Статья:

Дидактическая игра в жизни детей дошкольного возраста

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Синюкова Д.А. Дидактическая игра в жизни детей дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 37-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дидактическая игра в жизни детей дошкольного возраста

Синюкова Дарья Андреевна
магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

Аннотация. Данная статья раскрывает понятие дидактической игры, исследует способы и цели применения дидактических игр в детских учреждениях, а также описывается опыт ученых в изучении и применении этого типа игр.

Abstract. This article describes the concept of didactic games, explores the methods and goals of the use of didactic games in child care facilities, and describes the experience of scientists in the study and application of this type of games.

 

Ключевые слова: дидактические игры; дошкольники; развити; развивающее обучение.

Keywords: didactic games; preschoolers; development; developmental education.

 
Введение

Игра рассматривается с точки зрения различных наук: биологии, психологии, культурологии, социологии, педагогики и этнографии. Прежде всего, необходимо дать определение этому понятию.

В.М. Ефимов указывает на то, что «игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности». «Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта...».

Д.Б. Эльконин дает такое определение игре – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». А также: «...игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми».

Ученые довольно давно начали интересоваться детской игрой. Однако внимание на игру как средство развития и воспитания дошкольников, начали уделять только во второй половине 20 века. Психологи 19 и начала 20 в. преподносили игру как способ спонтанного развития сознания. Еще тогда было отмечено, что форма детской игры сохраняет свою единую форму и постоянство, передаваясь из поколения в поколение. Игра — форма поведения, передающаяся по наследству, цель ее — тренировка инстинктов, которые нужны для дальнейшей взрослой жизни, — согласно мнению К. Гроса. Д. Селли советовал не препятствовать случайному развитию ребенка, он настаивал на том, что нужно только создать условия для игры.

В итоге, игра — это такой вид деятельности ребенка, который следует использовать для воспитания детей дошкольного возраста, обучения их разным способам манипуляциям с предметами, способам и средствам общения. Играя ребенок учится быть личностью, он развивает в себе необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности качества. А также формирует в себе способность строить отношения с социумом.

Дидактические игры в жизни дошкольника.

За период изучения вопроса игр учеными было выявлено множество их видов. С. Л. Новоселова объединила игры в три группы, распределив их по принципу инициативы возникновения игры (ребенка или взрослого).

1. Когда инициатором выступает ребенок или несколько детей - (экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).

2. Инициатор - взрослый или старшие дети.

3. Организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые).

4. Народные игры.

Дидактические игры занимают особое место среди остальных видов игровой деятельности. Обязательным компонентом дидактической игры выступают правила, которые создает педагогика. Цель их - обучение и воспитание детей.
Благодаря самостоятельной творческой игре, дети учатся считать, знакомятся с растениями и животными, разбираются в работе несложных машин, узнаю, почему тело плавает на воде и не тонет и т. д. Особое место отводится для игр-драматизаций. Такие игры помогают дошкольникам проникнуться атмосферой того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок или историй. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод.

В американских детских садах, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, до сих пор особое внимание уделяется дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.

Е.И. Тихеева прекрасно раскрыла роль дидактической игры. Она утверждала, что дидактическая игра способствует формированию различных способностей ребенка, развивает восприятие, речь и внимание. Воспитателю по ее системе выделяется особая роль - ему необходимо ввести ребенка в игру, увлечь и познакомить с правилами. Благодаря Тихеевой Е. И. было разработано множество игр, используемых в детских садах и в наше время.

Теме использования дидактических игр в детском саду были посвящены работы ряда ученых (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). На данный момент исследователи раскрыли основные функции дидактических игр, определили их особенности и специфику, разработали содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, оно воздействует на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, способствует формированию их деятельности через стимулирование, формирует самостоятельность принятия решений, позволяет усваивать и закреплять полученные знания, вырабатывает умения и навыки кооперации, а также формирует социально значимые свойства личности.

Значение дидактических игр довольно велико. В процессе игровой деятельности осуществляются следующие виды воспитания:

1. Умственное.

2. Физическое.

3. Эстетическое.

4. Нравственное.

5. Трудовое.

Дидактические игры способствуют:

1. Развитию мелких мышц рук благодаря выполнению разнообразных движений, действий с игрушками и предметами.

2. Быстрому запоминанию новых цветов, оттенков, форм предметов.

3. Умению находить, замечать и понимать красоту окружающего мира, приобретению чувственного опыта.

4. Играя по правилам, ребенок приучается контролировать свое поведение и действия.

5. Воспитанию воли, дисциплинированности, умению действовать сообща, помогать друг другу, умению радоваться своим и чужим успехам.

Несколько исследований посвящены воспитательной функции дидактических игр. В них показано то, как такие игры влияют на: развитие личности ребенка, формирование его способностей, воспитание его социальной активности, развитие воли и производительности, усвоение правил поведения. Также они создают условия, в которых ребенок может осознанно оценить свои умения и навыки, обеспечивают эмоциональный характер деятельности и корректируют поведение детей.

Согласно исследованиям Г. Н. Толкачевой, применение дидактических игр приводит к развитию положительной потребности самоутвердиться. Возможность использовать такие игры в качестве способа развития данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как пишет автор, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей».

Н. Толкачева вывела способ коррекция поведения детей дошкольного возраста, путем применения дидактических игр:

1. Способствующих формированию устойчивой самооценки.

2. Целью которых является изучение детьми друг друга (описания, загадки, пожелания, фантазии).

3. Открывающих новые способы социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

Поняв значение дидактических игр, можно вывести следующие требования к ним:

1. Необходимо, чтобы каждая дидактическая игра давала упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре должна присутствовать увлекательная задача, чтобы решить которую, ребенку нужно было приложить умственные усилия, преодолеть определенные трудности.

К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой активизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Так мы выяснили, что есть множество разных точек зрения о дидактической игре и ее основных функциях. Все сильнее возрастает интерес ученых к проблеме дидактической игры. Возникает необходимость более детально и глубже изучить каждый аспект этой игровой деятельности. Это напрямую связано с потребностью найти наиболее эффективные пути обучения воспитания дошкольников, увеличить процентное соотношение игровых приемов в практике обучения младших школьников, применить новые виды игровой деятельности и т. д.

Заключение

Дидактическим играм уделяют довольно значимое внимание в дошкольных организациях. Они применяются как на занятиях, так и в качестве самостоятельно деятельности детей.

Осуществляя функцию средства обучения, дидактическая игра может стать частью занятия. Она способствует пониманию и запоминанию знаний. Дети учатся замечать характерные признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать и находить сходства и различия. Дидактическая игра, являясь методом обучения, помогает развить в детях заинтересованность в занятиях, способствует формированию сосредоточенности, создает среду, которая помогает легче усвоить материал программы. Эффективнее всего такие игры на уроках знакомства с окружающим пространством, родного языка, математических занятиях.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи тесно связаны с игровыми. Таким образом, организовывая игру, стоит уделить пристальное внимание на элементы занимательности: поиск, сюрприз, отгадывание.

Если постоянно применять различные дидактические игры в процессе обучения, дети научатся самостоятельно организовывать подобные игры: заниматься подбором игры, контролем выполнения тех или иных правил, оценкой поведения игроков. Вот почему дидактическая игра так важна в педагогической системе, направленной на всестороннее развитие ребенка.

 

Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
3. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В. Артемова и др., Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1986.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М., 1999.