Статья:

Проблема воспитания ценностного отношения к природе в развитии дошкольника

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Якутина Е.Ю. Проблема воспитания ценностного отношения к природе в развитии дошкольника // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 118-121.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема воспитания ценностного отношения к природе в развитии дошкольника

Якутина Екатерина Юрьевна
воспитатель д/с №66, магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе в развитии ребенка. Когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий компоненты должны являться основой в воспитании ценностного отношения в развитии ребенка.

 

Ключевые слова: воспитание, ценности, ценностное отношение, природа, экологическое сознание.

 

На современном этапе развития взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Именно ценностное отношение к Родине, к природе родного края в личностном опыте является важным компонентом, и поэтому это отношение значимо в самом начале образования человека, в дошкольном образовании. К прошлому, которое привлекает своей новизной, необыкновенностью, дети проявляют интерес очень рано, стремятся отличать быль от сказки, что является одной из главных предпосылок изучения истории.

В.П. Тугаринов отмечает: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положи­тельные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [3, c. 47].

Е.С. Сбитнева указывает: «Ценностные отношения - это принцип связи объектов познания с ценностями. Системы ориентации ценности личности являются важным элементом ценностных отношений в обществе» [7, c. 156].

Воспитать чувство любви, отношения к природе родного края, ощутить чувство единения с ней возможно только при условии умения видеть эту природу. Когда мы общаемся с природой, тогда мы достигаем данного чувства. Именно, приобщив себя к природе, постоянно общаясь с ней, мы достигаем гармонии педагогических воздействий.

Изучать проблему ценностного отношения к миру природы необходимо с воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Нравственно-эстетическое воспитание, развитие духовного мира человека, форми­рование моральных ценностей к окружающему миру, миру природы влияет на становление нового мировоззрения. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд.

В настоящее время активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность, соотношение целей и средств, «значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность – политипичность структуры ценностей, гармоничность – дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность – размытость ценностей и др.» [4, c. 83].

Именно система ценностей определяет развитие личности. Ценностное отношение к окружающей действительности во многом обусловлено эмоциональным состоянием, особенно у детей старшего дошкольного возраста в силу их возрастной специфики.

Ценностные ориентации определяются как главные элементы, которые являются важнейшими в личностной структуре индивида. Данные элементы закреплены опытом жизнедеятельности личности, его чувствами и переживаниями. Они выделяют то, что для человека является наиболее значимым, необходимым, существенным в жизни [1, c. 90].

Ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. При этом для ценностно-смыслового отношения характерны такие показатели, как эмоционально-чувственный, когни­тивный и поведенческий компоненты.

При изучении природы и взаимодействия с ней педагогу необ­ходимо создать благоприятный положительный эмоциональный фон для развития у ребенка ценностного отношения к природе. Экологическую культуру необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста, так как они наиболее хорошо воспринимают получаемую информацию.

Взаимодействуя с природой, ребенок развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему его миру, может выделять себя из окружающей среды. Это взаимодействие должно носить не только теоретический характер, именно практический опыт способствует знакомству ребенка с природой, миром, который его окружает. Только на практике возможно развить у ребенка правильное отношение к природе, научить понимать и сочувствовать объектам природы, проявлять ответственность к своим действиям.

Для формирования экологической культуры дошкольника необхо­димо со стороны воспитания ориентироваться на развитие у ребенка гуманного отношения к природе и природным объектам. Ребенок должен научиться видеть красоту природы, проявлять заботу и ко всем объектам природного характера.

С точки зрения психологии дошкольник изучает природу на основе ценностных и чувственных показателей, которые составляют единое целое интеллекта и аффекта ребенка. В результате того, как ребенок воспринимает данные показатели ценностей и чувств, и будет сформировано его отношение, поведение и деятельность относительно объектов природного характера, при этом ребенок руководствуется, в первую очередь, чувственным показателем.

Проявление реальных ценностных качеств и чувств является уровнем эмоционально-ценностного отношения. На основе положитель­ных эмоций и чувств создаются позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек-природа», которые внедряются в эмоционально ценностную сферу личности детей дошкольного возраста и мотивируют поведение и отношение к природе [5, c. 182].

Для решения проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста необходима основательная переработка всей сложившейся системы работы с детьми по развитию экологического образования.

Ребенок должен принять базовую систему национальных ценностей, на которой основываются принципы воспитания и успешного вхождения в общество ребенка [2, с. 17].

 

Список литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной [Текст] / Н.В. Алешина. - М., 2011. – 14 с.
2. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64–75. 
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. – Минск, 2016. – 297 с.
4. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – N 5. – С. 45-69.
5. Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания [Текст] / Н.Д. Никадров // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2012, - С. 15-33.
6. Платохина Н.А. Концепция ценностно-смыслового развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Платохина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. – N 10. - С. 81-91. 
7. Сбитнева Е.С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Сбитнева // Молодой ученый. – 2016. – № 26. – С. 692-694.
8. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. - Академия, 2015. – 208 с.