Статья:

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Ельцова О.В. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ

Ельцова Ольга Валерьевна
учитель начальных классов, Средняя общеобразовательная школа №3, РФ, г. Надым

 

YOUNGER SCHOOLBOY AND COMPUTER. PROBLEMS AND RISKS

 

Olga Eltsova

Primary school teacher Secondary School № 3 of Nadym, Russia, Nadym

 

Аннотация. Компьютер, наряду с несомненными коммуникационными и образовательными преимуществами, несет в себе и ряд рисков, сопряженных с не всегда положительным воздействием на психику ребенка, а также влиянием на его социальную адаптацию и, как следствие, полноценную интеграцию в общество. В рамках настоящего исследования автором будет проведен анализ возможных угроз и рисков, с которыми сталкивается ребенок младшего школьного возраста при работе с компьютером.

Abstract. The computer, along with undoubted communication and educational advantages, carries a number of risks associated with not always positive effects on the child's psyche, as well as the impact on his social adaptation and, as a result, full integration into society. Within the framework of this study, the author will analyze the possible threats and risks faced by a primary school–age child when working with a computer.

 

Ключевые слова: младший школьник; информация; компьютер; цифровые технологии; воздействие; риски.

Keywords: junior schoolchild; information; computer; digital technologies; impact; risks.

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, одним из аспектов полного и всестороннего развития младших дошкольников является приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности [1].

Так, ориентация детей младшего школьного возраста в современных цифровых и коммуникационных технологиях, равно как и формирование у них способностей к применению данных инструментов в процессе решения коммуникативных и познавательных задач, относится к одному из основополагающих элементов начального образования.

Кроме того, образовательный процесс в условиях современной школы построен на выполнении заданий, требующих работы на компьютере, с использованием сети Интернет для поиска дополнительной информации. Естественно, происходит вполне закономерное приобщение учащегося к виртуальной среде. Еще большую актуальность данная проблема приобрела с распространением пандемии коронавирусной инфекции, способствующей переходу образовательного процесса в онлайн-среду.

При этом работа за компьютером развивает интеллектуальные способности ребенка, способствует развитию общего уровня его эрудиции, а также благоприятно влияет на формирование разные видов памяти, тогда как общение в социальных сетях способствует расширению круга знакомств и интересов, а проведение досуга в онлайн–играх помогают развитию воображения [2].

Целесообразно выделить положительные и отрицательные аспекты работы младшего школьника с компьютерными технологиями. Так, время, которое учащийся проводит за компьютером и в сети Интернет, обладает двойственным воздействием на дальнейшее развитие его личности – как положительно, так отрицательно.

В этой связи возникает закономерный вопрос – способен ли ребенок младшего школьного возраста, интегрированный в такой учебный процесс полноценно социализироваться в будущем?

Специфика восприятия современных цифровых технологий у детей младшего школьного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что современный ребенок имеет полный доступ к устройствам (ноутбуки, персональные компьютеры, смартфоны): смотрит мультфильмы, общаются со сверстниками посредством месседжеров, онлайн–игр.

Вместе с тем, утверждать, что ознакомление и привитие навыков работы с компьютером в раннем возрасте будет способствовать интенсивному процессу развития личности ребенка, с полной уверенностью нельзя. Прежде, чем решить вопрос о предоставлении ребенку доступа к компьютеру, следует проанализировать, какие именно последствия могут его ожидать. В данном контексте следует отметить, что компьютерные игры, помимо развития воображения, формируют у ребенка иллюзию реального общения, не формируя при этом коммуникативный навык. В особенности это характерно для стеснительных детей, для которых живое общение создает излишнее эмоциональное напряжение.  Компьютер же предоставляет ребенку доступ в более комфортный для него мир, в связи с чем, постепенно происходит отторжение реальности и сопутствующих ей проблем с учебой или общением со сверстниками.

Такой уход в виртуальную реальность способен развить в ребенке подобие психологической зависимости от компьютера, когда «общение» с ним настолько вовлекает его, что даже попытки родителей повлиять на школьника завершаются истериками и скандалами. Также не следует забывать, что любая игра является азартной, а азарт может захватывать ребенка на долгий период: проиграв, ребенок стремится выиграть, а выиграв – закрепить полученный успех.

Совокупность перечисленных факторов сформировали относительно новый тип зависимости, известный в литературе, как компьютерная зависимость. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [3]. Следовательно, зависимость от компьютера представляет собой пристрастие к использованию компьютера либо сети Интернет, приводящее к резкой потере интереса ко всем остальным видам деятельности и снижению социальной активности. Компьютерная зависимость наиболее часто проявляется в детском и подростковом возрасте, независимо от пола. Неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, имеет большую долю вероятности со временем перерасти в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка.

Следует обратить внимание и на то, что характерной чертой развивающейся компьютерной зависимости является не само время, которое школьник проводит в Интернете либо за компьютером, а непосредственно концентрация его интереса на виртуальной среде, вытесняющая реальный мир. Одними из наиболее распространенных признаков, свидетельствующих о признаках развития компьютерной зависимости у ребенка младшего школьного возраста, принято считать «потерю контроля» над временем, проведенным за компьютером, а также снижение (либо полную потерю) у него интереса к социальной жизни и собственному внешнему виду.

Кроме того, характерными симптомами развивающейся компьютерной зависимости выступают смешанное чувство вины и радости у школьника в процессе работы за компьютером, а также повышенная раздраженность, особенно обостряющаяся в случае, если по каким–то причинам, время проводимое ребенком за компьютером сокращается.

Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам. При наличии одного либо нескольких из перечисленных критериев, у ребенка можно диагностировать компьютерную зависимость.

Профилактика данной психологической патологии среди детей младшего дошкольного возраста должна быть организована на основе принципов системности и непрерывности, с упором на развитие эмоционально–личностной сферы, развитие коммуникативных навыков, а также привитию ученикам эффективным способам работы с компьютером и сетью Интернет. Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно–просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости.

В контексте рассматриваемой проблемы нельзя не упомянуть о рисках не только для психического, но и физического здоровья младшего школьника. Так, работа за компьютером ограничивает активность ребенка, а неправильная посадка может повлечь за собой необратимую деформацию позвоночника и грудной клетки. Кроме того, продолжительное нахождение в положении сидя способно повлечь и ряд нарушений в пищеварительной системе.

Таким образом, необходимо отметить, что компьютерные технологии и цифровые коммуникации способны нести в себе как позитивные, так и негативные черты. Так, если работа с компьютером и сетью Интернет положительно влияет на развитие личности ребенка, чрезмерное увлечение данными технологиями способны нанести и реальный физический и психический вред его здоровью.

Несмотря на то, что основную группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки, профилактика данной патологии необходима, в первую очередь, в среде детей младшего школьного возраста. В этой связи, особое внимание необходимо уделить профилактике описанных выше отрицательных явлений.

Непосредственно же профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, в первую очередь, зависит от родителей и учителей, занимающихся воспитанием ребенка в школе. В первую очередь, родителям необходимо создать условия, способные сделать жизнь школьника более эмоционально насыщенной, а также наполненной реальным общением, которое будет незаменимо виртуальным [3]. Педагогам, в свою очередь, целесообразно установить для детей младшего школьного возраста более гибкие при работе с компьютером в процессе освоения учебных дисциплин [4].

Вместе с тем, и родителям и педагогам следует учесть, что в контексте установления для ребенка определенных рамок работы за компьютером и в сети Интернет ограничивающий подход, в обязательном порядке должен быть уравновешен разрешающим, предполагающим активную позицию в обучении школьника работе с цифровыми технологиями [5].

 

Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения 26.10.2021)
2. Голубев В. В. Санитарно–гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером // Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие. – Москва: Академия, 2017. – 185 с.
3. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – № 20 (154). – С. 394–396.
4. Солдатова Г. У., Львова Е. Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн–рисками // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 3. – C. 29– 41.
5. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. –  № 4 (36). – 2019. – С. 12–26.