ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА В УСЛОВИЯХ ВУЗА
APPLICATION OF PRINTED GRAPHICS IN UNIVERSITY CARTOON FILM PRODUCTION
Maria Nesterova
Candidate of Art Theory and Art History, Associated Professor Saint Petersburg State Institute of Film and Television, SPbGIKiT, Russia, Saint-Petersburg
Maria Makarova
Candidate of Pedagogy, Associated Professor Saint Petersburg State Institute of Film and Television, SPbGIKiT, Russia, Saint-Petersburg
Maria Prokopieva
Associated Professor, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, SPbGIKiT, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. В рамках проведенного педагогического эксперимента на примере междисциплинарного проекта в рамках исследовательского метода обучения анализируются возможности техники трафарета для создания художественного решения образа персонажа и пространства экранного произведения.
Abstract. On an example of multidisciplinary approach at an education project on cartoon animation, the potential of screen printing for creating characters images and their environment is analyzed.
Ключевые слова: печатная графика, трафаретная печать, анимация, проектный метод, педагогика, экранные искусства.
Keywords: printed graphics, screen printing, cartoon film, pedagogy, screen arts.
Современный образовательный процесс в высшей школе переживает очередную стадию реформирования, связанную с формированием внедрения творческого типа образования, что требует использования иных, по сравнению с прошлым, технологий обучения. Поскольку развитие и поддержание интереса к освоению теории и практики изобразительного искусства – это необходимое условие развития учащегося на любом уровне образовательной системы от начального до высшего, то необходимо использовать целый комплекс средств активизации обучения, в зависимости от его личностных, возрастных и иных особенностей, а также активно развивать самостоятельную творческую деятельность обучающихся.
Российские дидактики И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин еще в 1970–1980-х годах предложили систему методов, направленных на активное вовлечение обучаемых в учебную деятельность, которая в настоящее время активно применяется на всех уровнях образования, адаптируясь под конкретные современные педагогические задачи и условия [1].
Анализ специализированной научной литературы, посвященной вопросам развития самостоятельной творческой деятельности, показал, что этой теме посвящены многочисленные педагогические исследования, например, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Т.К. Беляевой, Ю.В. Гришиной, Л.В. Муратовой, И.В. Назаровой, А.А. Никулина, В.И. Ермолаевой, Н.Ю. Ермиловой, П.И. Пидкасистого, Ф.Р. Сайдаматова, Е.И. Цопановой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и других ученых, в которых показано становление и развитие системы самостоятельной творческой деятельности студентов, отмечается ее роль в повышении качества подготовки специалистов.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин еще в 1965 году предложили классификацию методов обучения, которая не потеряла своей актуальности до настоящего времени и основана на характере деятельности обучаемых. Среди методов, предложенных указанными выше специалистами, особое значение для практики обучения дисциплинам изобразительного искусства студентов специальности 54.05.03 «Графика» специализация «Художник анимации и компьютерной графики» имеют метод проблемного изложения и исследовательский метод.
Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемного обучения, выраженного в соответствующем изложении, ситуациях, таким образом, реализуемого популярного в современной педагогике метода, создает благоприятные условия для развития творчества. В ходе проблемного изложения применяются образ, логика действий, доступная система доказательств и практический показ действий. Для решения проблемной задачи применяются новые требования, подходы, художественные техники и материалы, которые активизируют усвоенные ранее навыки и знания, привлекая личный опыт учащегося, вынуждая его искать самостоятельные творческие решения с предоставлением самостоятельности, не исключающей необходимой помощи педагога. Как отмечает Н.П. Бурдин, «…исследовательский метод…выделяется также тем, что в наибольшей степени способствует формированию свободного, самостоятельного мышления, склонности к анализу и самоанализу, а также поиску нестандартных способов решения проблем» [2].
Исследовательский метод обучения успешно зарекомендовал себя в современной проектной деятельности учащихся. Он способствует отказу от многовековой практики копирования образцов изобразительного искусства, позволяя сразу перейти к созданию собственных творческих работ, что является особо актуальным и ценным в практике обучения дисциплинам изобразительного искусства студентов специальности 54.05.03 «Графика» по профилю «Художник анимации и компьютерной графики».
Использование игрового производственного проектирования подразумевает наличие исследовательской, творческой или технологической проблемы, а также их комбинации, доказав свою эффективность при преподавании целого ряда художественных дисциплин специализации «Художник анимации и компьютерной графики».
Это может быть продемонстрировано на примере педагогического эксперимента, проведенного кафедрой компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения в 2022–2024 годах в рамках образовательных дисциплин «Техники печатной графики» и «Общий курс композиции». Поскольку учебный план специальности «Графика» предполагает освоение студентами специальных предметов, связанными с техниками печатной графики на 5 курсе, было принято решение об использовании метода проекта при выполнении практических заданий по указанным выше дисциплинам. Рабочая программа дисциплины «Общий курс композиции» в 10 семестре подразумевает создание художественно-графического решения анимационного проекта на тему «Город» и анимационный этюд с использованием найденного решения для практической проверки возможности его использования в производстве мультипликации. В качестве графической техники при поиске художественного решения студентам было предложено применять трафарет.
Как всем известно, печатная графика имеет давнюю историю, однако в Европе она получает широкое распространение после изобретения печатного станка в середине XV века. В разное время такие выдающиеся мастера, как А. Дюрер, Л. Кранах, У.Г. Доре, П. Гоген, П. Пикассо и многие другие совершенствовали техники и технологии печати. Как отмечает М.В. Алсаханова, на начало ХХ века приходится «золотой век» художественного трафарета, когда были созданы авторские репродукционные эстампы М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Сомова, кубистические пошуары А.Экстер. Трафарет пользовался большой популярностью у художников авангардных течений 1910–1930-х гг., видевших в этом методе возможность успешной визуализации авангардных пластических задач [3].
Современные исследователи выделяют четыре основных вида печатной графики, разделяя высокую (выпуклую) печать, к которой относится ксилография, линогравюра, гравюра на картоне, коллаграфия и металлография; плоскую печать – литография, монотипия, глубокую печать – резцовая гравюра, офорт, гравюра на металле, меццо-тинто, пунктир, сухая игла, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашная манера; и трафаретную печать, к современному виду которой относится и шелкография.
Как техника печатной графики, трафарет обладает целым рядом преимуществ, главным из которых является простота исполнения и отсутствие необходимости в специальном оборудовании. Важным выразительным средством данной техники является фактура, которая создается как след от валика или любого другого инструмента для печати. Это дает возможность изобразить пятно с ясным четким или, напротив, размытым контуром, получить однородность или напротив – создать сложную выразительную фактуру, используя след от валика, губки или любого другого инструмента для печати. Причем визуальные характеристики получаемого следа легко контролируются, поскольку зависят от силы нажатия или количества краски. Фактура может стать результатом нанесения краски посредством посторонних предметов.
Техника исполнения трафаретной формы – вырезание ножом – подталкивает художника к поиску изобразительного языка, определенному упрощению форм, цельности графического выражения, внимательному и выборочному отношению к деталям. Работая с печатной формой, художник может напечатать и форму, и контрформу предмета, что при грамотном использовании дополнительно создает цельность графического листа. Краска, которая используется для трафаретной печати, напрямую влияет на характер графического листа, на полученный результат. Так, печать черной гуашью дает плотные, контрастные изображения, черная штемпельная краска позволяет получить прозрачные почти акварельные переходы. Градиенты и контрасты внутри простых объемов, созданные с помощью штемпельной краски, позволяют наполнить изображение, выстроить тональные контрасты.
В процессе реализации педагогического эксперимента по использованию техники трафарета для художественного решения анимационного фильма, группа обучающихся выполняла индивидуальные и коллективные проекты на заданную тему. Это позволило организовать кооперативное и коллаборативное обучение, самостоятельную, в том числе исследовательскую работу студентов с ориентацией на достижение конкретного конечного творческого профессионально-ориентированного результата; обеспечить деятельностный подход и междисциплинарные связи.
При выполнении печати было принято решение отказаться от использования иного цвета кроме черного (серого) и белого, а в качестве литературной основы для проекта обратиться к собственным впечатлениям по мотивам видов Санкт-Петербурга или к поэтическому наследию, посвященного Северной столице. Было предложено использовать печать через жесткие трафареты и сетчатые трафареты [4, с. 263], а также печать с применением открытых шаблонов и с применением закрытых шаблонов [5, с. 440].
Использованная техника трафаретной печати позволила создать не только выразительные анимационные образы, но пространство персонажей. Тональные пятна, созданные в технике трафарета, в ряде проектов дополнена линейной дорисовкой, выполненной графитным карандашом, тонким линером и черной ручкой. Таким образом пятно создает глубину, среду, пространство, атмосферу, а включение линии позволяет «расслоить» изображение, что особенно важно в анимации. Отпечатанные изображения были переведены в цифровой формат, обработаны и доработаны в графических редакторах для получения формы персонажа и его пространства на отдельных слоях.
Результатом эксперимента стал цикл фильмов, объединенных общей темой и техникой создания изображений. Были представлены практически все кинематографические жанры, начиная с комической истории, повествующей о настоящем назначении «курьих» ножек у знаменитых домов на Смоленской набережной, или о живущей у конечной железнодорожной станции птичке, мечтающей выспаться до трагической истории, созданной по мотивам поэмы «Реквием» А. Ахматовой.
М.В. Асалханова отмечает, что «…появление компьютерных технологий и возможность использования их в мультипликационном искусстве усилили восприятия мультобразов зрителями, они стали более реальными и захватывающими, с выразительными идеями и глубокими чувствами. Но каким бы разным анимационное искусство ни было, оно пытается ставить задачи, решать их и отвечать на сложные, а порой извечные вопросы путем красочной движущейся картинки, которой могут наслаждаться люди разного возраста и социального положения, осмысливать, делать выводы и принимать решения…» [3]. Неслучайно в этом контексте обращение к традиционным техникам печати для художественного решения анимационного фильма. Это может быть проиллюстрировано экспериментами Д. Годер, М. Каштановой и имитирующими технику проектами студии «Шар».
Техника трафарета потенциально обладает большим потенциалом по сравнению с другими видами печати для использования в анимации, особенно авторской. Она позволила изобразить уникальные авторские художественные образы персонажа и пространства, которые, как показывает опыт, могут быть использованы в анимационном производстве.
Созданные с использованием техники трафарета графические серии были представлены на выставках творческих работ студентов кафедры компьютерной графики и дизайна, проведенные в 2020–2024 годах в сети библиотек ЦБС Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, а созданные анимационные этюды успешно представлены на конкурсах короткометражных анимационных фильмов.
Таким образом, педагогический эксперимент по междисциплинарному профориентационному проекту можно считать состоявшимся и перспективным для дальнейшего внедрения в рамках учебного процесса в ход преподавания дисциплин по изобразительному искусству студентам специальности 54.05.03 «Графика» специализация «Художник анимации и компьютерной графики».
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)