Особенности изучения биологии в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности изучения биологии в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования
Курс биологии в 5 классе – является переходным моментом в обучении детей, когда ребенок переходит от изучения общих сведений о живой природе к узким наукам, таким, как и биология в частности. Идет накопление узкобиологических понятий, формируется научное мировоззрение. Устанавливаются связи между процессами и явлениями в мире живой природы [1, c. 39].
Стандарты нового поколения требуют формирования как предметных умений, так и метапредметных, что можно реализовать через содержание учебного материала учебника «Биология. 5 класс» (авт. И.Н. Пономарева и др.). Данный учебник соответствует всем требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник красочно оформлен, структура учебника позволяет организовать работу в группах и парах. Учебные задания разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования [2, c. 47].
Переход в 5 класс для ребенка – это шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже просыпается любопытство и стремление к исследованию неизвестного. К тому же, известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. В следствие этого на уроке часто используются технологии, позволяющие ребенку находить ответы на вопросы самому или при работе в паре, что так же формирует коммуникативные навыки и умею слушать мнение со стороны. Важно создавать для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно выбрать пути достижения цели и лишь немного корректировать его план в случае серьезных ошибок в нем.
Использование само- и взаимопроверки повышает уровень ответственности у ребенка, что формирует способность анализировать свои действия и предугадывать результат еще до начала работы.
Кроме того, на уроке должны быть учтены любые варианты развития событий, для того, чтобы грамотно направить ребенка на нужный курс [3]. Так же важным аспектом при изучении биологии является экологическое воспитание и воспитание любви к своей Родине. Это возможно через дополнительные задания о флоре и фауне края или через видео и фотографии природы, которые способствуют осознанию ребенка роли человечества на планете. Возможно посещение музеев и заповедников и проведение виртуальных экскурсий.
В качестве примера реализации ФГОС в 5 классе прилагается конспект урока.
Комбинированный урок по теме:
«Экологические факторы среды».
(И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)
Биология, 5 класс.
Учебные задачи:
1. Образовательные: обеспечить усвоение знаний о типах экологических факторов среды и их характеристики.
2. Развивающие: развить умения слушать собеседника и выражать свои мысли.
3. Воспитательные: воспитать любовь к природе, к животным и растениям. Нацелить на оказание помощи природе.
Средства обучения:
Компьютер (ноутбук), мультимедиа-проектор, экран, мультимедиа-презентация.
Ход урока:
№/п |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Мотивация |
Ребята, вот мы каждый день с вами чистим зубы. Как вы думаете, количество бактерий во рту от этого уменьшается? Оказывается, в полости рта живет до 70 000 бактерий. |
Слушают учителя. |
|
2 |
Актуализация знаний |
Если мы говорим о бактериях во рту, как будет называться эта среда обитания для бактерий? Давайте решим кроссворд самостоятельно и выпишем буквы, обозначенные желтым цветом, чтобы затем получить слово. А кто-то один из вас попробует распределить на доске организмы, согласно среде их обитания. |
Организменная. |
|
3 |
Целеполагание |
Какое же зашифрованное слово получилось? А может ли как-то изменяться среда или она постоянна? Поясните свой ответ. Постоянна. А давайте представим, что живут те же бактерии в ротовой полости, но вдруг человек съел кислый лимон или сходил к стоматологу. В таком случае, среда изменится? Как вы считаете, почему? А что же может измениться? Что может повлиять на среду, чтобы она изменилась? Изменяется. А что же может измениться? Что может повлиять на среду, чтобы она изменилась? Как мы можем назвать такие условия? Если не справляются, то откроем РТ на с. 42 и попробуем сформулировать определение. Так какой же будет наша сегодняшняя тема урока? |
Среда Постоянна/изменяется Любые непредсказуемые ответы Называют тему |
целеполагание (Р), учет разных мнений (К), разрешение конфликта (К)?, |
4 |
Освоение нового материала |
Как вы можете видеть из схемы 39, эти факторы делят на 3 группы. Давайте с вами при помощи учебника на с. 78-79 заполним схему 39 в РТ на с. 42. Проверим, что у вас получилось. Послушаем нескольких человек. Одним из слов кроссворда был автотроф. Какой же фактор неживой природы необходим для него? К каким царствам принадлежат автотрофы? Как вы считаете, каким еще организмам необходим свет? Давайте поработаем в парах. Из предложенного текста 1 вариант найдет и выпишет значение света для растений, а 2 вариант для животных. Поделимся друг с другом тем, что узнали. Послушаем несколько вариантов. Есть у кого-то дополнения? 1 вариант читает, 2 вариант записывает. Послушайте, какая красивая музыка. Давайте встанем и все вместе закроем глазки, представим, что мы птицы, летящие к солнцу. Покажите, как вы летите. Как ночью засыпает ежик? Как тянется молодое растение к свету? Как греется лисичка в первых весенних лучах? Давайте с вами посмотрим и подумаем, какое же влияние оказывают люди на природу? (спрашивает, что дети думают о каждой фотографии и поясняет, если непонятно) Биосферный заповедник один из крупнейших заповедников Воронежской области. В нем сохраняют так же и флору. Так как же влияет человек на природу? (и хорошо и плохо). Запишем в РТ на с. 43 в схему 41 самостоятельно примеры – и + влияния человека на природу при помощи слайдов или учебника. Что у вас получилось? Как же мы с вами можем повлиять на природу вокруг нас? |
Свет |
извлечение необходимой информации из текстов (П), поиск и выделение необходимой информации (П) |
5 |
Закрепление изученного материала |
Предлагаю вам еще раз вспомнить, какие же бывают виды экологических факторов и заполнить схему 42 на с.44 в РТ. 1 работает у доски. Проверим. Все у нас получилось? Почему не получилось? |
Записывают схему. Проверяют и исправляют неточности. |
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К), установление причинно-следственных связей (П) |
6 |
Рефлексия |
Как же мы с вами можем повлиять на природу вокруг нас? Можем ли мы оказывать влияние на природу не напрямую, а косвенно? Как? Какой вывод мы можем сделать? |
Отвечают на вопросы |
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К), следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
7 |
Эмоциональная рефлексия |
И напоследок. Что бы вы хотели пожелать сами себе? Какое послание отправили бы себе в будущее? |
Отвечают на вопросы |
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К), нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) |
8 |
Домашнее задание |
|
Записывают домашнее задание |
|