Статья:

Феномен асоциальных проявлений личности

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Хабибова Н.Е. Феномен асоциальных проявлений личности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 51-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен асоциальных проявлений личности

Хабибова Наталья Евгеньевна
канд. филос. наук, МБОУ «ЦДТ «Сулпан», РФ, г. Уфа

 

Phenomenon of asocial manifestations of the personality

 

Natalia Khabibova

Candidate of philosophical sciences, MBOU "TsDT" Sulpan , Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье анализируется феномен асоциальных проявлений личности, рассматриваются причины и стадии развития асоциального поведения. Выделяются первоочередные задачи предупреждения асоциального поведения личности.

Аbstract. In article the phenomenon of asocial manifestations of the personality is analyzed, the reasons and stages of development of asocial behavior are considered. Priorities of prevention of asocial behavior of the personality are allocated.

 

Ключевые слова: асоциальные проявления личности; асоциальное поведение; предупреждение.

Keywords: asocial manifestations of the personality; asocial behavior; prevention.

 

Феномен асоциальных проявлений личности представляет собой сложную проблему значимую как для современного общества, так и науки.

Проблема асоциального поведения относится к междисципли­нарным проблемам и находится на стыке таких областей знаний как социология, педагогика, психология, культурология, право, медицина и др.

На наш взгляд, социально - педагогическая значимость ее решения актуализируется следующими обстоятельствами.

Во-первых, тенденцией к изменению направленности поведения обучающихся как по асоциальному содержанию, так и формам его проявления, (росту и усложнению различных негативных норм и правил поведения девиантного характера) [6].

Во-вторых, проблемами предупреждения (превенции) асоциального поведения, заключающимися, на наш взгляд, как в расширении педагогических знаний о содержании и логике профилактики асоци­ального поведения учащихся, так и учете того, что асоциальное поведение личности характеризуется не только возрастным своеобразием, но и индивидуальным.

В-третьих, отсутствием в научной литературе единого понимания термина «асоциальное поведение» и т. д.

Так, в исследовании Л. Зубовой отмечается, что существует некий диссонанс между широким употреблением понятий «социальная и асоциальная направленность личности», «асоциальная личность», «асоциальные проявления», «асоциальное поведение», «асоциальная установка» и т. п. научным обеспечением употребления всех этих понятий [2].

Необходимо выделить и такой факт, что в научной литературе, понятие «асоциальное поведение» возможно рассмотреть в трех аспектах:

  • как некий вид отклоняющегося (девиантного) поведения,
  • в контексте с ним,
  • как понятия - синонимы [1].

Как вид отклоняющегося (девиантного) поведения асоциальное поведение определяется как «причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.» [1].

В широком смысле понятие асоциального поведения представлено как рискованное поведение, вступающее в противоречие с социально-нормативными требованиями, наносящими социальный вред обществу, общеобразовательным организациям и семьям и др. В узком значении – это наиболее распространенная и сложная форма отклоняющегося пове­дения, не соответствующая позитивному социуму и нормам социального поведения обучающихся общеобразовательных организаций.

Э. Епифанова определяет асоциальное поведение как «субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных цен­ностей, норм и правил, закрепленных в данном обществе, поведение подростков, включенных в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определенными психофизио­логическими характеристиками» [3].

Как видим, вышеприведенное определение представляет собой стадиальное рассмотрение процесса формирования асоциального пове­дения, где первоисточником выступает некий процесс дезадаптации, влекущий в свою очередь за собой процессы десоциализации, а затем и деморализации личности.

Необходимо выделить, что еще в 1990 году И. Невским были определены стадии развития асоциального поведения, представляющие собой неодобряемое, порицаемое, девиантное, делинквентное, прес­тупное, деструктивное поведение [4].

Что касается причин возникновения асоциального поведения, то в научных исследованиях они также определены неоднозначно. Так, выделяются:

  • генетические и социальные группы, которые в освою очередь делятся на социально-исторические, социально-психологические и социально-педагогические.

К социально-психологическим причинам относятся: стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводящих к выбору средств асоциального характера, а также деформацию общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.

Классификацию факторов, влияющих на возникновение асоциального поведения возможно представить и следующим образом: биологические, личностные, социальные и др.

К диагностически значимым показателям асоциального поведения несовершеннолетних И. Первова относит следующий комплекс прояв­лений десоциализации, это:

  • и отсутствие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
  • несознательность и недисциплинированность по отношению к учебной деятельности;
  • неадекватное отношение к педагогическим воздействиям;
  • неспособность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих;
  • отсутствие самокритики, навыков самоанализа;
  • невнимательное, нечуткое отношение к окружающим, неспо­собность к эмпатии и т. п.) [5].

По определению профилактика асоциального поведения – это научно – обоснованная и своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для вклю­чения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, полу­чению образования, предупреждению правонарушений.

Возможные формы ее проведения можно представить как выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками; оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в профилактической работе с семьями учащихся и др.

К задачам образовательных организаций в сфере профилактики асоциального поведения необходимо отнести следующие:

  • повышение воспитывающего характера обучения;
  • создание новых форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;
  • дальнейшее развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
  • развитие системы спецкурсов «Воспитательные технологии предупреждения асоциального поведения учащихся», «Педагогическая профилактика асоциального поведения в современной образовательной организации» В содержание которых необходимо включить не только рассмотрение системы педагогической профилактики асоциального поведения подростков, но и современных технологий педагогической профилактики асоциального поведения подростков.

Назрела потребность и в разработке теоретически обоснованной региональной модели ориентированной на профилактику асоциальности личности учащихся образовательных организаций.

 

Список литературы:
1. Давлетбаева З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. С. 137-145.
2. Зубова Л.В. Феномен асоциальной личности в современном Российском обществе (теоретико-методологические основания, особенности проявления в школьном возрасте): автореф. дис. …д-ра пед. наук, М., 2012. 45 с.
3. Епифанова Э.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций: автореф. дис. …канд. пед.наук. Магнитогорск, 2006. 23 с.
4. Невский И.А. Острые углы воспитания : Сб. ст. / Комис. по делам несовершеннолетних при Совете Министров БССР; [Сост. и науч. ред. А.Е. Тарас]. Минск. Изд-во Нар. асвета, 1990. 102 с.
5. Первова И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социально-типологический анализ: ): автореф. дис. …д-ра соц. наук, СПб., 2000. 45 с.
6. Соколов И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучаю¬щихся общеобразовательных организаций. Автореф.к.пед.н., М. 2015.