СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
SOCIALIZATION OF 5-7-YEAR-OLD CHILDREN IN THE SPACE OF URBAN HISTORY AND CULTURE
Irina Makhalova
Candidate of Pedagogical Sciences, senior educator, MBDOU «Kindergarten No. 203 «Restless» Cheboksary, Chuvash Republic, Russia, Cheboksary
Galina Ishmuratova
Educator, MBDOU «Kindergarten No. 203 «Restless» Cheboksary, Chuvash Republic, Russia, Cheboksary
Аннотация. В статье раскрывается система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о городе Чебоксары, с целью социализации детей 5-7 лет в пространстве городской истории и культуры. Представлено краеведческое содержание, формы и методы образовательной деятельности с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
Abstract. The article reveals the system of work with older preschool children on the formation of ideas about the city of Cheboksary, in order to socialize children 5-7 years old in the space of urban history and culture. The local history content, forms and methods of educational activities with children in the conditions of a preschool educational organization are presented.
Ключевые слова: малая родина; город Чебоксары; образовательная деятельность; система работы; дети 5-7 лет.
Keywords: small motherland; Cheboksary city; educational activity; work system; children 5-7 years old.
Краеведческое образование стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения. Данная особенность образовательной деятельности обусловлена положениями ФГОС дошкольного образования. В частности, одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является задача формирования у детей представлений о малой родине, а одним из принципов образовательной работы с детьми – принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
В своей работе, мы опираемся на взгляды Е.В.Кореневой-Леонтьевой, О.В.Солнцевой, С.С.Мурзаковой о том, что краеведение может рассматриваться достаточно широко – как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением [1, с.7]. В качестве краеведческой единицы нами взята история и современность города Чебоксары. Город предстает как пространственная, культурно-историческая, художественная среда. В связи с чем, образовательная деятельность имеет направленность на социализацию детей в пространстве городской истории и культуры. Основной целью своей работы мы видим развитие у детей интереса к историческим, культурным, природно-экологическим, промышленным особенностям города Чебоксары. В качестве задач краеведческой образовательной деятельности ставим следующие аспекты: 1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу Чебоксары; 2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик, символику города Чебоксары; 3. Формировать у детей первоначальные представления о памятниках и заповедных местах города Чебоксары; 4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам культуры и природы города Чебоксары.
Изучение работ отечественных исследователей Т.Г. Кобзевой [2], Н.А. Каратаевой, О.В. Крежевских [3], М.Д. Маханевой [4] позволили разработать систему работы и определить в качестве результата краеведческой деятельности наличие сформированности у детей интереса к прошлому и настоящему города Чебоксары, процессу его познания. Погружение в тему предполагает опору на такие ключевые позиции, как:
- привлечение разнообразных сведений о природных особенностях, некоторых исторических событиях, традициях прошлого и настоящего, некоторых выдающихся личностях города Чебоксары;
- обращение к различным видам и жанрам искусства, которые в занимательной форме реконструируют разнообразные сведения о городе Чебоксары;
- включение разнообразных видов деятельности: игровой, познавательной, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, коммуникативной, что предполагает интеграцию задач образовательных областей, методов и приемов работы с детьми.
В основе формирования интереса к историческим, культурным, природно-экологическим, промышленным особенностям города лежат целостные представления детей о его облике в прошлом и настоящем, замечательных людях, городских традициях и другое. В связи с чем, нами определены шесть модулей «Исторические Чебоксары», «Современные Чебоксары», «Заповедные места города Чебоксары», «Культурные Чебоксары», «Промышленные Чебоксары», «Спортивные Чебоксары» (табл.1). Рассказывая о городе, его истории, градообразующих предприятиях, мы опираемся на работы А.П. Терентьева, М. Юхмы и других чувашских краеведов.
Таблица 1.
Содержание образовательной работы с детьми
Раздел |
Задачи раздела |
Мероприятия |
«Исторические Чебоксары» |
Развивать интерес к историческому прошлому города Чебоксары |
|
«Современные Чебоксары» |
Формировать интерес архитектурным объектам города Чебоксары |
|
«Заповедные места города Чебоксары» |
Воспитывать бережное отношение к природным объектам города Чебоксары |
|
«Культурные Чебоксары» |
Формировать представления о театральной жизни города Чебоксары |
|
«Промышленные Чебоксары» |
Формировать представления о градообразующих предприятиях города Чебоксары |
|
«Спортивные Чебоксары» |
Содействовать становлению желания принимать участие в спортивно-физкультурных традициях города Чебоксары.
|
|
Основными направлениями реализации цели и задач выступают а) совместная деятельность педагога с детьми б) самостоятельная детская деятельность в) сотрудничество с семьями воспитанников. Ведущей формой организации совместной деятельности педагога с детьми является «Встреча с Чебоксарами». Данная форма работы включает: организацию совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к восприятию материала «Встречи…», основной этап и этап закрепления материала. В совместной деятельности с детьми воспитатель занимает позицию «передачи детям социального опыта» - организует восприятие и понимание краеведческого материала с использованием компьютерной презентации, дидактической сказки-истории, разыгрывание образного этюда и др. Педагог выступает в качестве партнера, предполагающего обмен мнениями и опытом. При организации самостоятельной детской деятельности воспитатель занимает позицию организатора деятельности, «советчика» и «консультанта». Образовательную работу педагог ведет при тесном взаимодействии с семьей, так как от позиции родителей в данном вопросе, их заинтересованности и умении осуществлять целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение детей, зависит ее эффективность.
Изучение динамики сформированности у детей интереса к прошлому и настоящему города Чебоксары, процессу его познания осуществлялась нами на основе наблюдений и диагностических методик, используемых Т.Г. Кобзевой [2]. Сравнение результатов, полученных на начало и конец осуществления образовательной деятельности, позволил нам проследить эффективность проведенной работы. К завершению краеведческой образовательной деятельности количество детей с высоким уровнем увеличилось на 15%, со средним уровнем – на 25%, с низким уровнем уменьшилось на 40%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что дошкольники стали проявлять эмоционально-положительное отношение к своему родному городу, горожанам, традициям города, отражать результат познания в своей изобразительно-конструктивной деятельности, формулировать высказывания и задавать вопросы о городе и интересующих городских событиях, демонстрировать увлеченность процессом познания города, готовность к дальнейшему его познанию, что свидетельствует о эффективности выработанной нами образовательной системы работы с детьми.