Статья:

Особенности изучения биологии в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гнездилова А.А. Особенности изучения биологии в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 87-92.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности изучения биологии в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования

Гнездилова Анастасия Александровна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Курс биологии в 5 классе – является переходным моментом в обучении детей, когда ребенок переходит от изучения общих сведений о живой природе к узким наукам, таким, как и биология в частности. Идет накопление узкобиологических понятий, формируется научное мировоззрение. Устанавливаются связи между процессами и явлениями в мире живой природы [1, c. 39].

Стандарты нового поколения требуют формирования как предметных умений, так и метапредметных, что можно реализовать через содержание учебного материала учебника «Биология. 5 класс» (авт. И.Н. Пономарева и др.). Данный учебник соответствует всем требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник красочно оформлен, структура учебника позволяет организовать работу в группах и парах. Учебные задания разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования [2, c. 47].

Переход в 5 класс для ребенка – это шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже просыпается любопытство и стремление к исследованию неизвестного. К тому же, известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. В следствие этого на уроке часто используются технологии, позволяющие ребенку находить ответы на вопросы самому или при работе в паре, что так же формирует коммуникативные навыки и умею слушать мнение со стороны. Важно создавать для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно выбрать пути достижения цели и лишь немного корректировать его план в случае серьезных ошибок в нем.

Использование само- и взаимопроверки повышает уровень ответственности у ребенка, что формирует способность анализировать свои действия и предугадывать результат еще до начала работы.

Кроме того, на уроке должны быть учтены любые варианты развития событий, для того, чтобы грамотно направить ребенка на нужный курс [3]. Так же важным аспектом при изучении биологии является экологическое воспитание и воспитание любви к своей Родине. Это возможно через дополнительные задания о флоре и фауне края или через видео и фотографии природы, которые способствуют осознанию ребенка роли человечества на планете. Возможно посещение музеев и заповедников и проведение виртуальных экскурсий.

В качестве примера реализации ФГОС в 5 классе прилагается конспект урока.

Комбинированный урок по теме:

«Экологические факторы среды».

(И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)

Биология, 5 класс.

Учебные задачи:

1. Образовательные: обеспечить усвоение знаний о типах экологических факторов среды и их характеристики.

2. Развивающие: развить умения слушать собеседника и выражать свои мысли.

3. Воспитательные: воспитать любовь к природе, к животным и растениям. Нацелить на оказание помощи природе.

Средства обучения:

Компьютер (ноутбук), мультимедиа-проектор, экран, мультимедиа-презентация.

Ход урока:

№/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация

Ребята, вот мы каждый день с вами чистим зубы. Как вы думаете, количество бактерий во рту от этого уменьшается? Оказывается, в полости рта живет до 70 000 бактерий.

Слушают учителя.

 

2

Актуализация знаний

Если мы говорим о бактериях во рту, как будет называться эта среда обитания для бактерий?

Давайте решим кроссворд самостоятельно и выпишем буквы, обозначенные желтым цветом, чтобы затем получить слово.

А кто-то один из вас попробует распределить на доске организмы, согласно среде их обитания.

Организменная.

 

3

Целеполагание

Какое же зашифрованное слово получилось?

А может ли как-то изменяться среда или она постоянна? Поясните свой ответ.

Постоянна. А давайте представим, что живут те же бактерии в ротовой полости, но вдруг человек съел кислый лимон или сходил к стоматологу. В таком случае, среда изменится? Как вы считаете, почему? А что же может измениться? Что может повлиять на среду, чтобы она изменилась?

Изменяется. А что же может измениться? Что может повлиять на среду, чтобы она изменилась?

Как мы можем назвать такие условия?

Если не справляются, то откроем РТ на с. 42 и попробуем сформулировать определение.

Так какой же будет наша сегодняшняя тема урока?

Среда 

Постоянна/изменяется

Любые непредсказуемые ответы

Называют тему

целеполагание (Р), учет разных мнений (К), разрешение конфликта (К)?,

4

Освоение нового материала

Как вы можете видеть из схемы 39, эти факторы делят на 3 группы. Давайте с вами при помощи учебника на с. 78-79 заполним схему 39 в РТ на с. 42.

Проверим, что у вас получилось. Послушаем нескольких человек.

Одним из слов кроссворда был автотроф. Какой же фактор неживой природы необходим для него? К каким царствам принадлежат автотрофы? Как вы считаете, каким еще организмам необходим свет? Давайте поработаем в парах. Из предложенного текста 1 вариант найдет и выпишет значение света для растений, а 2 вариант для животных. Поделимся друг с другом тем, что узнали. Послушаем несколько вариантов. Есть у кого-то дополнения? 1 вариант читает, 2 вариант записывает.

Послушайте, какая красивая музыка. Давайте встанем и все вместе закроем глазки, представим, что мы птицы, летящие к солнцу. Покажите, как вы летите. Как ночью засыпает ежик? Как тянется молодое растение к свету? Как греется лисичка в первых весенних лучах?

Давайте с вами посмотрим и подумаем, какое же влияние оказывают люди на природу? (спрашивает, что дети думают о каждой фотографии и поясняет, если непонятно)

Биосферный заповедник один из крупнейших заповедников Воронежской области. В нем сохраняют так же и флору.

Так как же влияет человек на природу? (и хорошо и плохо). Запишем в РТ на с. 43 в схему 41 самостоятельно примеры – и + влияния человека на природу при помощи слайдов или учебника. Что у вас получилось? Как же мы с вами можем повлиять на природу вокруг нас?

Свет

извлечение необходимой информации из текстов (П), поиск и выделение необходимой информации (П)

5

Закрепление изученного материала

Предлагаю вам еще раз вспомнить, какие же бывают виды экологических факторов и заполнить схему 42 на с.44 в РТ. 1 работает у доски. Проверим. Все у нас получилось? Почему не получилось?

Записывают схему. Проверяют и исправляют неточности.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К), установление причинно-следственных связей (П)

6

Рефлексия

Как же мы с вами можем повлиять на природу вокруг нас? Можем ли мы оказывать влияние на природу не напрямую, а косвенно? Как? Какой вывод мы можем сделать?

Отвечают на вопросы

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К), следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

7

Эмоциональная рефлексия

И напоследок. Что бы вы хотели пожелать сами себе? Какое послание отправили бы себе в будущее?

Отвечают на вопросы

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К), нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

8

Домашнее задание

  1. §18
  2. Составить рассказ на тему: «Как я помог/не навредил природе»

Записывают домашнее задание

 

 

Список литературы:
1. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основ-ная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной инфор-мационной среде: пособие для учителей общеобразоват. Составитель: Соколова С.И., старший преподаватель кафедры методики препода-вания предметов ЕМЦ ГАУ ДПО СОИРО учреждений/ Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56с. - (Работаем по новым стандартам).
3. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия лите-ратуры «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методиче-ские рекомендации)