М.О. Ауезов об эстетическом воспитании подрастающего поколения
Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
М.О. Ауезов об эстетическом воспитании подрастающего поколения
M.AUEZOV ABOUT ESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION
Aigul Dzhunusbayeva
Candidate of pedagogical sciences, Lecturer, Almaty Technological University, Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В данной статье рассматриваются педагогические идеи М.О.Ауезова об эстетическом воспитании подрастающего поколения. Фундаментом всего процесса воспитания он считал знание родного языка и культуры, приобщение молодежи к богатому устному народному творчеству.
Abstract. In the article discusses about pedagogical ideas of M. Auezov about esthetic education of the younger generation. The foundation of the entire process of education, he considered the knowledge of the native language and culture, the introduction of young people to the rich oral folk art.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; родной язык; литература; культурное наследие
Keywords: esthetic education; native language; literature; cultural heritage
1917-1930 гг. - период становления национальной школы и педагогической науки Казахстана совпал со временем формирования педагогических взглядов молодого Мухтара Ауезова (1897-1961гг.). ученого -педагога, основоположника казахской советской литературы и известного общественного деятеля. Он начинал свою деятельность как просветитель нового времени, активный участник борьбы с неграмотностью, поборник создания новых методов воспитания и обучения детей и взрослых, как автор первых казахских букварей, книг для чтения. Отмечая огромную роль народного образования, особенно обучения и воспитания детей, М.О. Ауэзов-педагог неоднократно подчеркивал, что необходимо открывать национальные школы, и считал это первостепенной, неотложной задачей.
Процесс воспитания и образования, по мнению известного педагога, должен представлять собой процесс не стихийный, а сознательный, глубоко продуманный. Важным педагогическим принципом он считал единство воспитания и обучения.
В 20-е годы вполне закономерным было обращение педагогов к вопросам эстетического воспитания, которое заняло видное место в его педагогическом наследии. Смысл эстетического воспитания личности, по его мнению заключается в активном целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей человека. Основные задачи педагога, Ауезов видел в развитии способности восприятия прекрасного в труде, природе, в искусстве, в умении создавать прекрасное в жизни, формировании высокохудожественного вкуса в воспитании сознательного стремления к красоте.
Отводя особую роль в многогранной системе формирования всесторонне развитой личности эстетическому воспитанию молодёжи, Ауезов как педагог и писатель в свои учебные пособия включил большой материал для воспитания чувства прекрасного, любви к малой родине. Он рекомендовал использовать окружающую среду как эстетически воспитывающий фактор, как богатый источник воспитания у школьников эстетического воспитания.
Познанию детьми объективного мира природы, родного края он придавал большое значение и потому в учебниках педагог отводил значительное внимание описанию природы. Учитывая при этом детскую впечатлительность, стремление детей осмыслить, продолжить и даже «сочинить» в дополнение к воспринятому своё. Педагог дает яркие образы, которые не только запоминаются, но будят стремление к красоте, действенное чувство прекрасного отношение к миру.
Таким образом, известный педагог рассматривал природу как важнейшее средство эстетического воспитания. В то же время уделял огромное внимание воспитанию любви к родному краю, умению видеть красоту ее природы.
Фундаментом воспитания и образования подрастающего поколения Ауезов считал знание родного языка. Он призывал молодежь грамотно, тщательно овладевать родным языком. На родном языке всесторонне раскрываются творческие силы человечества во всех областях его деятельности. Ауезов придерживался убеждения, что язык является сокровищницей, накопившейся в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории и потому родному языку придавал исключительное значение в жизни народа, формировании внутреннего мира ребенка. Ученый-педагог считал его неиссякаемым источником эстетического и нравственного воспитания молодежи.
Обращаясь к молодежи еще в 1917 г. в статье «Оқудағы қурбыларыма» он писал: «С раннего возраста нужно воспитывать и развивать чувство любви к Родине, родной земле и соотечественникам, к своей культуре – языку, литературе, истории… а если упустить свое время в воспитании, то будет поздно…» [1,2]
Таким образом, Ауезов важнейшим направлением эстетического воспитания в рассматриваемый период считал изучение родного языка, без чего невозможно формирование эстетически развитой личности. Родной язык как сильное средство эстетического воспитания способствует раскрытию творческих способностей ребенка.
Мысли Ауезова об эстетическом воспитании молодежи через приобщение их к мировой и отечественной художественной литературе являются особенно актуальными сегодня. Как писатель и педагог Ауезов видел, что художественная литература, эмоционально воздействуя на читателя, способствует формированию творчески развитой деятельной личности.
Ауезов продолжил и усугубил начатую Алтынсариным и Абаем просветительскую линию в жизни, в литературе. По его мнению, художественные образы воспитывают в молодежи передовые идеи, учат понимать жизнь, глубоко мыслить и действовать. Он подчеркивал, что через умелый анализ образов произведений художественной литературы учитель помогает не только основному усвоению знаний, но и формированию эстетических и нравственных качеств личности.
Мухтар Ауезов как исследователь истории развития духовной жизни своего народа внес неоценимый вклад в изучение устного народного творчества. В двадцатые годы он начал собирать образцы устного поэтического творчества народа, публиковал свои мысли о них.
Большое место в эстетическом воспитании Ауезов отводил айтысу, который в устном творчестве казахского народа представлен исключительно богато. Эстетику айтыса ученый понимал как эстетику коллективного народного творчества, выражающую щироко распространенные традиционные представления о прекрасном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Ауезов отмечал, что этот вид устного народного творчества сыграл огромную роль в формировании самосознания молодежи. Глубоко образный язык айтыса по своей природе стал вместилищем бесценных сокровищ ума, души, вдохновенно-творческого гения казахского народа. [2, 76-77]
Важную роль в эстетическом воспитании молодежи Ауезов отводил сказке, отражающей нравственные и эстетические идеалы. Социально выразительными в наибольшей степени Ауезов считал бытовые сказки, основное содержание которых порождено самой жизнью трудового народа. Отмечая большую роль сказок в формировании мировоззрения подрастающего поколения, ученый -педагог особенно выделяет значение трудового процесса, положенного в основу многих сказок.
Таким образом, выдающийся ученый-педагог рассматривал богатое устное народное творчество как незаменимое средство эстетического воспитания. Богатство и разнообразие видов устного народного творчества оказывало огромное эмоциональное воздействие на формирование личности ребенка. Особое место в эстетическом воспитании подрастающего поколения занимают сказки, отражающие эстетические и нравственные ценности своего народа.
Труд как важное средство эстетического воспитания занимал одно из центральных мест в педагогической деятельности Ауезова. По его мнению. Труд способствует формированию высоких и нравственных качеств, чувство ответственности за порученное дело, развивает волю и инициативу. В своих коротких рассказах для детей и стихотворениях видно стремление Ауезова приобщить их к труду, показать его красоту. «Слабый запах цветов и душистого сена разносится. Где то птичка поет, но не слышит народ звонкой песни – работать торопится»- писал М.О.Ауезов [2, 58]
В труде раскрываются духовное богатство человека: моральные, эстетические, интеллектуальные. Именно на эту сторону труда указывал Ауезов, когда говорил о воспитании будущего поколения. Труд не только основа жизни, но и неисчерпаемый источник морального, эстетического и нравственного удовлетворения. Трудовое воспитание, по глубокому мнению Ауезова, неотделимо от умственного, нравственного, находится в единстве и взаимосвязи с нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Труд способствовал раскрытию и реализации богатых внутренних возможностей человека.
В своих педагогических трудах Ауезов значительное место уделял огромным общеразвивающимся возможностям театра, его эстетико-воспитательному потенциалу, который используется далеко не полно. Поэтому одной из важнейших задач культурное революции, по его мнению, является всемерное развитие народного художественного творчества, создание условий для роста народных талантов, обогащение и совершенствование профессионального искусства.
По мнению Ауезова, систематическое и внимательное слушание хорошей музыки развивает эстетический вкус, несет культуру в массы и потому необходимо изучение музыки, музыкального творчества родного народа. «Эстетическая природа музыки, - писал Ауезов, - разносторонне влияет на человека. Общение с музыкой, песней вызывает у молодежи положительные эмоции, оказывает благоприятное влияние на умственное развитие».[3, 50]
Ауезов рекомендовал, что необходимо собирать ценный материал народной песни, народной музыки для обогащения казахской культуры.
Таким образом, анализ педагогических взглядов Ауезова на эстетическое развитие молодежи позволяет сделать вывод, что он рассматривал эстетическое воспитание многогранно. Основные задачи он видел в развитии способностей восприятия прекрасного в природе и в искусстве, в умении создавать это прекрасное в жизни, в формировании высокого художественного курса, в поведении людей, в воспитании сознательного стремления к красоте. По мнению известного ученого-педагога, решение проблем эстетического воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, насколько будет использован опыт прошлого, историко-культурное наследие казахского народа, его традиции и обычаи. Одним из важных факторов эстетического воспитания Ауезов считал развитие родного языка, художественной литературы.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что развитие педагогической теории, теории эстетического воспитания, в частности, в рассматриваемый период развивались вместе со становлением и развитием педагогической мысли, науки, школы, системы народного образования.
Известные общественные деятели и ученые-педагоги, придерживаясь общедемократических взглядов, отвергали происходящую в школе политизацию и идеологизацию учебно-воспитательного процесса, настаивали на использовании в теории и практике новой школы богатого историко-культурного опыта народа, его традиций и обычаев.