внимание влияние различных социальных факторов, способствующих появлению таких названий местностей. 

Можно встретить множество ойконимов, сформированных на основе названий родов, племен, народов и национальностей, в лексическом составе этноойконимов Джизакской области.

Согласно этому этноойконимы делятся на следующие группы:

1) этноойконимы, сформированные на основе названий родов и племен;

2) этноойконимы, сформированные на основе названий народов и национальностей.

Хотя названия узбекских родов и забыты, большая их часть живет и по сей день в названиях мест в пределах границ Джизакской области, то есть в составе ойконимов. В качестве таких этнонимов можно показать племена барласов, бешкалов, бешбола, дурмонов, жалойиров, мангытов, найманов, сароев, кангли, кирк, кипчаков. Эти этнонимы были сохранены в качестве названий мест во всех районах области. 

Среди племен узбекского народа самое известное – племя кипчаков, это слово или этноним обладает большой исторической действительностью. Поэтому его смысл и смысловые границы менялись. Основываясь на мыслях, приведенных в произведениях «Шажараи тарокима» ва «Шажараи турк» (Родословное древо тюрок), русский ученый Н.А. Баскаков приводит формы слова кипчак как кипчак или кипичак и отмечает, что оно передает такой смысл, как кора дерева или ствол дерева [4]. Махмуд Кошгарий в своем произведении «Девону луготит турк» писал о том, что кипчаки образуют большую группу тюркских народов [11, c. 469].  На сегодняшний день многие ученые, опираясь на взгляды Махмуда Кошгария, считают, что народы, входящие в нынешнюю группу кипчаков, являлись выходцами из древних кипчакских групп. Кипчаки встречаются в этническом составе ряда тюркских народов, таких как узбеки, казахи и каракалпаки. 

Известно, что кипчаки, или кочевые узбеки, входящие в состав узбекской национальности, придя в Среднюю Азию в XVI веке, смешались здесь с местными узбеками. Некоторые ученые, говоря о перемещениях кипчаков в начале XVI века, считают, что история их прихода в Среднюю Азию началась после XVI века. Хотя эти мысли не совсем соответствуют исторической правде, тем не менее в некоторой литературе авторы придерживались этой позиции на протяжении длительного времени [9, c. 137]. Наверное, поэтому русский ученый А.К. Боровков в свое время также придерживался этой точки зрения [5, c. 4-5].

Существует достаточно аргументов, подтверждающих, что кипчаки издревле проживали в Мавераннахре. Русский историк, ученый-востоковед, этнограф Н.А. Аристов писал, что кипчаки в 159 г. до нашей эры проживали в Фергане, Зарафшанской долине, Ташкенте и Хорезмском оазисе [2, c. 10-12].  

Русский ученый-востоковед В.В. Бартольд связывает происхождение кипчаков с куманами [3, c. 654]. А. Отажонова проанализировала этноним кипчак в связке с этнонимом кубан / куман, а исследователи К.И. Петров и С. Отаниёзов пришли к следующему выводу: «Итак, слово «кипчак» означает «желтенькие, светло-желтенькие» [15, c. 128]. Ученый-языковед М. Мамедов выдвигает мысль, что кипчаки переселились к границам современного Азербайджана в IV-VI веках в составе племен хунн и хазаров [12, c. 46].

Если принять во внимание, что в XIV-XV веках в Дашти Кипчаке государство узбеков составляли казахи, каракалпаки, нутаи, можно верить в то, что они произошли в недавнем времени от одного общего союза, а именно из объединения кипчаков и узбеков [8, c. 63-69].

Согласно сведениям ученого-этнографа К. Шониёзова, племя кипчаков делится на несколько родов, таких как кугай, бугач, кумушой, улмас, яшик, жайдок, пучугой, элатон, бугаз, отим, тоз, сирмок, еттикаша, кутлуғ сеид, черик, кукбуйин, турайгир, товулди, чангарокчи, чиял, кулон, окбуйра, корабовур, бошкирт, тикон, коратикон, сарикинчов и корабуйин [19, c. 168]. Сегодня такие роды племени кипчак, как жадик, гумбаз, еттиуруг, ойтамгали, сиргали, куштамгали, камчион, жувонли, самонотли, чумичли, урай, окбуйра, ойтамгали, каркарали, сохранились в названиях мест Джизакской области, где они проживали, а именно в качестве этноойконимов. В частности, такие как Кипчок, Жадик, Гумбаз, Бешбола, Еттиуруг, Сиргали, Қуштамгали, Камчион, Жувонли, Окбуйра, Ойтамгали, Туёкли, Чумичли, Корамуйин, Каркарали.

Род мангытов – название одной из древних этнических групп в истории узбекского народа. Это слово в разных источниках представлено как мангит, манкит, манкут. Мангыты проживали в Зарафшане, Кашкадарьинском оазисе и Хорезме. О них упоминается в произведениях Ибн Арабшоха «История Амира Темура», Хафиза Таниш Бухорий «Абдулланома» и Абулгозий Баходирхона «Родословное древо тюрок» [1, c. 48].

В произведении русского историка, ученого Н. Ханыкова «Описание Бухарского ханства» отмечено, что мангыты делятся на три большие ответвления: окмангыты (дословно: белые мангыты), кукмангыты (синие мангыты) и корамангыты (черные мангыты) [18, c. 249].

В свою очередь, племя мангытов делится на несколько больших и малых родов, таких как окмангыт, тукмангыт, корамангыт, очмангыт, чаламангыт, бойгунди мангыт, мирхужа, исобой, гаулак, куза, тоз, корабайир, бакирчи, кула тамгали, мангыт козок, ун икки чукай, галаботир, бешкал, чобакчак, узуволай [6, c. 594].

Этимология слова «мангыт» также истолковывается по-разному. А. Ишаев считает, что этноним мангыт состоит из частей манг и -ат [10, c. 63-65], где манг связан с названием рода минг узбекского народа, аффиксы -ат, -т на алтайском языке передают значение «собранный», «сгруппированный». Хотя этнонимы мангыт и минг и являются названиями двух племен, с точки зрения смыслового содержания и принципа возникновения они одинаковые [14, c. 288].

Этноним мангыт также проанализирован в научной работе А. Отажоновой. Она подчеркивает, что среди высказанных рядом ученых мнений о данном этнониме больше придерживается анализа А. Ишаева [15, c. 128].

Названия мангыты и их подразделения полностью сохранились в составе названий мест. В частности, примером этому могут служить ойконимы в составе названий кишлаков Тайлак, Куса в Галляаральском районе, Юкорикуса, Пасткуса – в Фаришском районе, Бешкал – в Зааминском, Галляаральском районах Джизакской области.   

Род кангли – один из родов, входящий в состав узбеков, каракалпаков и казахов. Кангли, входящие в состав узбекских родов, делятся на четыре крупные ответвления: сарикангли (дословно: желтые кангли), коракангли (черные кангли), оккангли (белые кангли) ва кукканғли (синие кангли) [17, c. 80]. Название рода кангли перенято кишлаками Кангли и Шеркангли в Галляаральском районе Джизакской области. Ученый-этнограф  К. Шониёзов в своей книге «Государство кангов и кангли» дал сведения о том, что, согласно внутреннему делению рода кангли, они поделены на такие отвлетвления, как  иргали, болгали, кугали, аришли [16, c. 168]. На территории Джизакской области можно также встретить места, именуемые названиями ответвлений рода кангли. Например, кишлаки Болгали в Галляаральском районе и Аришли в Фаришском и Шараф-Рашидовском районах.

В произведении Абдулгозий Баходирхона «Родословное древо тюрок» кангли показаны как один из очень древних родов. Представители рода кангли в III-II веках до нашей эры проживали вдоль рек Сырдарья, Зарафшан и Амударья [7, c. 98]. Ученый-этнограф К. Шониёзов также приводит сведения, что представители рода кангли в VI-VIII веках жили у рек Талас, Чу, озера Балхаш, Аральского и Каспийского морей, в Южной Сибири, Хорезмской, Самаркандской областях. 

В качестве древнего тюркского рода кангли также входили в состав узбеков, каракалпаков, казахов, киргизов, крымских татар. Как упоминается в китайских источниках III-IV вв. и книге «Авеста», вдоль нижнего течения реки Сырдарьи и вдоль берегов Арала находилось государство Кангюй-Канх.

Название населения этого государства представлено в таких формах, как канг, канх, канга, кангу, канғда, канли, канғит, кангас, канаг, кангюй, кангас [14, c. 288].

Еще одно из крупнейших узбекских племен – племя кунграт. Кунгратцы жили в Зарафшане, Кашкадарье, Сурхандарье, Хорезме, а их предки – в Монголии. В XIII веке вместе с войсками Чингизхана кунгратцы пришли в Центральную Азию и в XIV веке переселились в Хорезмский оазис. В XIV-XV веках они обосновались в Хорасане, Хисарско-Шерабадской долине и Северном Афганистане. Во второй половине XVIII – начале XIX века Хивинским ханством управляла династия узбекских кунгратов. Кунгратцы входили в состав таких тюркских народов, как узбеки, казахи, каракалпаки, киргизы, башкиры, ногайцы [16, c. 250].

Об этимологии слова кунграт существуют различные мнения. Этноним состоит из частей  кунғир и от. Некоторые исследователи подчеркивают, что слово кунграт выражает такой смысл, как бурый, черный, желтый, русый волос, серый волос, черноватый [16, c. 650].

Согласно другим взглядам, смысл этнонима не связан с цветом, а передает такое содержание, как высота, поверхность, не покрытая камнем, малый объем, некрутая высота. Еще одна группа исследователей отмечает созвучность слова кунгир монгольскому хонхор, показывая, что оно означает глубину, впалую землю, ухаб [13, c. 247].

А. Отажонова, исследовавшая в своей научной работе этнотопонимы Хорезмского оазиса, считает правильным связать этноним кунграт со словами монгольского языка, передающими смысл бурый, серый волос, коричневый цвет [15, c. 128].

Все перечисленные толкования основаны на этимологии народа. В лексеме кунграт, считающемся древним тюркским словом, аффикс –ат означает собранность, сообщество, община. Этноним кунграт не имеет никакого отношения к слову, обозначающему цвет – бурый. Слово кунграт образовалось путем соединения монгольских слов хун и керей и передает значение черная ворона, человек-ворон. Слово кунграт состоит из частей хун+керей+т, имеет формы хункират – куншрат – кунграт. Ворон /керей/ у древних тюркских и монгольских народов считался священным живым существом. Ворон – это тотем. Таким способом появилось название племени, а из него название места, то есть сформировался этноойконим.  

Названия родов, вошедшие в состав племени кунграт, которыми названы места, также встречаются на территории Джизакской области. Это такие названия родов, вошедшие в состав племени, как абиз (авиз), бешбола, беклар, боймокли, бойкунгир, болгали, довул, калсари, куса, майда, мерган, ойтамгали, окдантуккан, тукай, тентак, узун, хуросон, хужа, кандибой, коракурсок, кора, кутчи, чувуллок, из этнонимов образовались названия мест. В частности, расположенные на территории Джизакской области места с такими названиями, как Обиз, Бешбола, Боймокли, Бойкунгир, Болгали, Довул, Калсари, Куса, Майда, Мерган, Ойтамгали, Окдантуккан, Тукай, Тентак, Узун, Хуросон, Хужа, Кандибой, Коракурсок, Кора, Кутчи, Чувуллок, являются доказательством наших научных мыслей [17, c. 80].

Таким образом, в системе ойконимов Джизакской области также существуют названия мест, произошедшие от названий родов и их подразделений, таких как лакай, кирк, юз. Сюда входят такие подразделения рода кирк, как кирк, чибар, удамали, сугунбой, жадик; рода юз – хитой юзи, чибат, шодмонтуби, карапчи, солин, сарипичок, сартюзи; рода лакай – чиркуровук, чол, кунгир, байрам. Из этих этнонимов образовались этноойконимы  Кирккулок, Товличибар, Удамали, Сугунбой, Жадик, Хитоиз, Чибат, Шодмонтуби, Карапчи, Солин, Сарипичок, Сартюзи, Чиркуровук, Чолкишлок, Бойкунгир, Байрам.

Наряду с этноойконимами, сформированными из названий родов и племен, тоже довольно много и этноойконимов, образованных на основе названий народов и национальностей. Это можно увидеть на примере названий мест, свидетельствующих о том, что среди этноойконимов Джизакской области распространялись и проживали различные народы: 

1) на основе этнонима туркмен: махалля Туркмен в Зааминском районе, название кишлаков Туркмен в Зааминском и Галляаральском районах;

2) на основе этнонима кореец: кишлак Кореец в Галляаральском районе;

3) на основе этнонима казах: аул Казах в городе Гагарин Джизакской области, название кишлаков Козоковул в Дустликском и Галляаральском районах;

4) на основе этнонима иранец: кишлак Иранцы в Галляаральском районе;

5) на основе этнонима люли, джуги: кишлак Люликишлак, расположенный рядом с кишлаком Хайработ Джизакской области;

6) на основе этнонима таджик: кишлак Таджиккишлак в Бахмальском районе;

7) на основе этнонима турок: название кишлаков Турок в Бахмальском и Шараф-Рашидовском районах.

Вместо выводов можно сказать, что племена кунграт и кипчаков, а также их подразделения, названия ответвлений, являющиеся крупными с точки зрения  удельного веса роды мангыт, кангли, лакай, юз, кирк и названия их ответвлений, занимают важное место в формировании этноойконимов на территории Джизакской области. 

 

Список литературы:
1. Абулгозий Баходирхон. Родословное древо тюрок. – Ташкент: Чулпон, 1995. – С. 48. 
2. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. // Живая старина. – СПб.: Типография С.Н. Худекова, 1896. – Вып. 3-4. – С. 10-12.
3. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана // Сочинения. Т. II. Ч. 1. – М.: Наука, 1963. – 661 с.
4. Баскаков Н.А. К вопросу о происхождении этнонима кыргыз // Советская этнография. – 1964. – № 2. – С. 92-94.
5. Боровков А.К. Алишер Навои как основоположник узбекского литературного языка // Алишер Навои. – М., 1946. – 128 с.
6. Грамматика узбекского языка. Т. VI. Морфология. – Ташкент: Фан, 1975. – 610 с.
7. Дониёров Х. Генеалогия и диалектика узбекского народа. – Тошкент: Фан, 1968. – Б. 98.
8. Дониёров Х. История кипчакских узбеков и об этнониме кипчак. – Самарканд, 1966. – С. 63-69.
9. Дониёров Х. Старый узбекский литературный язык и диалекты кипчаков. – Ташкент, 1986. – С. 7-10
10. Ишаев А. Об этимологии слова мангыт // Вопросы узбекского языка и литературы. – 1958. – № 2. – С. 63-65.
11. Кошгарий М. Девону луготит турк.– Ташкент: Фан, 1960-1963. – Т. 3. – С. 499. 
12. Мамедов М. Названия народов в названиях мест. – Ташкент: Фан,– С. 46.
13. Монгольско-русский словарь. – М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957. – 716 с.
14. Нафасов Т. Толковый словарь топонимов Узбекистана. – Ташкент: Фан, 1988. 
15. Отажонова А. Этнотопонимы Хорезма. – Ташкент: Фан, 1997. – С. 10-12.
16. Узбекская советская энциклопедия. – Ташкент: УСЭ, 1971. – 832 с.
17. Уринбоев Б. Толкование топонимов Джизака. – Самарканд, 2007. – С. 11-14.
18. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1843. – С. 5-7.
19. Шониёзов К. Государство Канг и кангли. – Ташкент: Фан, 1990. – С. 6-8.