Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Давыдова Д.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Давыдова Дарья Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Кемерово

 

THE FEATURES OF FORMING MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS

 

Darya Davydova

Graduate student of the Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов ВУЗа является важным процессом. Подготовка таких специалистов, которые готовы к тому, чтобы после окончания ВУЗа работать именно по полученной специальности требует времени, грамотной комплексной организации воспитательно-образовательного процесса в рамках ВУЗа, методический и практический индивидуальный подход.

Abstract. The formation of motivational readiness for professional activity among university students is an important process. The training of such specialists who are ready to work in their specialty after graduation requires time, competent comprehensive organization of the educational process within the University, methodical and practical individual approach.

 

Ключевые слова: мотивационная готовность студентов, профессиональная мотивация, психолого-педагогическое сопровождение, мотивационные тренинги.

Keywords: students' motivational readiness, professional motivation, psychological and pedagogical support, motivational training.

 

Психологическая природа мотивации в структуре личности связана с профессиональными мотивами (А. А. Вербицкий) [1, с. 20], познавательными (А. К. Маркова), мотивами самоутверждения, достижения, повышения самооценки (А. Маслоу), что является необходимым условием ее комфортного психологического состояния. Структура профессиональной мотивации представлена мотивами «хочу» (интерес к профессии, желание ею заниматься), «могу» (осознание собственных возможностей и профессионально важных качеств), «надо» (осознание общественной значимости профессиональной деятельности). Содержанием компонентов мотивации являются соответствующие мотивы, интересы, отношения, установки и стремления.

Мотивация студентов к профессиональной деятельности, формируемая в процессе обучения, может быть представлена совокупностью познавательных, профессиональных и личностных мотивов, побуждающих к освоению специальности, вызывающих активность и определяющих профессиональную направленность. Совокупность побуждающих мотивов отражает положительное отношение студента к учению и профессиональной деятельности и дает ему стимул для овладения общекультурными, учебно-познавательными и профессиональными компетенциями.

Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Н. Ю. Максимова утверждает, что мотивационная готовность студентов определяется направленностью личности, осознанным принятием ценностей профессиональной деятельности; преобладанием мотивов, обеспечивающих эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности, позволяющих активизировать когнитивный, поведенческий и эмоционально-волевой компоненты личности, необходимые для трансформации теоретических знаний в практические [5, с. 38].

Исследования, проведенные В.А. Иванниковым во многих российских вузах, выявили, что сильные и слабые студенты отличаются совсем не по интеллектуальным показателям. Первостепенно их отличает уровень развития профессиональной мотивации. В сфере профессиональной мотивации значительную роль играет положительное отношение к профессии, так как этот мотив связан с конечными целями обучения.

Результаты социально-психологических исследований, проведенных Б.А. Бакшаевой и А.А. Вербицким, показали, что мотивация учебной деятельности неоднородна. Она зависит от множества факторов. Такими факторами могут выступать: индивидуальные особенности студентов, характер ближайшей референтной группы, уровень развития студенческого коллектива [1, с. 19]. В монографии Н. К. Сергеева и В. В. Арнаутова подчеркивается, что социально-ценностная мотивация к профессиональной деятельности закладывается на первых этапах вузовской подготовки: первый и второй курсы выступают в этом плане как ведущие.

В рамках темы, говоря именно об учащихся высшей ступени образования, хочется подчеркнуть, что студенты, благодаря своей осознанности, на которую влияют ряд факторов – повышенная ответственность за себя и свои поступки, переезд в другой город и смена обстановки, изменение обычного течения жизни, обычно имеют ясные цели и стремятся к их достижению, будучи готовыми приложить усилия для этого. Они, в основном, активно участвуют в учебных и внеучебных мероприятиях, стремясь расширить свой кругозор, улучшить навыки, получить новые знания, понимают важность учебы и несут ответственность за свои успехи и неудачи, часто стремятся к достижению высоких оценок и успеха в учебе, так как это может отразиться на их будущей карьере. Можно сказать, что именно семья и система высшего образования влияет на становление личности студента. Смена привычного образа жизни повышает мозговую активность, подбирая пути лучшей адаптации.

Система высшего образования с первого дня студенчества ведет диалог с личностью, как с уже взрослой и состоявшейся, наталкивая на ситуации и вопросы, где личность сама дорастает до этого статуса. Например, можно сказать о работе с родителями: если в школьной системе родители активно участвуют в жизни ребенка, могут влиять на его выбор, несут ответственность за их поступки в том числе и из-за их несовершеннолетия, то в вузовской системе педагоги и кураторы связываются с родителями только в особых случаях, предоставляя студенту своими силами справляться с неудачами. Важными элементами мотивационной готовности на этом этапе являются направленность личности на самореализацию, саморазвитие и непрерывное образование, выражение гражданской позиции и установок на социальную и профессиональную активность.

Разработкой методов формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗа необходимо заниматься, учитывая возраст, особенности студенческой жизни и организации высшего образования. Для успешного формирования мотивационной готовности, минуя дезадаптацию, необходимо грамотно подобрать программу психолого-педагогического сопровождения. Здесь будет актуально проведение мотивационных тренингов и семинаров. Такие мероприятия помогут студентам понять важность профессиональной деятельности и преодолеть возможные барьеры и сомнения. Также личный пример старшекурсников и истории успеха выпускников ВУЗа поможет поверить в свои силы, увидеть свои возможности и потенциал, вдохновиться, найти собственный стимул. Участие в тематических конкурсах и мероприятиях поможет студентам понять свои сильные стороны и развить интерес к своей профессиональной деятельности. Грамотная, своевременная, профессиональная помощь в определении целей и планов на будущее посредством проведения индивидуальных консультаций может помочь студентам почувствовать мотивацию к профессиональной деятельности. Все формы и методы работы со студентами должны учитывать индивидуальные особенности студентов, так как каждый из них имеет свои собственные мотивы и цели; необходимо, чтобы их мотивация была связана с их профессиональными интересами и желаниями. Это поможет им лучше понять значение профессиональной деятельности и увидеть ее как часть своего личностного развития.

Таким образом, формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗа требует комплексного и индивидуального подхода, учитывая их особенности, цели и интересы. Определяя ориентиры психолого-педагогического сопровождения процесса формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗа, следует отметить, что помимо подготовки их к будущей профессиональной деятельности, предусматривающей овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками (деятельностный компонент готовности), следует уделять внимание психологическим факторам, особенно – формированию положительного эмоционального отношения к будущей профессии, осознанию собственных возможностей и профессионально важных качеств и развитию системы внутренней мотивации, связанной с устремленностью к реализации творческого подхода и самовыражения (психологический компонент готовности).

 

Список литературы:
1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., 2006
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – Издание 2-е, М.: 2007.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23363778 (дата обращения 19.02.2024).
4. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. Москва: Наука, 1988. 192 с.
5. Максимова Н. Ю. Психолого-педагогическое обеспечение мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 37–41.
6. Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Ю. Попова. – М., 2004