Статья:

Чистоговорки как средство развития звукопроизношения у детей с моторной алалией

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Чухачева Е.В., Апостолова И.А. Чистоговорки как средство развития звукопроизношения у детей с моторной алалией // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 13-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Чистоговорки как средство развития звукопроизношения у детей с моторной алалией

Чухачева Екатерина Владимировна
канд. пед. наук, доцент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Апостолова Ирина Александровна
студент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

CLEAR SAYINGS AS A MEANS OF DEVELOPING SOUND-PRONOUNCING IN CHILDREN WITH MOTOR ALALIA

 

Ekaterina Chukhacheva

Candidate of Pedagogic Science, Associate Professor, Ivan Petrovsky Bryansk State University, Russia, Bryansk

Irina Apostolova

Student, Ivan Petrovsky Bryansk State University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по диагностике уровня развития звукопроизношения у детей с моторной алалией.  Исходя из результатов диагностики звукопроизношения, нами описаны особенности применения чистоговорок в логопедической работе.

Abstract. In the article results of the experimental work on the diagnostics of sound-pronouncing development level in children with motor alalia are presented. Based on the results of the diagnostics of sound pronunciation, we have described features of using clear sayings in speech therapy.

 

Ключевые слова: моторная алалия; звукопроизношение; диагностика, чистоговорка.

Keywords: motor alalia; sound-pronouncing; diagnostics; clear saying.

 

В настоящее время дети с отсутствием или недоразвитием речи, то есть алалией, начинают встречаться всё чаще. Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2]. Многие дети с моторной алалией не могут овладеть языком даже ко времени поступления в школу и остаются не говорящими или почти не говорящими.

При алалии дети не могут найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. В речи таких детей часто наблюдаются парафазии, перестановки, персеверации, что говорит о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе, а также о том, что нарушена подвижность основных нервных процессов. Волкова Л.С. отмечает, что вследствие этого, у детей с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь. [2].

Для развития звукопроизношения у детей с моторной алалией часто используются чистоговорки. Их изучением занимались такие авторы как: М.Г. Генинг, В. Дмитриева, Л.А. Колунова, Л.В. Кривошеева, О.А. Новиковская и др.

О. А. Новиковская считает, что главное достоинство чистоговорок в том, что они непонятные и смешные, а человек так устроен, что его необычное больше привлекает, и запоминает он это легче [5]. Поэтому они с большим успехом используются в логопедической работе с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Их можно применять  на этапе автоматизации, дифференциации звуков и введению их в речь [3]. Чистоговорка - это ритмичный речевой материал, который содержит сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения[1]. Роль чистоговорок велика. Они с большим успехом используются не только для закрепления правильного произношения звуков в предложении и их дифференциации, но и для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для выработки чёткой и внятной речи (дикции), а также в качестве упражнений для тренировки и улучшения работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

Цель нашей опытно-экспериментальной работы: провести диагностику нарушений звукопроизношения у детей с моторной алалией.

Диагностика нарушений в звукопроизношении у детей с моторной алалией проводилось в МБДОУ детский сад комбинированного вида №115 «Ладушки» города Брянска. В диагностике принимало участие 13 детей с моторной алалией из подготовительной группы. Для обследования звукопроизношения нами была использована общепринятая в логопедии методика по Архиповой Е.Ф., опубликованная в работах Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левиной. Детям предлагались задания на обследование возможности изолированного произнесения звука, в слогах разной слоговой структуры, в словах в разной позиции по отношению к началу, концу, середине, а также в предложениях. Уровень звукопроизношения у детей с моторной алалией определялся набранными балами. Максимальное число баллов составляет 24

Общее количество баллов, полученное в результате опытно-экспериментальной работы, распределялось по уровням развития звукопроизношения.

Таблица 1.

Уровни развития звукопроизношения

Уровень

Характеристика

Количество баллов

Высокий

Все звуки произносятся верно или нарушается произношение не более одного звука в предложениях

17-24

Средний

Нарушается произношение 2-3 звуков в словах и предложениях

9-16

Низкий

Нарушается произношение более 3 звуков изолированно, в слогах, словах и предложениях

1-8

 

Проанализировав полученные данные мы пришли к выводу, что большинство детей с моторной алалией имеет низкий уровень звукопроизношения (61 %). Наиболее распространенными оказались смешения в словах и предложениях свистящих и шипящих звуков [с]-[ш] (свекла, шапка - «швекла», «сапка»; на столе чайник и чашка с горячим чаем - «на штоле чайник и часка с горячим чаем»), [з]-[ж] (замок, жук - «жамок», «зук»), [с]-[ч] (сумка, бабочка - «чумка», «бабоска»), [с]-[щ] (автобус, плащ- «автобущ, «плас»), а также сонорных [р]-[л] (рыба, футбол - «лыба», «футбор»; в корзине капуста, картофель, баклажан, свекла - «в колзине капуста, картофель, бакражан, свекра»). Также у детей обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком в словах и предложениях: [р]-[л] (рыба - «лыба»; барабан - «балабан»; на чёрной крыше красная труба – «на чёлной клыше класная тлуба»), [л]-[ль] (лодка - «лёдка»; футбол – «футболь»; на балконе столь и стул – «на бальконе столь и стуль»), (лодка - «водка»; молоток - «мовоток»; белая лодка плывёт - «бевая водка пвывёт»), (шапка - «сапка»; машина - «масына»; кошка шипит - «коска сыпит»), (жук - «зук», ножи - «нозы»; пожарники едут на пожар –- «позарники едут на позар»). Наблюдалось и отсутствие звуков. У всех детей с низким уровнем звукопроизношения было нарушено более 3 звуков.

У детей со средним уровнем развития звукопроизношения наиболее распространённым дефектом оказались замены звуков (не более трёх). Чаще всего заменялись следующие звуки [р]-[л], [ш]-[с], [ж]-[з], [л]-[в].

Детей с высоким уровнем развития звукопроизношения выявлено не было. Результаты диагностики уровня развития звукопроизношения детей с моторной алалией представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень развития звукопроизношения у детей с моторной алалией

 

Результаты диагностики звукопроизношения позволили нам составить дальнейшее планирование работы, а также разработать комплекс чистоговорок по развитию звукопроизношения у детей с моторной алалией

В планирование были включены индивидуальные логопедические занятия по автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков с использованием чистоговорок. Например занятие на тему: «Автоматизация звука [р] в словах и чистоговорках» (задачи: упражнять и закреплять правильное произношение звука [р] в словах и чистоговорках; развивать чувство рифмы, дикцию, слуховое внимание и восприятие, фонематический слух; создавать благоприятный психический настрой). На занятии могут быть использованы следующие чистоговорки:

«Ра-ра-ра – вот высокая гора.

Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.

Ро-ро-ро – тут оставлено перо.

Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?» и др.

Также были включены занятия на дифференциацию звуков. Например, занятие на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах и предложениях» (задачи: учить дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах и чистоговорках; развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление; развивать чувство ритма; формировать положительную мотивацию к занятиям. Примеры чистоговорок:

«Ша-са-ша – наша Маша хороша;

са-ша-са – укусила нос оса;

шу-су-шу – наточил старик косу;

су-шу-су – я траву косой кошу»

Таким образом, чистоговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. При проговаривании чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, совершенствуются акустические параметры  голоса, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.

 

Список литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
3. Дмитриева, В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. - 128 с.
4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. -  М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
5. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. - М.: Астрель, 2009. - 96 с.