Статья:

Методическое обеспечение дисциплины "Возрастная физиология и психофизиология"

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Прасолова М.Д. Методическое обеспечение дисциплины "Возрастная физиология и психофизиология" / М.Д. Прасолова, Ю.В. Лубягина, А.В. Дремина, М.Н. Попова, Д.В. Бурнакова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 66-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методическое обеспечение дисциплины "Возрастная физиология и психофизиология"

Прасолова Мария Дмитриевна
магистрант, кафедра ЭИТМ СФУ, РФ, г. Красноярск
Лубягина Юлия Вячеславовна
магистрант, кафедра ЭИТМ, СФУ, РФ, г. Красноярск
Дремина Анна Владимировна
студент, кафедра ТОиМФКиТ, СФУ, РФ, г. Красноярск
Попова Мария Николаевна
магистрант, кафедра СЭП, СФУ, РФ, г. Красноярск
Бурнакова Диана Витальевна
студент, кафедра ЭИТМ СФУ, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. Цель: разработать методическое обеспечение занятий по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Методы: анализирование литературы по информационным технологиям обучения, раскрытие специфики дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология», выявление возможностей информационных технологий в учебном процессе. Результатом являться разработка методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» с использованием информационных технологий.

 

Ключевые слова: информационные технологии; методическое обеспечение учебной дисциплины.

 

Процессы информатизации форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий. Подобные технологии активно применяются для изучения профильных дисциплин и обеспечения взаимодействия преподавателя и учащихся в современных системах электронного и дистанционного образования. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в современном обществе, а также фасилитация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования. Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Таким образом, актуальность данного исследования состоит в необходимости составления методических разработок с применением информационных технологий по дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».

Новая информационная технология – это информационная технология с интерактивным интерфейсом для удобства работы пользователя, использующая современные персональные программные средства.

Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

– интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

– интегрированность с другими программными продуктами;

– гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. Различают следующую классификацию информационных технологий, представленную на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Классификация ИТ

 

Использование информационных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и преподавателя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности - образование, самореализация, саморазвитие.

Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании современных образовательных технологий в учебном процессе высшей школы. Они касаются, в первую очередь, вопросов организации и контроля психических процессов обучающихся: восприятия, внимания, памяти и др. использование информационных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его интерактивностью, возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Одной из составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является изучение естественнонаучных дисциплин. В их раздел входит несколько предметов, одной из которых является «Возрастная физиология и психофизиология». Получение знаний в области возрастной физиологии и психофизиологии позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.  Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об особенностях жизнедеятельности организма, функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития (возрастная физиология), а также физиологических механизмах, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений (психофизиология).

В ходе исследования были рассмотрены методики проведения лекционных, практических, контрольных занятий:

Лекция – логически построенное, систематизированное и чёткое изложение учебного материала.

В рамках исследования была разработана структура лекции-визуализации. Форма лекции обычно применяется при изложении нового, довольно объемного материала. Она, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Методическая разработка лекции – визуализации по теме «Организм сложная, открытая, саморегулирующаяся система»

Тема лекции: Организм сложная, открытая, саморегулирующаяся система

Контингент учащихся: Студенты второго курса, специальности 44.03.04 «Профессиональное обучение»

Цель лекции: Сформулировать представление о жизнедеятельности организма человека в целом

Задачи лекции:

1.  Распределить жизнедеятельность организма по уровням организации;

2.  Классифицировать типы тканей;

3.  Определить основные функции иммунитета;

4.  Схематически изобразить работу клетки живого организма.

Дополнительно было разработано слайдовое и видео сопровождение к лекции.

Практическое занятие – одна из основных форм организации образовательного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

На основе рассмотренных методик преподавания было разработано методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» с использованием информационных технологий.

 

Список литературы:
1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., Просвещение, 2010. 
3. Смирнов В.М. Физиология человека // Электронный учебник. — 2002. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.booksmed.com/fiziologiya/1424-fiziologiya-cheloveka-smirnov-uchebnik.html (дата обращения: 30.11.2013)