Стили родительского отношения к детям у современных отцов и матерей
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Стили родительского отношения к детям у современных отцов и матерей
Аннотация. В статье приведен краткий теоретический обзор стилей родительского отношения к детям. Приведены результаты эмпирического исследования родительского отношения среди отцов и матерей, по таким критериям как: «Кооперация», «Симбиоз», «Инфантилизация», «Контроль».
Ключевые слова: родительское отношение; стиль родительского отношения; Кооперация; Симбиоз; Инфантилизация; Контроль (Авторитарная гиперсоциализация).
Становление личности ребенка происходит в процессе взаимодействия с отцом и матерью. Через это взаимодействие ребенок приобретает и собственный поведенческий репертуар, который во многом определит, не только его личность, но и стиль его общения с другими людьми (и со своими детьми в последствии).
По мнению А.Я. Варги и В.В. Столина, родительское отношение – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [1].
Стиль в психологии понимается как обобщенная система приемов и способов действия. Стиль родительского отношения определяется как устойчивый паттерн поведения, проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с детьми. Впервые стили отношений были выявлены К. Левиным, описавшим демократический, либеральный и авторитарный стиль руководства
В настоящее время существует множество классификаций стилей родительского отношения. Опишем несколько из них подробнее. Г. Крайг [3] разработала классификацию стилей родительского поведения, в основу которой легло соотношение факторов родительского контроля и родительской теплоты.
А.В. Петровский описывает следующие стили детско-родительских взаимоотношений: опека, сотрудничество, диктат, невмешательство [4].
А.Б. Добрович дает следующую классификацию: 1. «Кумир семьи», 2. «Мамино (папино) сокровище», 3. «Паинька», 4. «Болезненный ребенок», 5. «Ужасный ребенок» [2].
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер так же разработали свою классификацию стилей семейного воспитания: 1. Гипопротекция (нехватка опеки и контроля за поведением доходит иногда до полной безнадзорности); 2. Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, большим количеством ограничений и запретов); 3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумир семьи»); 4. Эмоциональное отвержение. 5. Повышенная моральная ответственность (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка) [5].
Наиболее распространенной в психологической теории и практике типологией отношения родителей к детям является типология, предложенная А.Я. Варгой [1]: «Принятие – отвержение» - это фактор интегрального эмоционального отношения. Он отражает общее, целостное отношение к ребенку - положительное, одобряющее и понимающее на одном полюсе, и отрицательное отвергающее, осуждающее – на другом. «Кооперация» - по мнению Варги, - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. «Симбиоз» - отражает прежде всего переживание межличностной дистанции с ребенком. Родитель стремится слиться с ребенком эмоционально и духовно, прожить одну жизнь, вместо двух, оградить ребенка от трудностей, избавить от разочарований. «Авторитарная гиперсоциализация» - представляет авторитарные принципы воспитания и направление его. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точу зрения. «Маленький неудачник». В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Цель исследования – изучить стили родительского отношения у современных отцов и матерей.
Объект исследования. Объектами исследования выступили 220 человек (женщин–124; мужчин–96), в возрасте от 20 до 50 лет, проживающие в больших городах на территории Российской Федерации и имеющие минимум одного ребенка в возрасте до 18 лет. Испытуемые поделены на 3 возрастные группы: 1 группа 20 – 34 лет; 2 группа 35 - 39 лет; 3 группа 40 – 50 лет.
Методика исследования - «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина.
Шкала «Кооперация» - Норма по данному показателю 39,9. Сравнительный анализ показателя Кооперация в разрезе групп мужчин и женщин, дал статистически значимых отличий (U Манна-Уитни р=0,000) Средний ранг в мужской группе – 83,91; средний ранг в женской группе - 131,06. Таким образом мужчины в меньшей степени склонны к кооперации с ребенком, чем женщины. В женской группе в нормативные значения попадает лишь 10% женщин первой возрастной группы. Больше нормы женщины выражают «Кооперацию», т. е. включаются в дела детей, в: 1 гр. – 60%, 2гр. -70%, 3 гр. – 55%, остальные мамы взаимодействуют с детьми меньше нормы.
В мужской группе ситуация иная, большинство мужчин дают «Кооперации» чуть меньше чем требуется детям, т. е. детям не хватает включенности отцов в их дела. Мужчины 2 возрастной группы, при норме в 39,9, максимум который дают детям – это 31,19, а вот мужчины 1 и 3 группы способны давать больше. Однако в разрезе возрастных групп мужчин и женщин, статистически значимых отличий по Критерию Краскела-Уоллиса нет.
Результаты означают, что матери больше включены в дела ребенка, чем необходимо ребенку. Через мерная включенность матерей в дела детей, мешает в формировании самостоятельности и ответственности у ребенка, а в дальнейшем вызовет трудности в сепарации от матерей. А отцы меньше выражают заинтересованность в делах и способностях ребенка, чем ребенку необходимо для гармоничного развития, что может вести к нарушению контакта между отцами и детьми и формировать у детей чувство отверженности.
Шкала «Симбиоз» - Норма по данному показателю 29,3. Сравнительный анализ показателя Кооперация в разрезе групп мужчин и женщин, дал статистически значимых отличий (U Манна-Уитни р=0,000). Средний ранг в мужской группе – 89,03; средний ранг в женской группе - 127,12. В мужской выборке, в разрезе возрастных групп есть статистически значимые отличия по Критерию Краскела-Уоллиса р=0,006, средний ранг в 1 гр. – 59,81; во 2 гр. – 43,43; в 3 гр. – 40,00. В женской выборке нет статистически значимых различий по возрастным группам.
Мужчины в меньшей степени склонны к симбиотическим отношениям с ребенком, чем женщины. В женской группе в нормативные значения попадает лишь 10% женщин первой возрастной группы, остальная масса, за исключением 15% респондентов с низкими баллами, выражают чрезмерный «симбиоз» в отношениях с ребенком. В мужской группе ситуация примерно такая же, большинство мужчин создают с детьми симбиотические отношения, лишь 17% мужчин 3 возрастной группы способны удержать симбиоз в норме данной шкалы.
Большинство родителей, всех возрастных групп, не смотря на возраст детей, ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляют ребенку самостоятельности. Такая модель родительского отношения, затрудняет процесс взросления ребенка, нарушает возрастные нормы прохождения кризисов, не формирует у ребенка самостоятельности и ответственности.
Шкала «Инфантилизация». Норма по данному показателю 77,5. Сравнительный анализ показателя Инфантилизация в разрезе групп мужчин и женщин, дал статистически значимых отличий (U Манна-Уитни р=0,000). Средний ранг в мужской группе – 86,74; средний ранг в женской группе - 128,90. В женской выборке, в разрезе возрастных групп есть статистически значимые отличия по Критерию Краскела-Уоллиса р=0,004, средний ранг в 1 гр. – 51,95; во 2 гр. – 60,50; в 3 гр. – 76,10. В мужской выборке нет статистически значимых различий по возрастным группам.
Мужчины в меньшей степени склонны инфантилизировать ребенка, чем женщины. Однако проводя анализ с учетом нормативных данных, нужно отметить, что лишь 18% мужчин из 3 группы адекватно оценивают способности детей. В женской группе в нормативные значения попадает лишь 10% женщин первой возрастной группы. Большинство как мужчин, так и женщин по показателю «инфантилизация» дают значения меньше нормативных.
Не большие баллы по данной шкале говорят о том, что большинство родителей интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка считают серьезными. Родитель доверяет своему ребенку. Однако маленькие баллы означают, что Родитель видит ребенка старше, по сравнению с его реальным возрастом, что может приводить к завышенным ожиданиям родителей, к обязанностям и требованиям к ребенку, не соответствующим его возрастным нормам.
Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Норма по данному показателю 61,6. Сравнительный анализ показателя Контроль в разрезе групп мужчин и женщин, не дал статистически значимых отличий (U Манна-Уитни р=0,442). Хотя мужчины не много в меньшей степени склонны к контролю детей чем женщины, средний ранг в мужской группе – 106,82; средний ранг в женской группе - 113,35. В мужской выборке, в разрезе возрастных групп есть статистически значимые отличия по Критерию Краскела-Уоллиса р=0,018, средний ранг в 1 гр. – 58,65; во 2 гр. – 41,10; в 3 гр. – 43,72. В женской выборке нет статистически значимых различий по возрастным группам.
В мужской и в женской группе «Контроль» в большей степени не достаточен, баллы ниже нормативных. В мужской группе, лишь 17% мужчин 3 возрастной группе способны удержать «Контроль» в норме данной шкалы. В женской группе, лишь 10% женщин 1 возрастной группе способны удержать «Контроль» в норме данной шкалы.
Низкие баллы по шкале «Контроль» говорят о том, что родители, в общей массе не требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, способны встать на его точку зрения. Однако отсутствие «Контроль», в понимании данной методики, чревато тем, что ребенку не ставятся четкие границы и правила, он не знаком с социальными нормами, а это будет затруднять обучение ребенка в школе и усложнять процесс социализации. Так же низкий контроль показывает, что родитель не следит за социальными достижениями ребенка, его привычками, чувствами, а при такой ситуации, ребенку может не хватать внимания и одобрения в его социальных действиях и чувствах.
По результатам анализа, можно говорить, что родители больше нормы склонны к кооперации и симбиотическим отношениям с ребенком. В большинстве случаев, оценивают способности ребенка выше его возрастных норм. «Контроль» со стороны родителей (определение норм, правил и последствий) - не достаточен.