ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
THE USE OF THE GAME TECHNIQUE OF VOSKOBOVICH IN CORRECTIONAL SPEECH THERAPY WORK IN TEACHING LITERACY TO CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Victoria Borisenko
Master's degree student of the Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Овладение грамотой – важный показатель успешной адаптации детей в школе. В статье поднимается проблема применения эффективных методик обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Некоторые методики могут быть сфокусированы исключительно на языковом аспекте, упуская из виду важность всестороннего развития ребенка, подготовки его к учебной деятельности и повышения мотивации к овладению речью в целом. В рамках подхода к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи используют уникальную игровую методику В.В. Воскобовича, которая включает элементы визуализации, интерактивности и игры.
Abstract. Literacy is an important indicator of successful adaptation of children at school. The article raises the problem of using effective literacy teaching methods for children with severe speech disorders of senior preschool age. Some techniques may focus solely on the linguistic aspect, losing sight of the importance of a child's comprehensive development, preparing him for educational activities and increasing motivation to master speech in general. As part of the approach to teaching literacy to children with severe speech disorders, V.V. Voskobovich's unique gaming technique is used, which includes elements of visualization, interactivity and play.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, обучение грамоте, развивающие игры В.В. Воскобовича, игровая деятельность, старшие дошкольники.
Keywords: severe speech disorders, literacy training, educational games by V.V. Voskobovich, play activities, senior preschoolers.
В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, нуждающихся в особой поддержке для успешного овладения грамотой. Речевое развитие и умение пользоваться грамотой имеют тесную связь. Ученые, исследовавшие различные аспекты языкового развития у детей
Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.П. Белякова, подтвердили прямую зависимость между уровнем развития речи у детей и их способностью к усвоению грамоты.
Каждый ребенок уникален, и подбор методик коррекционной работы должен основываться на индивидуальных особенностях и потребностях каждого конкретного случая. Эффективное применение коррекционных методик, игр и упражнений может существенно помочь в подготовке ребенка к обучению грамоте. Помимо классических методик коррекционной работы также широко применяются игровые методики, направленные на развитие речи и моторики. Это может включать в себя использование специальных упражнений, ритмических игр, а также динамических упражнений для развития координации движений и артикуляции.
Трудности в овладении грамотностью у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста снижают их мотивацию к развитию речевых навыков, что в свою очередь, усугубляет нарушения речевого развития.
Актуальность проблемы обусловлена распространенностью детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, речевые нарушения которых затрудняют процесс обучения грамоте и требует специальных подходов и индивидуальных программ. Традиционные методики могут оказаться недостаточно адаптированными для учета особенностей детей с ТНР, присутствует острая необходимость в сбалансированном использовании игровых методик, включающих развивающие игры, и традиционных учебных методик. Для детей 6-7 лет игровой подход может быть более привлекательным, но важно найти соответствующий баланс между игрой и структурированным обучением для достижения оптимальных результатов.
Кроме того, необходимо учитывать прямую связь между моторикой и языковым развитием.
Важное достоинство игровой методики – это повышение мотивации ребенка к коррекционным занятиям, и обучение детей с ТНР грамоте в игровой форме. Игровая методика учитывает, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Некоторые педагогические приемы обучению грамоте детей с ТНР основываются только на теоретическом изложении материала. В отличии от них развивающие игровые методики формируют интерес детей к учебному материалу.
Такие игры направлены на развитие моторных навыков, творческого мышления и личности ребенка в целом. Они могут представлять собой не только увлекательный способ обучения, но и инструмент для развития социальных навыков и умений сотрудничества.
Когда мы говорим о преимуществах развивающих методик в образовании, мы можем упомянуть:
- интерактивность. Игры предлагают детям активное взаимодействие с обучающими материалами, обеспечивая более эффективное усвоение информации;
- индивидуальный подход. Многие обучающие игры предлагают персонализированный подход, адаптируя уровень сложности к каждому конкретному ребенку;
- мотивация через достижения. Система наград и достижений в играх могут стимулировать детей продолжать обучение и преодолевать трудности;
- развитие разносторонних навыков. Структурированный подход в развивающих играх также способствует более эффективному усвоению материала, поскольку он предоставляет детям конкретные цели и последовательность действий для достижения этих целей. Это не только весело, но и удивительно эффективно, поскольку такой подход демонстрирует, что обучение и развлечение могут успешно сочетаться.
Бесспорным преимуществом развивающих игровых методик также является соответствие запросу современной жизни. В условиях стремительного развития информационных технологий дети обучаются в новой цифровой среде. Традиционный подход к обучению, нацеленный на накопление и запоминание информации, становится недостаточным. Необходим переход к развивающей модели, который открывает перед детьми новые возможности для развития личности, мышления и креативности. Подход, ориентированный на активность, самостоятельность и творческое мышление, способствует формированию у детей не только знаний, но и навыков анализа, решения проблем, исследовательского подхода. Когда речь идет о развивающем обучении, важно учитывать такие аспекты, как мультидисциплинарный подход, использование интерактивных технологий, игровых методик и прочих инновационных педагогических приемов. Основы подобного подхода были заложены в трудах выдающихся психологов и педагогов, таких как Жан Пиаже, Лев Выготский, Мария Монтессори, Йоганнес Кеплер и других.
Вячеслав Вадимович Воскобович создал более 50 уникальных пособий для детей дошкольного возраста, которые доказали свою эффективность в развитии умственных и творческих способностей. Игры Воскобовича не имеют аналогов в мире и являются отечественным продуктом, в котором каждый элемент тщательно продуман и имеет свою историю и назначение [1]. Соответствие техническому регламенту гарантирует их безопасность для детей.
Суть методики Воскобовича заключается в использовании игровых приемов и средств обучения для развития речи, и мышления детей дошкольного возраста. Ключевые особенности методики – это создание доверительной атмосферы между ребенком и педагогом или родителем, а также целенаправленное воздействие на многие аспекты развития ребенка. Такой подход к обучению позволяет детям учиться и развиваться, не переживая излишнего напряжения.
Использование методических разработок Воскобовича, описанных им в книгах «Чтение через игру» [2] и «Развивающие игры В.В. Воскобовича» [1], в коррекционно-логопедической работе, открывает массу возможностей провести занятие с детьми ярко и увлекательно.
Игровой подход, разработанный В.В. Воскобовичем и названный «Сказочные лабиринты игры», способствует развитию социальных навыков, когнитивных способностей, речи, художественного вкуса и физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [4].
Для обучения детей грамоте в работе используются обучающие материалы игровой методики «Сказочные лабиринты игры», включая такие дидактические пособия, как игровой комплекс «Ковтограф Ларчик», графический тренажер «Игровизор» и конструтор «Геоконт».
Игровой комплекс «Ковтограф Ларчик», включающий наборы «Разноцветные веревочки», «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Радужные гномы», «Лев-Павлин-Пони-Лань», способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентации, фонематического восприятия и навыка чтения. Увлекательные сказки, лежащие в основе комплекта, способствуют быстрому запоминанию букв, цифр, форм, развитию умений творческого рассказывания.
Игровые занятия с тренажером «Игровизор» хорошо развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, подготавливают руку к письму.
Конструктор «Геоконт» предназначен для создания разнообразных объектов и букв, как по словесной инструкции, так и самостоятельно, в рамках детской активности. Способствует развитию мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений и навыка конструирования.
Игра «Теремки Воскобовича» является эффективным инструментом для обучения чтению и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Сочетание деревянных кубиков-теремков с согласными буквами и картонных кубиков-сундучков с гласными оригинально. На начальном этапе игры, где ребенок знакомится со звуками и буквами, можно проследить как через игровой процесс он начинает узнавать буквы и соотносить с различными звуками. Это отличный метод для формирования основ грамотности. Когда ребенок начнет составлять слоги, используя кубики-теремки с согласными буквами и кубики-сундучки с гласными, он будет развивать навыки чтения и произношения слогов. Такие игры способствуют обучению звуковому анализу и синтезу, развитию фонематического восприятия – умения слышать и распознавать звуки речи. А обучение составлению и чтению простых слов прекрасный способ развить у детей навыки чтения и логического мышления через интересный и увлекательный подход.
В.В. Воскобович доработал идею звуковых кубиков Зайцева, разработав свою игровую методику «Складушки», предназначенную для обучения детей с ТНР чтению с использованием складовой системы [3]. На каждой странице пособия-книжки «Складушки» представлены изображения и слоги, которые нужно правильно соединить для составления слова. В комплект пособия также входит CD-диск, с озвученными песнями на основе этих слогов. Эти игры помогают детям понять, как слова разбиваются на слоги, что способствует лучшему усвоению чтения и произношения.
Игровое учебное пособие «Буквоград» – игровое поле, состоящее из букв и различных элементов, которые помогает детям 6-7 лет с ТНР осваивать навыки чтения, письма и общей грамотности в игровой форме, развивают фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза. Через игровую деятельность дети знакомятся с алфавитом, учатся составлять слова и читать (рисунок 1).
Рисунок 1. Развивающие игры В.В. Воскобовича и ключевые навыки
Таким образом, игры Воскобовича представляют собой эффективный инструмент развития разнообразных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, включая моторику, восприятие, чтение и письмо.
Игровые методики, созданные В.В. Воскобовичем, сконцентрированы на развитие детей через игру. Они основаны на использовании сенсорики, интеллектуального развития, включая мышление, зрительно-пространственный гнозис и праксис, что в свою очередь, способствует успешному обучению чтению и письму. Сенсорная и интеллектуальная стимуляция важны для развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Использование сенсорных элементов, таких как игры, которые развивают зрительно-пространственное мышление, может способствовать визуализации слов и пониманию структуры письма.
Исследователи отмечают, что использование игровых элементов в учебном процессе может способствовать более эффективному усвоению знаний и развитию разнообразных когнитивных навыков. Это важно для таких ключевых аспектов мышления, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Подводя итог, проведенному анализу в статье, можно утверждать, что применение игровой методики Воскобовича в коррекционно-логопедической работе при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, демонстрирует высокую эффективность. Эта методика способствует всестороннему развитию ребенка с ТНР и его подготовке к учебной деятельности, устраняет мотивационные затруднения и вызывает познавательный интерес к новым знаниям, умениям и навыкам.