Применение элементов этимологического анализа слова как средства объяснения непроверяемых написаний в 6 классе (на примере УМК Т.А. Ладыженской)
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Применение элементов этимологического анализа слова как средства объяснения непроверяемых написаний в 6 классе (на примере УМК Т.А. Ладыженской)
THE USE OF ELEMENTS OF ETYMOLOGICAL ANALYSIS OF THE WORD AS A MEANS OF EXPLAINING UNVERIFIABLE SPELLINGS IN GRADE 6 (ON THE EXAMPLE OF UMK T.A. LADYZHENSKAYA)
Farida Selimova
Student branch of Stavropol state pedagogical University in the city of Essentuki, Russia, Essentuki
Marina Lokteva
Сandidate of Philological Sciences, associate professor, branch of Stavropol state pedagogical University in the city of Essentuki, Russia, Essentuki
Аннотация. В УМК Т.А. Ладыженской упражнения с применением элементов этимологического анализа встречаются в разделе «Этимология» в учебнике 6 класса в небольшом количестве. Однако применение приемов этимологического анализа способствует развитию умения замечать и узнавать явления языка, что в свою очередь повышает уровень грамотности обучающихся.
Abstract. In T.A. Ladyzhenskaya's UMK exercises with application of elements of the etymological analysis meet in the section "Etymology" in the textbook of the 6th class in small quantity. However, the use of etymological analysis techniques contributes to the development of the ability to notice and recognize the phenomena of the language, which in turn increases the level of literacy of students.
Ключевые слова: этимологический анализ; непроверяемые написания; 6 класс, УМК Т.А. Ладыженской.
Keywords: etymological analysis; unverifiable spellings; grade 6; UMK T.A. Ladyzhenskaya.
Наблюдаемая повсеместно проблема снижения уровня грамотности приобретает и в настоящее время особую значимость. Нынешние ученики почти не читают художественной литературы. Интерес к урокам русского языка у современных учеников достаточно низкий. С учетом, что традиционные методики обучения орфографии становятся неэффективными, необходим поиск новейших методик и приемов, призванных повысить интерес в изучении данных дисциплин. Использование этимологического анализа позволит преподавателю в решении одной из наиболее значимых проблем преподавания русского языка – обучении школьников орфографии. Общепризнанным является факт, что непроверяемые (словарные) написания – один из сложнейших аспектов обучения орфографии. На уроках русского языка в 5-9 классах словарные слова обычно принято заучивать без предварительных объяснений. Часто в педагогической практике словарная работа проводится без взаимосвязи с другими видами орфографической работы. Однако такой подход не всегда способствует качественному усвоению материала.
Обычно обучающийся лучше усваивает информацию о лексическом значении слова, о его содержании, а не грамматической форме. Поэтому истолкование лексического значения слова, истории его возникновения при проведении словарной работы является эффективным методом изучения многих написаний, особенно непроверяемых.
Цель настоящей статьи – показать проблему внедрения элементов этимологического анализа в процессе объяснения непроверяемых написаний в 6 классе.
В учебно-методическом комплексе русского языка для 5-9 классов под редакцией Т.А. Ладыженской изучение элементов этимологического анализа начинается в 6 классе [1, с. 100-102]. Применение на уроке элементов этимологического анализа дает возможность показать, что орфография тесно связана с историческими процессами в языке.
Кроме того, элементарные приемы этимологического анализа являются эффективным способом обогащения словарного запаса школьников среднего звена, который помогает объяснить непонятные термины и слова, появляющиеся в связи с изучением новых предметов. Если термины имеют абстрактный характер, они запоминаются труднее. С применением приемов этимологического анализа отвлеченное по значению слово, объясняемое с точки зрения предметного представления, становится понятным и запоминается легче. Такой вид анализа возможен при изучении как заимствованных слов, так и исконно русских.
Однако этимологический анализ как таковой ограничено используется в обозначенном УМК Т.А. Ладыженской.
Рассмотрим упражнения с применением элементов этимологического анализа, представленные в учебнике для 6 класса.
Так, в упражнении № 178 предлагается распределить слова в две колонки. В первую колонку обучающийся должен занести слова, у которых состав, способ и образование он может объяснить. А во вторую – слова, для которых потребуется этимологический словарь, чтобы определить состав и способ образования.
В упражнении № 179 предлагается подготовить выступления по истории слов с использованием этимологического словаря.
В упражнении № 263 учебник предлагает подготовить выступление о происхождении имен.
Приемы этимологического анализа на уроках позволяют сделать запоминание более легким, позволяет заинтересовать учеников. Самостоятельный поиск возможных правильных решений расширяет кругозор учащихся. Упражнения с элементами этимологического анализа могут стать интересным занятием, а найденные истоки современных слов, пополняют словарный запас.
Таким образом, УМК Т.А. Ладыженской не использует этимологический анализ системно и планомерно в рамках 6 класса. Что создает необходимость создания четкого подхода к применению этимологического анализа в качестве средства повышения уровня грамотности.
Для достижения поставленной цели необходимо соблюдение ряда условий: грамотности преподавателя в вопросе истории русского языка; умения работать с этимологическими словарями и владения информацией о существующих словарях; владение приемами этимологического анализа.
Кроме того, необходимо глубокое понимание учителем необходимости поиска новых, эффективных методов и приемов, которые помогли бы сформировать интерес к изучению русского языка; демонстрировать необходимость изучения языка с применением элементов этимологического анализа. Работа с использованием этимологического анализа должна быть регулярной, планомерной, учитывать возраст и предыдущие знания, должна быть ориентирована на расширение словарного запаса, общей эрудиции и грамотности. Например, в пособии Л.И. Шелеповой «Русская этимология: теория и практика» [2] предлагается при обучении элементарными приемами этимологического анализа научить обучающегося:
- выделять орфограмму в словарном слове,
- определять этимологический характер слова (исконное или заимствованное; источник заимствования),
- сформировать умение определить и указать опорное слово (этимон), а также (если необходимо) этимологические суффикс и приставку,
- с учетом этимологического значения, формулировать словарное значение объясняемого слова,
- понимать и представлять этимологическое гнездо или группу одноструктурных образований.
Таким образом, если понять основные причины орфографической неграмотности обучающихся: неумение применить правила орфографии, отсутствие языкового чутья, ограниченный интерес к чтению вообще и художественной литературе в частности, ограниченный интерес к самим урокам русского языка, отсутствие четкой системы работы учителя – можно решить ряд проблем в этом направлении, в том числе путем введения элементов этимологического анализа. Умению грамотно писать предшествует умение замечать и узнавать явления языка. Обучающиеся 6 классов, подумав об истоках слова, применив элементы этимологического анализа смогут, разложить слова на составные части, подыскать им родственные формы и избежать орфографических ошибок.