Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Фомина О.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Фомина Оксана Вячеславовна
старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования, магистр педагогических наук, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, г. Гродно

 

DESCRIPTION OF THE WORKBOOK ON THE FORMATION OF SKILLS TO NAVIGATE OVER TIME IN STUDENTS WITH MILD INTELLECTUAL IMPAIRMENT AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

 

Oksana Fomina

Senior teacher of department of the theory and technique of vocational education, master of pedagogical sciences Yanka Kupala Grodno State University,  Republic of Belarus, Grodno

 

Аннотация. В статье раскрывается необходимость формирования умений ориентироваться во времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на этапе профессиональной подготовки. Дается подробное описание рабочей тетради по формированию умений ориентироваться во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения специальных школ (специальных школ-интернатов), специальных групп и групп интегрированного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.

Abstract. In article the need of formation of abilities to be guided in time at pupils with easy intellectual insufficiency at a stage of vocational training reveals. The detailed description of a workbook on formation of abilities to be guided in time at pupils with intellectual insufficiency of the XI–XII classes of profound social and vocational training of the first office of special schools (special boarding schools), special groups and groups of the integrated training in institutions of vocational training is given.

 

Ключевые слова: профессиональная подготовка; рабочая тетрадь; учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Keywords: professional training; workbook; students with mild intellectual disability.

 

Сформированность умений ориентироваться во времени играет важную роль в процессе социализации и трудовой адаптации выпускников с интеллектуальной недостаточностью. Умения: определять время по часам, выполнять арифметические действия с числами, выраженными в мерах измерения времени, рационально распределять время между разными видами работ, планировать предстоящую деятельность с опорой на временные отрезки, определять время, потраченное на выполнение работы и др. – необходимы выпускникам с интеллектуальной недостаточностью для дальнейшей самостоятельной и профессионально-трудовой деятельности. Однако, специфика временных понятий и нарушение процесса психосоциального развития развития детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного овладения умениями ориентироваться во времени. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения. Осуществление работы в данном направлении особенно актуально на этапе профессиональной подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: в XI–XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения специальных школ (специальных школ-интернатов), специальных группах и группах интегрированного обучения в учреждениях профессионально-технического образования [2; 3].

Для обеспечения процесса формирования умений ориентироваться во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в XI–XII классах первого отделения специальной школы (специальной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, специальных группах и группах интегрированного обучения в учреждениях профессионально-трудового обучения была разработана и апробирована рабочая тетрадь «Формирование умений ориентироваться во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью». Разработанное дидактическое наполнение нацелено на повышение мотивации и формирование умений ориентироваться во времени на этапе профессиональной подготовки, интеграцию заданий по различным учебным предметам в самостоятельную жизнь учащихся.

Рабочая тетрадь разработана на основе учебной программы по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения [5], и включает в себя: практические задания, вспомогательные и стимульные материалы для работы на уроке.

Практические задания для формирования умений ориентироваться во времени организованы в 50 уроков. Задания структурированы по единицам измерения времени: минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год. Работа начинается с временного отрезка «минута», поскольку данная мера времени наиболее часто знакома учащимся и является более осязаемой. Далее временные отрезки расположены в порядке увеличения. Каждый урок включает задания 3 блоков основного этапа работы по формированию умений ориентироваться во времени: мотивационный (1–2 задания), содержательный (2–4 задания), рефлексивный (1 задание). Таким образом, по каждому уроку в рабочую тетрадь включены 4–6 заданий, которые направлены на решение различных задач:

– формировать положительную мотивацию к изучению материала;

– формировать понимание на личностно-значимом уровне роли мер времени в повседневной и профессионально-трудовой деятельности человека;

– совершенствовать представления о мерах времени;

– формировать ориентировку во времени на чувственной основе;

– формировать умения ориентироваться во времени в значимых социальных ситуациях;

– формировать умения ориентироваться во времени в значимых для профессионально-трудовой деятельности ситуациях;

– формировать умения использовать полученные представления и умения в самостоятельной деятельности;

– формировать умение обобщать итоги выполненной работы.

Материалы рабочей тетради предназначены для основного использования в рамках уроков по учебному предмету «Математика», однако отдельные задания могут использоваться и на уроках по предметам «Социальное ориентирование», «Физическая культура и здоровье», «Элементы экономических знаний», на учебных предметах по компоненту профессиональной подготовки, во внеурочное время и др. Например, осуществлять работу по формированию умений ориентироваться во времени в значимых социальных ситуациях можно проводить на уроках по учебному предмету «Социальное ориентирование»: «Социальные учреждения», «Транспорт местности», «Медицинская помощь», «Семья», «Жилище», «Питание» и др. [6]. На основе темы «Социальные учреждения» можно отработать умения рассчитывать время прихода в объекты социального назначения раньше (позже) режима работы, с учетом затрат времени на дорогу, специфики работы учреждений в рабочие, выходные, праздничные дни, обеденного перерыва при посещении учреждений.

На уроках по учебному предмету «Элементы экономических знаний» [8] содержание работы направлено на формирование элементарных представлений об экономических отношениях человека с окружающим миром, условиях его жизни и деятельности, формирование умений ориентироваться во времени в значимых для социальной и профессионально-трудовой деятельности ситуациях. На материале тем «Семейный бюджет», «Доходы и расходы семьи, налоги» у учащихся формируется умение планировать бюджет на месяц, распределять доходы на первоочередные нужды: оплату коммунальных услуг, погашение рассрочки и др. В теме «Экономика и экономия» предлагаются задания на формирование бережного, экономного отношения к бюджету (учет скидок при покупке товаров, экономии воды и др.). При изучении темы «Трудовая деятельность» формируются представления о пенсии по возрасту, трудовом стаже, формируется умение рассчитывать примерное время выхода на пенсию и др.

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» [7] содержит потенциал для формирования чувства времени учащихся. При изучении основных видов спорта (легкая атлетика, аэробика, спортивные игры и др.) можно давать учащимся задание не только выполнять определенное действие (бег, приседание, метание, прыжки), но и фиксировать время его выполнения (с помощью измерительных приборов: песочные часы, механические, электронные часы, секундомер, таймер). Это позволит учащимся прочувствовать наполненность временных отрезков «минута», «секунда» и разовьет у них чувство времени.

Вспомогательные материалы в рабочей тетради содержат в себе ключевые понятия и материалы по теме урока, направлены на актуализацию и формирование представлений по материалам урока. Их можно разделить на две группы:

1 группа – вспомогательные материалы, связанные с временными категориями:

– определение и составные части измерительных приборов «песочные часы», «механические и электронные часы», «таймер», «секундомер» и др.;

– временные понятия «полночь», «полдень», «половина часа», «четверть часа»;

– соотношение единиц измерения времени (например, в заданиях из раздела единицы измерения времени «неделя»: 1 неделя = 7 суток; 1 сутки = 24 часа).

2 группа – вспомогательные материалы на основе учета межпредметных связей на уроках по учебным предметам «Социальное ориентирование», «Элементы экономических знаний»: определения «заработная плата», «скоропортящиеся продукты питания», «рабочая неделя», «рабочий день», «перерыв на обед», «трудовой отпуск», продолжительность рабочей недели у лиц разного возраста и разным состоянием здоровья, правила возврата качественной одежды и обуви в магазин и др.

Вспомогательные материалы двух групп способствуют оптимизации учебного процесса, установлению прочных межпредметных связей, логично связаны с содержанием уроков и соотносятся с учебными программами по учебным предметам «Социальное ориентирование» [6], «Элементы экономических знаний» [8], нормативно-правовыми документами, действующими на территории Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О Защите прав потребителей» [1], Трудовой кодекс Республики Беларусь 296-З от 26.07.1999 г. [4]).

К практическим материалам для работы на уроках относятся: календарь важных событий – календарь на учебный год для фиксации наиболее важных и интересных событий в жизни каждого ученика, стимульный материал для вырезания, макет механических часов, таблица расходов и доходов на месяц.

Проведение контрольного исследования в контрольном и экспериментальном классах позволило зафиксировать повышение уровня сформированности умений ориентироваться во времени в контрольном классе на 10,3 %, в экспериментальном на 31,8 %, что позволяет сделать вывод об эффективности использования разработанной методики и учебно-методического сопровождения методики (в том числе и рабочей тетради) по формированию умений ориентироваться во времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на этапе профессиональной подготовки [9].

 

Список литературы:
1. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О Защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10200090 (дата обращения: 01.08.2022).
2. Лисовская Т.В. Математическое образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе компетентностной парадигмы // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – №4. – С. 41–44. 
3. Скивицкая М.Е. Практическая направленность обучения математике в старших классах вспомогательной школы // Актуальные проблемы специального образования: материалы Междунар. виртуальн. науч.-практ. конф., Мурманск, 1 октября 2009 г. – 31 января 2010 г. / МГПУ; А. Гущина, Т. В. Кузьмичева (отв.ред.) [и др.]. – Мурманск, 2010. – Т.2. – С. 139–143.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З : с изм. и доп. от 28 мая 2021 г. № 114-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9900296 (дата обращения: 01.08.2022).
5. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2016. – 18 с.
6. Учебная программа по учебному предмету «Социальное ориентирование» (для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) . – Минск: НИО, 2017. – 26 с.
7. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для XI‒XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. − Минск: НИО, 2016. – 32 с.
8. Учебная программа по учебному предмету «Элементы экономических знаний» для XI‒XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2016. – 35 с.
9. Фомина О.В. Методика формирования способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в процессе профессионально-трудового обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – №2. – С. 350–365.