Возможности дидактических сценариев уроков в коммуникативном обучении иностранным языкам
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Возможности дидактических сценариев уроков в коммуникативном обучении иностранным языкам
POSSIBILITIES OF DIDACTIC SCENARIOS OF THE LESSONS IN COMMUNICATIVE TEACHING
Natalia Kastsenka
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Minsk state linguistic university, Republic of Belarus, Minsk
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей дидактического сценария иностранного языка как средства методической поддержки процесса обучения иностранному языку в школе. Представлен пример дидактического сценария урока по теме «On The Farm» для учащихся 5-х классов.
Abstract. The article deals with possibilities of didactic scenarios of the lessons as a mean of methodical support in foreign language teaching. The sample of a didactic lesson scenario on topic «On the farm» for the 5-th grade pupils has been presented.
Ключевые слова: дидактические сценарии уроков; коммуникативная компетенция; коммуникативный метод; коммуникативные приёмы обучения
Keywords: didactic scenarios of the lessons; communicative competence; communicative method; communicative teaching techniques.
Дидактические сценарии уроков представляют собой план-программу осуществления отдельных уроков как части целостного процесса обучения и в своей совокупности составляют систему предположений о течении процесса преподавания / изучения иностранного языка, выполняя функцию прогнозирования (Н.П. Баранова). На их основе учитель применительно к конкретной образовательной ситуации может разрабатывать варианты прогноза, направляя урок соответственно собственной концепции о том, как лучше решить ту или иную задачу.
Основное назначение дидактических сценариев состоит в создании возможностей для формирования коммуникативной компетенции у учащихся в условиях учебной межъязыковой коммуникации, приобретения ими опыта по овладению иностранным языком как средством общения для развития взаимопонимания и взаимодействия с другими национальными культурами. Дидактические сценарии ориентированы в том числе на развитие у учащихся способности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В сценариях уроков предусматривается текущий контроль и оценка их учебных достижений.
Коммуникативное содержание сценариев направлено на обеспечение максимально возможного сходства процесса обучения с процессом естественного общения. Основное внимание уделяется созданию и поддержанию у учащихся потребности во взаимодействии друг с другом, усвоению в процессе общения языкового и речевого материала, предусмотренного учебной программой. С этой целью при разработке дидактических сценариев уроков используются различные приёмы коммуникативного метода преподавания иностранных языков (ролевые игры, дискуссии, ток-шоу, интервью, конкурсы, викторины, совместное решение проблем, игры на угадывание, комбинирование, соотнесение и др.); приём обучения в сотрудничестве (cooperative learning), jigsaw, способствующие активизации речемыслительной деятельности учащихся и поддержанию мотивации к изучению иностранного языка.
Учитывая направленность процесса обучения на подготовку учащихся к межкультурному общению, дидактические сценарии уроков должны включать ситуации общения, моделирующие элементы диалога культур, и развивающие умения представлять собственную культуру. Коммуникативные ситуации общения лежат в основе всех этапов урока и заданий, направленных на развитие у учащихся техник мышления через конструирование, исследование, моделирование, схематизацию, проектирование. Управление познавательной, коммуникативной, учебной и развивающей активностью учащихся осуществляется посредством вопросов проблемного характера, опор, схем, памяток, таблиц, слайдов, фотографий, логико-синтаксических схем, стимулирующих к продуцированию высказываний.
В дидактических сценариях наряду с использованием различных технологий обучения предусматриваются различные формы взаимодействия учащихся: индивидуальная, парная, групповая работа, работа в микрогруппах, что способствует их социализации в ходе обучения. Дидактические сценарии имеют определенную структуру и включают: образовательную, развивающую и воспитательную цели, коммуникативные задачи, оснащение урока, дидактический материал. В качестве постоянных компонентов урока выступают начало и конец. Основная часть состоит из этапов, спроектированных в зависимости от поставленных целей, направленных на решение коммуникативных задач. Начало урока вводит учащихся в атмосферу иноязычного общения и создаёт соответствующий эмоциональный настрой. Каждый сценарий завершается рефлексией, ориентированной на оценку успешности коммуникативной и учебно-познавательной деятельности учащихся, на приобретение каждым из них субъектного опыта иноязычного общения. В рефлексии особый акцент делается на использование приёмов, позволяющих осуществить анализ возникших в ходе обучения и общения трудностей, самоконтроль осуществляемых действий, оценку / самооценку качества речи и опыта деятельности.
К сценариям прилагаются развёрнутые дидактические комментарии, в которых даются пояснения способов работы учителя и учащихся по достижению поставленных целей. Комментарии содержат анализ организационных форм проведения уроков, краткую характеристику того, что учащиеся должны знать и уметь к началу урока, описание компонентов ситуации, в рамках которой будет происходить общение на уроке. Также они предусматривают вариативность действий учителя и учащихся в процессе общения в группах с высоким, средним и недостаточным уровнями языковой подготовки. В комментариях присутствуют рекомендации по овладению отдельными стратегиями и тактиками самостоятельной учебно-познавательной деятельности, техниками учебного труда, компенсаторными тактиками преодоления и предупреждения трудностей, возникающих в процессе обучения и общения на иностранном языке. Учителю также предлагаются коммуникативные приёмы предупреждения и коррекции ошибок и возможный вариант домашнего задания.
В данной статье представлен пример дидактического сценария урока к учебному пособию по английскому языку для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений, автор Л.М. Лапицкая. Эти материалы могут быть использованы учителем в работе по анализу и проектированию образовательного процесса и для создания собственных дидактических сценариев.
Тема урока: On the Farm
Образовательная цель: совершенствование навыков диалогической и монологической речи у учащихся по изучаемой теме, совершенствование речевых грамматических навыков, обогащение индивидуальной картины мира учащихся знаниями о преимуществах / недостатках жизни в городе и деревне
Развивающая цель: взаимосвязанное коммуникативное и когнитивное развитие учащихся, развитие умений анализа, синтеза, обобщения
Воспитательная цель: формирование системы ценностных ориентаций, воспитание культуры общения, чувств и речевого поведения
Коммуникативные задачи: выразить и доказать свою точку зрения по поводу преимуществ / недостатков жизни в городе, опровергнуть мнение собеседника
Оснащение урока и дидактические материалы: карточки с опорами Help Box
Начало урока
Создание атмосферы иноязычного общения. Постановка целей урока.
Hello, my dear pupils! How are you?
Today we are talking about living in the city and in the countryside. Do you like to live in the city, Sasha? What about you, Dima? And you, Katya? I know, Masha, that your grandparents live in the country. Do you like to visit them? Tanya, would you like to live in the country?
Some people say that it’s great to live in the city, but some of them like the country. Where is it better to live: in the city or in the country? What do you think? Let’s try to answer this question today.
Подготовка аргументов «за» и «против» жизни в городе и деревне. Совершенствование речевых грамматических навыков.
So divide into two groups: those who are “for” living in the city and those who are “against” it but like the country.
Each group should prove its point of view and make a list of arguments “for” and “against” living in the city. Don’t forget to use Help Box (Образец карточки с опорами Help Box представлен в Дидактическом комментарии). Make a poster and present it to the other group.
I’ll give you 15 minutes. While working together, include all members of your group. Ask me for help, if you have any questions.
Проведение мини-дискуссии. Совершенствование речевых грамматических навыков.
Your time is up! Let’s present your posters. How interesting! How clever you are! Now let’s discuss your arguments “for” and “against” living in the city. We will take turns. One of the group will present its argument. The member of the other group will agree or disagree. Remember to be polite to each other. Use the phrases from Help Box. Here are the cards with them (Образец карточки с опорами см. в Дидактическом комментарии).
Which group will start?
Учащиеся групп «за» и «против» жизни в городе должны поочерёдно высказывать свои точки зрения, соглашаться или опровергать мнения своих «оппонентов», используя при этом формулы речевого этикета, представленные в карточке Help Box.
Конец урока
Подведение итогов урока. Thank for a very interesting discussion! Well done! There are positive and negative things about living in the city. Some people like it, some don’t. It’s up to you what to choose: living in the country or living in the city! Do you agree with it?
Проведение рефлексии. Did you change your mind about the better place to live? Do you think you were polite to each other?
Сообщение домашнего задания. Вариант домашнего задания см. в Дидактическом комментарии.
Дидактический комментарий
Урок представляет собой управляемую мини-дискуссию на тему «За и против жизни в городе». Поскольку урок посвящён совершенствованию навыков диалогической и монологической речи и совершенствованию речевых грамматических навыков, то предполагается, что учащиеся владеют лексическими единицами по теме On the farm, сравнительной и превосходной степенями сравнения прилагательных. Урок носит ярко выраженную коммуникативную направленность, т. к. учащиеся выступают участниками мини-дискуссии, приближенной к свободному общению. Они получают субъектный опыт выражения и аргументирования своей точки зрения по поводу преимуществ / недостатков жизни в городе и опровержения мнения собеседника в соответствии с нормами речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка. Важно отметить воспитательный потенциал данного урока. Участие в мини-дискуссии способствует формированию системы ценностных ориентаций, культуры чувств и речевого поведения.
Начало урока.
Учитель подводит учащихся к дискуссии с помощью индивидуальных наводящих вопросов, позволяющих предварительно определить приоритеты по поводу жизни в городе и деревне. Таким образом, формулируется проблемный вопрос, на который учащиеся будут пытаться ответить в ходе совместного общения.
Основная часть урока.
Учащиеся делятся на 2 подгруппы в зависимости от своих предпочтений: тех, кто любит город, и тех, кто предпочитает деревню. Ребята осуществляют выбор в соответствии со своей точкой зрения. В случае непропорционального деления на группы учитель может предложить сделать это по заранее подготовленным карточкам разного цвета, по рассадке в классе и т. д.
Работая в группах, учащиеся составляют перечень аргументов «за» и «против» городской жизни. В итоге они должны представить плакат, иллюстрирующий «плюсы» и «минусы» жизни в городе. Представители подгрупп поочередно высказывают свои точки зрения, пытаются доказать их, опровергнуть мнения партнеров из противоположной подгруппы. К основным задачам учителя, управляющего ходом дискуссии, относятся: создание ситуации общения, в которой может развиваться мини-дискуссия; побуждение каждого участника к обмену мнениями с помощью различных видов вопросов; осуществление контроля за её ходом; подведение итогов мини-дискуссии и определение наиболее интересных идей в группе. Представляется важным предоставить учащимся необходимые речевые формулы для обеспечения эффективного речевого взаимодействия. Следует обратить внимание на значимость использования этикетных формул, позволяющих выразить точку зрения, аргументировать, одобрить её или вежливо не согласиться с мнением собеседника.
Учащимся с недостаточным уровнем языковой подготовки предлагается речевая опора, представленная в Help Box. Учитель также может обеспечить ребят содержательными опорами, например, высказываниями их сверстников о преимуществах и недостатках городской жизни, оказать помощь в оформлении плакатов. Учащимся с высоким уровнем языковой подготовки можно предложить смысловые опоры в виде, например, фотографий, иллюстрирующих характерные особенности городской и сельской жизни.
Важно обеспечить активную и целенаправленную работу всех участников дискуссии. С этой целью может быть определён учащийся в каждой группе, который будет следить за очерёдностью высказываний, приглашая менее активных участников выразить свою точку зрения. Учащимся с недостаточным уровнем языковой подготовки следует предоставить клише:
Tanya, what do you think about … ?
Any ideas, Gleb? и др.
Представляется целесообразным напомнить учащимся об использовании компенсаторных тактик перефразирования, использования синонимов, упрощения высказывания, информирования о непонимании или о возникших трудностях в процессе подготовки и ведения дискуссии. С целью обеспечения доброжелательной атмосферы, вежливого отношения собеседников к противоположным точкам зрения помимо клише, содержащихся в памятке в Help Box ниже, можно использовать приём предупреждения социокультурных ошибок «предупреждающая инструкция». В ней учитель информирует о правилах поведения участников дискуссии, акцентируя внимание ребят на вежливых формулах речевого поведения. Также может быть использован приём «детекции и коррекции ошибок» самими учащимися. Учитель приводит ошибочное утверждение, например, «Мнение собеседника не так важно, как твоё собственное, поэтому его не следует слушать до конца», а задачей учащихся будет заметить и исправить ошибку.
Конец урока.
Характерно, что дискуссия завершается тезисом «It’s up to you what to choose: living in the country or living in the city». Учитель спрашивает, изменилась ли точка зрения ребят относительно того, где лучше жить: в городе или в деревне. Таким образом, учащиеся приобретают субъектный опыт выражения своих предпочтений на иностранном языке. Также учитель уточняет у ребят, были ли они взаимовежливы в ходе дискуссии. Тем самым подчёркивается значимость соблюдения принципов вежливости и такта для достижения взаимопонимания с партнёрами по общению.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется в завершении дискуссии. Выставляя отметки, учителю рекомендуется учитывать ошибки коммуникативного характера, влияющие на содержание и смысл высказывания. Языковые ошибки на уроках, проводимых в подобных формах, носят исключительно второстепенный характер. Коррекция речевых ошибок проводится с использованием приёмов переспроса, уточнения, сообщение учителем ошибочного и правильного варианта в индивидуальном листе для каждого учащегося, который раздаётся ему в конце занятия.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать письмо жителю города / деревни, представляя информацию о достоинствах и недостатках проживания в городе или сельской местности.
Урок проводится на английском языке, но отдельные предложения / слова, не понятные учащимся, могут быть переведены учителем на родной язык.
1. Образец карточки с опорами:
|
Help Box |
|
Use the following grammar constructions: · I live in… · I can see… · It’s interesting… · It’s healthier… · It’s more boring… |
2. Образец карточки с опорами:
|
Help Box |
|
|
Remember to be polite. Use the following phrases: · Well, because… · Let me explain. You see, … · Yes, but… · Don ,t you think…? · No, I don ,t think… · Well we think … · It is good to … · You can \ can’t … |
Дидактические сценарии уроков могут быть использованы учителями как в процессе работы над соответствующими тематическими разделами учебного пособия на уроках, так и во время проведения внеклассных мероприятий, на факультативных занятиях, в кружковой работе. Они содержат комментарии, пояснения, рекомендации по их реализации, однако они могут быть дополнены учителями или видоизменены с учётом уровня языковой подготовки, интересов, индивидуально-психологических особенностей учащихся посредством использования различных социальных технологий обучения, создания компьютерных презентаций, демонстрации видеофрагментов, фильмов / мультфильмов и др.
Список литературы:
Баранова Н.П. К вопросу о методической поддержке процесса обучения иностранному языку в школе: дидактический сценарий урока // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 3 – 8.