Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С СДВГ

Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Гостевская Л.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С СДВГ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(76). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С СДВГ

Гостевская Лариса Валерьевна
воспитатель высшей категории, МБДОУ «Детский сад №224 «Здоровье», РФ, г. Барнаул

 

SPECIFIC FEATURES OF PLANNING LEARNING ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH ADHD

 

Larisa Gostevskaia

Kindergarten teacher of highest qualification grade, Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution “Kindergarten No. 224 ‘Wellness’”, Russia, Barnaul

 

Аннотация. Успешная организация образовательной деятельности при работе с детьми с СДВГ предполагает учёт ряда факторов. В связи с этим в данной статье были организованы и проанализированы особенности рабочего ритма, интеллектуальной деятельности и мышления гиперактивных детей, а также даны рекомендации по организации результативного учебного процесса.

Abstract. Creating a positive learning environment for children with ADHD involves considering a number of factors. Due to that, this article describes the peculiarities of the work rhythm, mental capabilities, and reasoning of children with ADHD, as well as provides recommendations for organizing productive education activities.

 

Ключевые слова: дошкольное образование; СДВГ; синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников; методика обучения детей с СДВГ.

Keywords: preschool education; ADHD; pre-school children with attention deficit hyperactivity disorder; methods for teaching pre-school children with ADHD.

 

В настоящее время, по данным статистики, наблюдается рост функциональных нарушений у детей дошкольного возраста, в том числе увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети с СДВГ — умственно сохранные, они испытывают трудности в освоении образовательной программы и коммуникации со сверстниками и взрослыми, обусловленные проявлением у них признаков парциальной недостаточности в развитии школьно-значимых психофизиологических и высших психических функций [4, с. 65].

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается не только на общем поведении ребенка, на его отношении с близкими, со сверстниками, но и на когнитивном и эмоционально-волевом развитии ребенка, поэтому дети с СДВГ нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении [2, c. 441]. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным, следует учитывать индивидуальные особенности его мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, а также общую специфику работы с детьми с СДВГ.

Организация рабочего места

Для конструктивной деятельности ребёнку с СДВГ необходима тихая, спокойная обстановка. Любые нештатные ситуации и внешние раздражители отвлекают гиперактивного ребёнка от занятия и прерывают процесс обучения. Следовательно, при организации фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий рабочее место ребенка с СДВГ не должно было расположено поблизости от открывающихся дверей, а все шумовые раздражители должны быть удалены.

Оптимальное время для работы

При организации образовательного процесса стоит учитывать, что ребенок лучше всего усваивает материал в начале дня и в начале занятия. Через 10–15 минут работы ребёнок устает и начинает отвлекаться: вертеть головой, двигать конечностями или всем телом. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, организовать физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Краткость инструкции

Все инструкции, которые воспитатель дает гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. Инструкции необходимо делить на короткие части или сокращать для того, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен, перестановки частей информации. В противном случае ребенок не поймет инструкцию, не запомнит ее и не сможет ей следовать. Давая объяснения, нужно также учитывать, что гиперактивные детям трудно выслушивать информацию до конца, и длительное время подчиняться групповым правилам, а также то, что они склонны к быстрой утомляемости.

Последовательность выполнения заданий

Многие педагоги рекомендуют в ходе учебного процесса двигаться от сложных заданий к более простым. Этот метод является рациональным, поскольку в начале занятия ребёнок обладает наибольшим количеством умственных и физических ресурсов. Это верно для всех детей, кроме гиперактивных. Если ребёнок с СДВГ сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он «опускает руки» и полностью теряет сосредоточенность. Гиперактивные дети с наибольшим энтузиазмом воспринимают задачи, выполнение которых легко им даётся. По этой причине в начале занятия необходимо дать легкое задание, такое, с которым ребенок может справиться без напряжения. Например, можно начать с повторения уже пройденного материала.

После первого задания он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Ребенка нужно обязательно похвалить за выполнение задания. Дети с СДВГ особо нуждаются в похвале и поддержке взрослых [6, с. 68].

В конце занятия необходимо вернуться к легким заданиям, поскольку что гиперактивный ребенок быстро утомляется. Педагогу стоит давать такое задание, с которым даже уставший ребенок может справиться. Очень важно, чтобы у ребенка осталось общее ощущение успешности проведенного занятия.

Особенности интеллектуальной деятельности

Зачастую у детей с СДВГ возникают проблемы с консолидацией памяти, то есть с переводом усвоенного материала из кратковременной рабочей памяти в долговременную с возможностью извлечения информации в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичным, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить. Некоторым детям нужны повторения, подкрепленные визуально различными рисунками и схемами.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью. У детей с СДВГ есть интенсивные рабочие периоды, есть и периоды усталости. Учебный процесс стоит подстраивать под ритм работы мозга обучающегося. Если ребёнок смотрит в пространство, перебирает ручки, перекладывает карандаши, необходим перерыв на 5–10 минут. Можно предложить ребёнку переключиться на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее. После восстановления сил и смены вида деятельности гиперактивному ребёнку будет легче вернуться к занятиям.

Особенности мышления

Чтобы нормально развивалось произвольное внимание, память и самоуправление, необходимо тренировать мышление. Мышление ребенка с СДВГ долгое время остается «линейным», т. е. интеллектуальный анализ оказывается возможным по одному параметру и в одном направлении. Это характерная особенность мышления дошкольников 5–7 лет, описанная Пиаже [5, с. 114]. У детей с СДВГ эта линейный характер мышления сохраняется в течение более длительного времени. Положительным моментом здесь является то, что в отличие от ситуации с маленькими детьми, опора на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления могут оказать существенную помощь.

Критерии организации коррекционно-педагогической работы

Организация коррекционно-педагогической работы должна соответствовать 2 основным критериям:

  1. Эмоционально-привлекательная форма занятий, способствующая повышению переносимости предъявляемой нагрузки и улучшающая качество усвоения материала и самоконтроля.
  2. Подбор игр, которые обеспечивают тренировку одной функциональной особенности [1, с. 266].

Параллельное соблюдение двух или трех условий одновременно вызывает у ребенка с СДВГ существенные затруднения. Например, ребёнок не может одновременно быть внимательным, спокойным и сдержанным. Следовательно, предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, необходимо до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

Обстановка на занятии

Обстановка на занятии должна быть легкой и непринужденной. Следует помнить, что самоконтроль и соблюдение дисциплины представляют трудность для детей с СДВГ. Если ребенок целенаправленно тратит усилия на то, чтобы сидеть спокойно и слушать внимательно, он расходует слишком много энергии, переутомляется и теряет работоспособность. Следовательно, педагогу лучше не заострять внимание на строгом соблюдении дисциплины, а проводить занятия в игровой форме. Исследователи также отмечают, что чем драматичнее и эмоциональнее педагог подает материал, тем легче гиперактивному ребенку его усваивать. Гиперактивных детей привлекает все новое, неожиданное и эмоциональное, поэтому, когда воспитатель добавляет в свои объяснения больше экспрессии, это помогает лучше воспринять информацию. Таким образом, при организации образовательного процесса с детьми с СДВГ необходимо соблюдать вышеизложенные критерии организации коррекционно-педагогической работы, учитывать специфику рабочего ритма гиперактивного ребенка, обращать внимание на особенности мышления детей с СДВГ, делать акцент на визуализации и экспрессивной подаче материала. Учёт совокупности данных факторов при планировании занятий позволяет достичь максимальной продуктивности гиперактивного ребёнка и избежать переутомления.

 

Список литературы:
1. Бурачевская О. В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 264–268. 
2. Голубь М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11. – № 1–1. – С. 440–448.
3. Жарикова Н. Л. Особенности организации образовательной среды для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов и молодых ученых. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2011. – С. 50–52.
4. Мухина С. Н. Экология детства: профилактика адаптационных проблем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. ¬– №5 (77). 
5. Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка. — Педагогика-Пресс, 1999. — С. 114—117.
6. Чичерина П. Е. Особенности организации образовательной деятельности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Инновационные реабилитационные технологии в системе психологомедико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: cб. науч. трудов. – М.: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 68–70.