Теоретические подходы к определению буллинга
Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Теоретические подходы к определению буллинга
Theoretical approaches to the definition of bullying
Iuliana Makarova
Postgraduate Student, Chair of Pedagogy Omsk State Pedagogical University Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению буллинга на основе трактовки этого явления различными авторами. Оценена роль буллинг-структур в формировании понятия буллинга.
Abstract. The article considers approaches to the definition of bullying based on the interpretation of this phenomenon by different authors. The role of bullying structures in the formation of the concept of bullying is evaluated.
Ключевые слова: буллинг; насилие; взаимодействие; поведение.
Keywords: bullying; violence; interaction; behavior.
Постоянно меняющиеся текущие социально-экономические и социокультурные условия способствуют изменению различных форм конфликтного взаимодействия между людьми. Это требует адекватной оценки происходящего и существенным образом влияет на обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса. Одним из видов конфликтного поведения, которому требуется постоянная профилактика, является буллинг.
Родоначальником масштабных исследований по изучению и превенции буллинга является Д. Олвеус. Автор разработал программу (The Olweus bulling prevention program (OBPP)) по предупреждению буллинга [12]. Положения, предложенные Д. Олвеусом, лежат в основе программ профилактики буллинга среди школьников, разработанных D. Thompson, T. Arora, C. L. Cooper, K. Rigby, P. K. Smith и др.
Для отечественной науки изучение буллинга является достаточно новым направлением исследований. Отдельные компоненты этого направления были изучены в работах М. Г. Нечаевой, В. С. Собкина, А. Началджяна, Г. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, И. А. Фурмановой, В. Р. Петросянц, Д. Н. Соловьева, Д. Н. Гриненко и др.
Авторы по-разному подходят к определению буллинга.
1. Буллинг – это насилие.
Буллинг определяется как намеренное причинение вреда окружающим. Вред может иметь характер физического воздействия (причинение ущерба здоровью, вовлечение в употребление психотропных веществ) и психологического (психического) воздействия (унижение достоинства, угрозы, оскорбления). Такой поход характерен для Д. Лэйна, И. Бердышева, Е. Н. Ожиёвой, Т. Р. Хэлда, Д. П. Таттума и др.
Буллинг, считают Д. Лэйн и Д. П. Таттум, это насилие, физического или психического характера, наблюдающееся в течение длительного времени со стороны группы лиц или индивида, в отношении лица, не имеющего возможности защиты в конкретной ситуации [3].
И. Бердышев также рассматривает буллинг как продолжительное насилие, не являющееся самозащитой, со стороны одного лица или группы лиц, но отмечает сознательность этого насилия [6].
Е. Н. Ожиёва, описывая буллинг как умышленное длительное (повторяющееся) физическое или психологическое, не носящее характера самозащиты, насилие со стороны индивида или группы с некоторыми физическими, психологическими, административными и т. д. преимуществами над другим индивидом, указывает на присутствие личной цели при применении насилия (например, для поднятия авторитета в кругу некоторых лиц) и несанкционированность такого насилия нормативно-правовыми актами [6].
Т. Р. Хэлд предложил следующее определение: «Буллинг – длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению» [7].
Однако, определение такого явления, как буллинг, не сводится к понятию «насилие»: «длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое человеком или группой», являясь составной частью буллинга, происходит в некотором постоянном социальном окружении, которое непосредственно не применяет насильственных действий, но входит в буллинг-структуру. Буллинг предполагает наличие внешних проявлений насилия в присутствии оценивающей стороны, а также участие наблюдателей, для которых «разыгрывается спектакль». Количество лиц, входящих в такое постоянное окружение и не осуществляющих непосредственного насилия, но выполняющих различные функции членов буллинг-структуры, может быть, как минимальным (функция оценивающей стороны, наблюдателя и др. могут совмещаться), так и значительным, ограничиваясь только размером постоянного сообщества, члены которого выполняют функции, характерные для членов буллинг-структуры.
Самому булли требуется подпитка собственной агрессии в виде свидетелей его превосходства. Возможными причинами такого поведения могут являться: комплекс неполноценности, гендерные или этнические стереотипы, несформированная Я-концепция, защитные механизмы личности и другие.
2. Буллинг – это взаимодействие.
Буллинг воспринимается как тип деструктивного взаимодействия, которое может характеризоваться нанесением физического или морального (психологического, психического) вреда другому человеку. Этому следовали В. Р. Петросянц, Д. Н. Соловьев, Р. Хазиер, С. Грахам и др.
Д. Н. Соловьев понимает буллинг как вариант деструктивного конфликтного взаимодействия, наблюдаемого в малой группе, в которой насильственные действия в отношении жертвы, не способной себя защитить, имеют длительный повторяющийся характер, дополнительно отмечая наличие свидетелей этих действий [8].
Р. Хазиер также предлагает рассматривать буллинг как деструктивное взаимодействие с доминирующим субъектом – булли («обидчик»), который неоднократно демонстрирует поведение, вызывающее замешательство подчиненного субъекта («жертвы»). Дополнительно указывается, что обидчик получает удовлетворение от физического и/или психологического преимущества над жертвой, используя поведение, позволяющее ее («жертву») обесценить, чтобы заставить наблюдателей воспринимать себя значительнее, выше [10].
В. Р. Петросянц указывает на наличие обидчика, жертвы, длительного и систематического физического и/или психологического насилия, но относит буллинг к варианту межличностного взаимодействия [7].
С. Грахам, Д. Джувонен, А. Нишина в своей статье отмечают наличие дисбаланса сил участников буллинга, их жестокость по отношению друг к другу, намерение причинить физический или психологический вред жертве, относя буллинг к варианту социального взаимодействия [11].
Из приведённых высказываний видно, что оценки перечисленными авторами сущности понятий «буллинг» и «взаимодействие» не противоречат друг другу, с тем же, что и при рассмотрении буллинга, как насилия, указанием о не тождественности понятий «группа» и «буллинг-структура». Однако, видя буллинг как исключительно внешнее проявление взаимодействия в групповой структуре, они, тем самым, воспринимают его одной из сторон взаимодействия, более соотносящейся с понятием «поведение».
3. Буллинг – это поведение.
Рассмотрение буллинга как вида поведения, при котором намеренно наносится вред физический (драки, толчки) или психический (унижения, оскорбления) поддерживали следующие авторы: Д. Олвеус, Т. Фалд, П. Рандалл, К. Бергер, И. Г. Малкина-Пых, В. Бесаг и др.
Создатель ресурса в интернете с названием «Bully OnLine» Т. Фалд описывает буллинг как регулярное негативное поведение работника в отношении другого работника или группы работников (придирки по мелочам, негативная оценка работы, их изолирование, распускание грязных слухов и сплетен) [6].
П. Рандалл полагает, что буллинг – это поведение, отличающееся агрессивностью с намерением обидчика причинить физические или психологические страдания другим [13].
Д. Олвеус в своей программе по предупреждению буллинга отмечает повторяемость агрессивного проактивного поведения в условиях дисбаланса сил [12].
K. Бергер понимает буллинг как агрессивное поведение, отличающееся повторяемостью и направленностью на причинение физического, морального или эмоционального вреда другому человеку для обретения власти над ним [9].
Само понятие «поведение» определяется авторами различными способами.
Е. В. Змановская рассматривает поведение как взаимодействие личности со средой, проявляющееся в форме внешних действий и поступков, с учетом индивидуальных особенностей и внутренней активности личности [1].
«Глоссарий по политической психологии» (Н.А. Косолапов) указывает, что поведение – это взаимодействие субъекта с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; в практическом плане – наблюдаемые, поддающиеся измерению, объективной фиксации и оценке слова, заявления, действия, акции, а также взаимосвязанные последовательности всего перечисленного личности, группы, организации, государства [2].
В «Новой философской энциклопедии» дано следующее определение: «Поведение – система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых каким-либо сложным (обладающим некоторой организацией) объектом; эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой» [5].
В приведённых вариантах определений можно выделить общее:
1. Поведение есть частный случай взаимодействия;
2. Поведение проявляется в форме внешних действий и поступков;
3. Поведение учитывает индивидуальные особенности;
4. Наблюдение за поведением позволяет оценить слова и действия индивида, исходя из существующих морально-этических норм;
5. Поведение направлено на реализацию потребностей личности.
Вместе с тем, рассмотренные определения, отражающие подход к буллингу, как к поведению, не в полной мере описывают все аспекты данного явления:
- буллинг предполагает наличие буллинг-структуры (булли, помощники булли, жертва, защитники жертвы, наблюдатели) [4];
- все участники буллинга характеризуются моделями поведения на основе роли в буллинг-структуре.
С учетом сказанного, взгляд на буллинг, как на поведение, позволяет более однозначно подойти к понятию «буллинг». Во-первых, подразумевается создание некоторой буллинг-структуры, в которой каждый её член, в основном, осознает свою роль и роль других в этой структуре. Во-вторых, буллинг оценивается через внешние (наблюдаемые) действия и поступки. В-третьих, активные члены буллинг-структуры преследуют собственные цели (реализация своих потребностей).
Также следует отметить влияние гендерных различий, особенно в подростковом возрасте, на функционирование буллинг-структуры. Особенности поведения мальчиков и девочек, в соответствии со своим гендерным статусом, воздействуют на характер конфликтного взаимодействия между членами буллинг-структуры, существенным образом влияя на профилактику этого явления.