Волонтерская деятельность как основа педагогического процесса
Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Волонтерская деятельность как основа педагогического процесса
Свою статью я хочу начать фразой Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского: «Именно любовью к другому человек учится познавать Бога. И поэтому служение ближнему, забвение себя ради него - главное дело человеческой жизни».
У современного общества нет времени на милосердие. Именно времени. Мы не растеряли ни сострадания, ни бескорыстия. Просто у нас очень быстрая жизнь, всегда много работы плюс постоянная необходимость в образовании и самосовершенствовании.
Конечно, мы сострадаем нуждающимся или попавшим в беду, но сострадаем «виртуально», распространяя услышанные просьбы о помощи по интернет - блогам, репостам и сообщениям в социальных сетях. Предполагается, что в конце цепочки эти просьбы окажутся у «того самого» человека, который, посмотрев монитор, не отправит сообщение дальше, а сам пойдет и что-то сделает. Каждый из нас верит, что такой человек обязательно существует. Но многим ли из нас приходит в голову самому стать этим человеком? Просто пойти по указанному адресу и купить хлеба голодающей бабушке, посидеть с ребенком в больнице, посетить больного, купить кому-то лекарство…
Против такого порыва всегда найдутся несколько рациональных аргументов: всем не поможешь, из-за одного усыновленного ребенка сиротство не исчезнет, одной купленной буханкой хлеба или одним визитом в больницу судьбу каждого конкретного человека не изменить, а значит - незачем и начинать. Но если ты сам поможешь кому-то и подашь пример своему ближнему, то польза будет колоссальной.
Отказываясь от возможности помочь нуждающемуся, мы заранее говорим о своем проигрыше, не сделав ни одной попытки, не относясь серьезно к тому, что это попытка может стать реальным шансом для кого-то.
Только факты: одна тысяча рублей в месяц может сделать комфортной жизнь парализованного инвалида, один визит в неделю к одинокому старику избавит его от одиночества, один час в неделю, проведенный с малышом из Дома малютки, поможет ему нормально развиваться, старое пальто, отданное бездомному, поможет ему не замерзнуть.
Нет людей, не достойных милосердия. Хотя бы потому, что не нам раздавать приговоры, кто достоин, а кто – нет. Не лучше ли пользоваться каждой возможностью, оказывая помощь другим, самим становиться немного лучше, немного добрее?
Только представьте, насколько легче жить в мире, где можно обзвонить всех знакомых с просьбой помочь, покинувшему детский дом сироте, одинокому инвалиду или просто человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Ведь когда-нибудь эта помощь может потребоваться любому из нас.
Дела милосердия – это та школа жизни, о которой мечтает молодость, то спокойное созидание, которое делает осмысленной зрелость, та самая забота, в которой так нуждается старость.
«Человек всегда более должен учиться милосердию, ибо оно – то и делает его человеком. И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия» - писал Иоанн Златоуст.
В какой момент человеческой истории люди почувствовали потребность помогать другим? С какого времени доброта перестала быть синонимом слабости и превратилась в достоинство? На эти вопросы нет однозначного ответа, точно также, как нет прогнозов относительно того, изменится ли отношение к чужим бедам в будущем. [6].
Историю милосердия невозможно представить вне христианской истории. Призывы возлюбить ближнего звучали уже в Ветхом Завете, но только Христос придал им настоящую глубину, уподобив любовь к ближнему любви к Богу, возведя милосердие в ранг высших идеалов. Если в ветхозаветной истории Бог, скорее, принуждал людей к милосердию, то после прихода Спасителя они начали осознавать в этом свое предназначение.
“Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд” (Лк.6:36) – ученики Христа следуют этому призыву от начала нашей эры и по сей день. Забота о нуждающихся – важная часть служения Православной Церкви. Издревле богадельни, больницы, приюты для сирот располагались при храмах и монастырях. На Руси забота о «сирых и убогих» стала нормой только после принятия христианства, а первым русским правителем, считавшим милосердие неотъемлемой частью своей жизни, был святой равноапостольный князь Владимир. [4].
В современном мире понятие «милосердие» неразрывно связано со словом «волонтер», которое в дословном переводе означает «доброволец», «поступающий по собственной воле».
Волонтерство – так называется движение, в которое с каждым годом вовлекается все больше и больше людей. Волонтерство широко развито в мире и является глобальным процессом объединения людей, стремящихся внести вклад на благо своей страны и мирового сообщества. Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития (это записано во Всеобщей декларации добровольцев, принятой в 1990 году на ХI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев). [3].
Термин «волонтерство» в России начал широко использоваться в последнее десятилетие прошлого века, хотя смысл, который вкладывается в современное понятие добровольчества – делать добро, помочь другим людям – был присущ человечеству на протяжении всей истории. История не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи.
Работа волонтеров важна для каждого общества, потому что они работают без всякой выгоды для себя. Это показывает, что есть в жизни вещи более ценные, чем получение материальной выгоды. Во второй половине 20 века волонтерство крепко встало на ноги и обрело свою значимость более чем когда-либо.[2, С.45].
Кто же они, эти люди, добровольно отказывающиеся от многих благ земных? Люди, для многих выглядящие пришельцами с другой планеты, готовые добровольно и бескорыстно отдавать свое время, свой опыт, знания, умения вместе с частичкой души всем живущим в наше непростое время. Некоторые думают, что они чудаки, «не от мира сего». Другие скажут, что они молодцы, похлопают по плечу и забудут. Третьи - промолчат и задумаются. [5].
Немного статистики. 19 процентов взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 процентов регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц.
Каждый третий житель Германии является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. [1, С.68].
Почти половина японцев уверены, что добровольческий труд очень полезен для личного роста и общества в целом.
Треть населения Ирландии являются волонтерами, а 72 процента считают, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не могут сделать оплачиваемые сотрудники.
Сотни волонтерских движений созданы по всей России. Почему я стала волонтером? Во-первых, потребность помогать ближнему появилась у меня с детства. Во-вторых, волонтерская деятельность дает возможность свое свободное время тратить целесообразно, а не впустую. На различных мероприятиях происходит знакомство и общение с единомышленниками разных профессий, это дает опыт для своей профессии. В-третьих, в современном обществе человек одинок. Отношения между людьми, как правило, возникают на поверхностном уровне, а глубинных связей остается все меньше и меньше. Благодаря волонтерской деятельности можно почувствовать себя нужной кому-то. В-четвертых, я не могу и не хочу примиряться с тем страданием, которое есть в мире. Если мне хорошо, а другому плохо, то я не могу отгородиться от этого забором и построить себе свой собственный герметичный рай. Ведь за этим забором все равно остается страдание, и это не даст покоя. И если в человеке остается хотя бы капля чуткости, он хочет помогать. Думаю, что именно эти причины заставили стать меня волонтером.