Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Курденкова О.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Курденкова Ольга Петровна
канд. пед. наук, учитель английского языка, ГБОУ «Школа №1554», РФ, г. Москва

 

USING FILMS IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS: ENHANCING MOTIVATION AND EXPANDING VOCABULARY

 

Olga Kurdenkova

Candidate of Pedagogical Sciences, an English teacher, State-funded educational institution “School 1554”, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена важности использования фильмов на уроках английского языка. В ней рассматриваются ключевые аспекты, благодаря которым фильмы способствуют повышению мотивации учеников и обогащению их словарного запаса. Показано, что фильмы предоставляют возможность изучать язык в интересном и живом контексте, помогают преодолевать психологические барьеры, делают процесс обучения более увлекательным и динамичным. Кроме того, фильмы являются богатым источником лексики, включая специализированные термины, идиомы и фразовые глаголы, что способствует лучшему запоминанию и правильному использованию новых слов и выражений. Описаны методы интеграции фильмов в учебный процесс, включая подбор подходящих фильмов, разработку заданий и упражнений, а также стимулирование учеников к самостоятельному просмотру. Статья подчеркивает необходимость тщательной подготовки и продуманного подхода для достижения наилучших результатов в обучении английскому языку с помощью фильмов.

Abstract. The article is dedicated to the importance of using films in English language lessons. It discusses key aspects of how films enhance student motivation and enrich their vocabulary. Films provide an opportunity to study the language in an interesting and lively context, help overcome psychological barriers, and make the learning process more engaging and dynamic. Moreover, films are a rich source of vocabulary, including specialized terms, idioms, and phrasal verbs, which aid in better retention and correct usage of new words and expressions. Methods for integrating films into the educational process are described, including selecting appropriate films, developing tasks and exercises, and encouraging students to watch films independently. The article emphasizes the need for thorough preparation and a well-thought-out approach to achieve the best results in teaching English through films.

 

Ключевые слова: фильмы, мотивация, словарный запас, обучение английскому языку, методика преподавания, аутентичные материалы, акценты и диалекты, лексические единицы, интеграция в учебный процесс.

Keywords: films, motivation, vocabulary, English language learning, teaching methodology, authentic materials, accents and dialects, lexical units, psychological barriers, integration into the educational process.

 

Современная методика преподавания английского языка активно использует разнообразные инструменты, среди которых фильмы занимают особое место [1; 2; 3]. Использование фильмов на уроках английского языка не только повышает мотивацию учеников, но и является отличным ресурсом для пополнения словарного запаса. Рассмотрим подробнее, почему фильмы становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Одной из основных задач преподавателя является поддержание интереса и мотивации учеников. Фильмы в этом контексте оказываются мощным средством мотивации по нескольким причинам. Во-первых, они предоставляют возможность изучать язык в контексте, который близок и интересен большинству людей. Фильмы позволяют ученикам погружаться в культуру страны изучаемого языка, что делает процесс обучения более живым и увлекательным.

Во-вторых, использование фильмов помогает преодолеть барьеры, связанные с боязнью ошибок. Ученики видят реальные примеры использования языка в различных ситуациях, что способствует снятию психологических барьеров и делает процесс общения на иностранном языке более естественным и комфортным.

Кроме того, просмотр фильмов позволяет разнообразить уроки, делая их менее монотонными. Чередование традиционных учебных заданий с просмотром и обсуждением фильмов поддерживает высокий уровень вовлеченности учеников. Они с большим энтузиазмом участвуют в обсуждениях, делятся своими впечатлениями и мнениями, что также способствует развитию навыков устной речи.

Фильмы являются бесценным ресурсом для пополнения словарного запаса. Они предоставляют широкий спектр лексики, от базовой до специализированной, в зависимости от жанра и тематики фильма. Ученики имеют возможность услышать слова и выражения в их естественном контексте, что способствует лучшему запоминанию и правильному использованию.

Просмотр фильмов помогает развивать понимание различных акцентов и диалектов, что является важным аспектом изучения языка. Реальная речь часто отличается от той, что представлена в учебниках: она более быстрая, содержит сленг и идиомы. Фильмы предоставляют ученикам возможность познакомиться с этими особенностями, что значительно расширяет их словарный запас и улучшает навыки аудирования.

Кроме того, фильмы способствуют освоению фразовых глаголов и идиоматических выражений, которые часто встречаются в повседневной речи носителей языка. Ученики видят, как эти выражения используются в реальных ситуациях, что облегчает их понимание и использование в собственной речи.

Для максимальной пользы от использования фильмов на уроках английского языка важно правильно интегрировать их в учебный процесс. Во-первых, необходимо тщательно подбирать фильмы, соответствующие уровню подготовки и интересам учеников. Это может быть классика мирового кинематографа, современные фильмы, сериалы или даже мультсериалы.

Во-вторых, стоит разработать разнообразные задания, которые будут сопровождать просмотр фильма. Это могут быть вопросы на понимание содержания, обсуждение ключевых моментов, анализ персонажей и их поступков. Также полезно использовать упражнения на развитие навыков письма, такие как написание рецензий или эссе по мотивам фильма.

Не менее важным является повторный просмотр отдельных сцен для детального анализа лексики и грамматики. Это позволяет ученикам лучше усвоить материал и закрепить новые знания. Важно также стимулировать учеников к самостоятельному просмотру фильмов на английском языке, что будет способствовать дальнейшему развитию их языковых навыков.

В данной статье я хотела бы привести в качестве примера разработанный мной ряд упражнений к фильму «Моя ужасная няня» (“Nanny McPhee” (2003)). Хотелось бы отметить, что для более успешной работы с фильмом на уроках английского языка, выбор видеоматериала можно осуществлять вместе с учащимися. Чувство причастности к выбору учебного материала является мощным стимулом для учащихся к активной и усердной работе. Фрагмент фильма, изучаемого на уроке, как правило, не превышал 15-20 минут, так как большую часть занятия занимает работа с лексическим материалом, обсуждение фильма, выполнение заданий на аудирование и т.д.

Ниже приведен пример лексических единиц и ряда упражнений к одному из фрагментов фильма.

Before watching:

Have a look at the active vocabulary, consult the dictionary if necessary.

Useful vocabulary:

  1. Allow smth
  2. Interfere with smth
  3. To be eager to do smth
  4. Ask away
  5. It’s not exactly any of your business
  6. To contradict smb
  7. Accept the consequences
  8. Bachelor’s den
  9. Enchanting
  10. Let smb do smth
  11. Observe
  12. Complexion
  13. Mince words

While watching:

Answer the questions:

  1. Who was taken to the Stitch Manor by aunt Adelaide?
  2. How did the children behave after all the events in the evening?
  3. What happened with Nanny McPhee’s appearance after the children’s reaction?
  4. What were the three lessons the children had completed?
  5. What was the announcement Nanny McPhee had?
  6. Why did Simon come to Mr. Brown’s work?
  7. What was the result of their conversation?
  8. Where did Simon come to ask for help to?
  9. Did Nanny agree to help?
  10. Did the children like Ms. Quickly?

 

Listen carefully. Fill in the gaps using the active vocabulary:

Ms. Quickly: Oh! The heart of the house! A __________________________. Isn’t it __________________________? Have you ______________ all these books? ______________?

Mr. Brown: Take my chair. It’s more __________________________. Wait! ______ me comfy you.

Mrs. Quickly: I __________________________ that very characteristic on the sad day we buried Mr. Quickly. I said to my friend Letitia Carter. Remember her pink ____________. I said: seems to be second ____________ of him.”

 

Further watching.

Say whether the sentences are True or False:

  1. Ms. Quickly left because Mr. Brown behaved indecently.
  2. The children didn’t want Ms. Quickly to marry Mr. Brown.
  3. Mr. Brown decided not to tell his children the whole truth.
  4. Simon didn’t expect the sequences.
  5. Mr. Brown had the way out of that situation.

 

Revise the 1st conditional. Open the brackets:

  1. If Mr. Brown _______________ (not remarry), Aunt Adelaide _______________ (stop) giving him money.
  2. When the money _______________ (stop), the money _______________ (be taken).
  3. If Mr. _______________ (not have) enough money, the children _______________ (be put) in the orphan house.
  4. If the children _______________ (go) to an orphan house, they _______________ (be separated).
  5. If Mr. Brown _______________ (not find) the money, he _______________ (be put) into debt prison.

 

Данные задания рассчитаны на учеников 9 - 10 классов. Важно отметить, что лучшее запоминание и использование новой лексики происходит более эффективно, если рассматриваются устойчивые выражения (коллокации), а не отдельные слова. Следует акцентировать внимание учащихся на выявлении активных фраз во время просмотра фильма, а также на запоминании контекста и речевой ситуации, в которых использовались те или иные выражения. При наличии достаточного количества времени возможно обсуждение уже просмотренных эпизодов фильма и отрывка, который предстоит посмотреть. Ученики могут высказывать свои предположения о том, в каком контексте будут использованы различные фразы.

Большое внимание при выполнении заданий к фильмам уделяется аудированию и говорению. Задания на проверку понимания просмотренного материала могут быть разнообразными: ответы на вопросы, определение ложности или правдивости высказываний, соотнесение фразы с персонажем и т.д. В данном случае представлены ответы на вопросы и задания на определение истинности утверждений. Степень открытости вопросов и их сложность следует подбирать в зависимости от уровня учащихся. Также полезны задания на заполнение пропусков в определённом фрагменте. Для выполнения подобного задания определённый эпизод фильма нужно просмотреть несколько раз. Если учащимся сложно вписать все пропущенные фразы на слух, первый просмотр можно организовать с субтитрами.

Заключительным является грамматическое задание. Тема «Первый тип условных предложений» была выбрана потому, что она уже изучалась на традиционных уроках. Содержание просмотренного отрывка стало отличным дополнением к закреплению грамматического материала.

Таким образом, использование фильмов на уроках английского языка является эффективным инструментом, который способствует повышению мотивации учеников и пополнению их словарного запаса. Фильмы делают процесс обучения более увлекательным и динамичным, позволяя ученикам погружаться в культуру страны изучаемого языка и получать практические навыки, необходимые для успешного общения. Интеграция фильмов в учебный процесс требует тщательной подготовки и продуманного подхода, однако результатом становится значительное улучшение качества образования и развитие у учеников устойчивого интереса к изучению английского языка.

 

Список литературы:
1. Борисова Е.В. Использование видеофильмов на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.: Издательство МГУ, 2018.
2. Кузьмина Т.А. Фильмы как средство обучения английскому языку в школе // Иностр. языки в школе. – 2020. –  №2, стр. 45-52.
3. Власова Н.А. Влияние кинофильмов на мотивацию учащихся // Педагогика и Психология – 2022. –  №4, стр. 23-30.
4. Rost M. Teaching and Researching Listening. / Pearson Education. – 2016. – 47 p.
5. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. / Pearson Longman. – 2015. – 144 p.
6. Sherman J. Using Authentic Video in the Language Classroom. / Cambridge University Press. – 2003 – 86 p.