Статья:

Информационно-коммуникационная компетентность учителя русского языка как иностранного: актуальные проблемы и перспективы развития

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кашпирева Т.Б. Информационно-коммуникационная компетентность учителя русского языка как иностранного: актуальные проблемы и перспективы развития // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 38-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационно-коммуникационная компетентность учителя русского языка как иностранного: актуальные проблемы и перспективы развития

Кашпирева Татьяна Борисовна
декан международного факультета, доцент кафедры русского языка как иностранного Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РФ, г. Тула

 

Information and communication competence of the teacher of Russian as a foreign language: current problems and development prospects

 

Tatiana Kashpireva

Dean of the International Faculty, Associate Professor of the Department of Russian as a Foreign Language Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Russia, Tula

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных требований к информационно-коммуникационной компетентности учителя РКИ и определению тенденций развития в данной сфере. Анализ проводился на основе изучения опыта ТГПУ им. Л.Н. Толстого в сфере подготовки магистрантов по направлению 45.04.01 Филология.

Abstract. The article considers modern requirements to information and communication competence of the teacher of the Russian as a foreign language and determines the development trends in this area. The analysis is based on the studying of the experience of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University in the field of training of Master program’s students in Philology.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компе­тентность; русский язык как иностранный; Филология; высшее образование; магистратура

Keywords: information and communication competence; Russian as a foreign language; Philology; higher education; Master program

 

Вопросу формирования компетенций в высшей школе на современном этапе в последние годы посвящено большое количество психолого-педагогических исследований в России и за рубежом. В условиях глобализации и интернационализации процессов, происхо­дящих в национальных образовательных системах, данный вопрос становится еще более актуальным, так как требует выработки универсальных подходов к определению таких базовых категорий и понятий, как «компетенция», «компетентность», «профессионализм», «профессиональное мастерство» и т. п.

Для данного исследования ключевой является категория «компетентность», которая рассматривается применительно к сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении русскому языку как иностранному.

Следует изначально разграничить понятия «компетенция» и «компетентность», которые нередко смешиваются. На основе анализа широкого круга научно-методической и психолого-педагогической лите­ратуры мы можем констатировать, что понятие «компетенция» коррели­руется с конкретными знаниями в определенной предметной области и сформированными в процессе обучения умениями и навыками практической деятельности. Тогда как понятие «компетентность» характеризует специфическую способность личности к выполнению профессиональной деятельности на основе сформированных компетен­ций, в том числе в нестандартных ситуациях и ситуациях, требующих творческого, креативного подхода. На наш взгляд, информационно-коммуникационная компетенция (ИК-компетенция), как никакая другая, связана с деятельностью именно в подобных педагогических ситуациях.

Относительно сущности ИК-компетенции, мы разделяем точку зрения Хамзина М.К., который считает, что информационно-коммуникационная компетентность есть «составляющая профессио­нальной компетентности педагога, это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств ИКТ; состоявшееся личностное качество педагога; характеристика, отражаю­щая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности» [1, С. 20].

В работе Титовой С.В. и Самойленко О.Ю. представлен под­робный анализ исследований последних лет на тему информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза, дается широкий обзор российских и зарубежных нормативных документов, в частности, профессиональных стандартов для разных уровней образования. Исследователи рассматривают содержание и структуру ИК-компетенции, которую понимают как неотъемлемую профессиональную характе­ристику, отражающую применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для форми­рования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности [2, С. 42-43]. Мы считаем, что именно такой подход, опирающийся на зарубежные и отечественные стандарты, может дать наиболее полное представление сути вопроса.

В условиях перехода в 2018 г. с федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) на ФГОС ВО 3++ (которые учитывают профессиональные стандарты) вопрос формирования ИК-компетенций и, соответственно, сформиро­ванности ИК-компетентности у практикующих специалистов начинает приобретать еще большую актуальность.

Традиционно специалисты в области русского языка как иностран­ного проходят в России подготовку по программам таких направлений бакалавриата, как 45.03.01 Филология, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), а также по направлениям магистратуры 45.04.01 Филология, 44.04.01 Педагогическое образование.

В настоящий момент ФГОС ВО по направлению бакалавриата 45.03.01 Филология (утвержденный приказом Министерства образо­вания и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 947) и по направлению магистратуры 45.04.01 Филология (утвержденный при­казом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.11.2015 г. № 1299) продолжают действовать. Тогда как в группе «Образование и педагогические науки» уже вступили в силу ФГОС ВО 3++: стандарты по направлению бакалавриата 44.03.01 Педагоги­ческое образование (утвержден приказом Минорнауки России от 22.02.2018 г. № 121) и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) – приказ от 22.02.2018 г. № 125), а также стандарт по направлению магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование (утвержден приказом от 22.02.2018 г. № 126).

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого специалистов в области русского языка как иностранного готовят на международном факультете в рамках магистерской программы направления 45.04.01 Филология, которая базируется на общефилологической подготовке по направлению бакалавриата 45.03.01 Филология.

Мы считаем, что на этапе обучения по программе магистратуры уже можно говорить о существующей ИК-компетентности, так как основные знания и навыки в области ИКТ обучающимися уже были получены ранее, и нередко магистранты уже имеют опыт практической деятельности в данной профессиональной области. Соответственно, на данном этапе, происходит углубление знаний и расширение границ сформированных ранее компетенций. Если обратиться к ФГОС ВО направления 45.04.01 Филология, то можно вычленить следующие компетенции, которые «работают» на ИК-компетентность учителя РКИ: «способность самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности» (ОК-4), «владение навыками самостоятельного проведения научных исследо­ваний в области системы языка и основных закономерностей функциони­рования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации» (ПК-1), «способность соблюдать требования экологической и информа­ционной безопасности при выполнении задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем магистерской программы» (ПК-14) [3]. Сравнительный анализ компетенций сферы ИКТ на уровне бакалавриата с названными компетенциями выявляет более высокий уровень самостоятельности и профессиональной ответствен­ности обучающихся, большую гибкость в использовании знаний и более широкий спектр сфер применения профессиональных навыков.

Как уже отмечалось выше, современные стандарты высшего образо­вания ориентируются на профессиональные стандарты. В связи с тем, что по направлению «Филология» не утверждены ФГОС ВО 3++, о тенденциях в этой области, по аналогии, можно судить на основе уже утвержденных стандартов группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки». Необходимо отметить, что виды компетенций изменились: на смену общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям пришли компетенции универсальные и общепрофессиональные (определяемые стандартом) и профессио­нальные (устанавливаемые вузами в качестве обязательных и (или) рекомендуемых на основе профессиональных стандартов). Констати­руем, что среди указанных в ФГОС ВО 3++ нет ИК-компетенций. Данному факту, на наш взгляд, есть простое объяснение: профес­сиональная ИКТ-компетентность закреплена как одно из базовых понятий профстандарта педагога. Описание расширенного перечня ИКТ-компетенций и требований к педагогу в этой области представлено на 7 страницах в приложении № 1 к данному профессиональному стандарту [4]. Такой подробный, исчерпывающий перечень, а приори, намного глубже и шире тех компетенций, которые были ранее сфор­мулированы в ФГОС ВО, следовательно, более нет необходимости их устанавливать отдельно.

Попытаемся определить наиболее важные ИКТ-компетенции, составляющие ИК-компетентность учителя русского языка как иностран­ного, в том содержательном объеме, который установлен магистерской программой, реализуемой в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

· соблюдение профессиональной этики и правовых норм при использовании ИКТ, в том числе этическая и эстетическая оценка языковых проявлений в сети Интернет, и обучение этому учащихся;

· способность организовывать и осуществлять аудиовидео­текстовую коммуникацию между всеми субъектами образовательного процесса, в том числе в социальных сервисах технологии web 2.0, с целью формирования эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в общении на русском языке;

· осуществление профессиональной педагогической деятельности в электронно-образовательной среде учебного заведения, в том числе для организации самостоятельной работы в дистанционном формате;

· подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консуль­таций, интернет-форумов, конференций, олимпиад, лингвистических игр и т. п. на основе использования ИКТ;

· способность оценивать качество цифровых образовательных ресурсов и отбирать оптимальный вариант информационных источников по русскому языку как иностранному для решения конкретных профессиональных задач;

· способность моделировать на основе информационных техно­логий реальные ситуации общения с целью развития коммуникативных компетенций учащихся;

· концептуализация и самостоятельная разработка электронных учебных материалов по русскому языку как иностранному на основе аутентичных ресурсов сети Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная ИК‑компетентность учителя русского языка как иностранного является, с одной стороны, необходимой профессиональной характе­ристикой специалиста в данной области, а с другой стороны, позволяет сущест­венно расширить возможности для организации учебного процесса и самостоятельной работы, а именно: более эффективная семантизация и работа с лексико-грамматическими явлениями средствами сети Интернет; внесение интерактивности в процесс развития навыков во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо); доступ к большому количеству аутентичных документов русскоязычного пространства сети Интернет (в том числе и справочным ресурсам), позволяющим развивать социокультурную компетенцию; организация реальной коммуникации с носителями языка в социальных сообществах; дистанционный доступ к большому количеству электрон­ных образовательных ресурсов для усиления доли самостоятельной работы по изучению РКИ.

 

Список литературы:
1. Хамзин М.К. Информационно-коммуникационные технологии в компе-тенции педагогов как основа модернизации профессионального образования / М.К. Хамзин // Актуальные проблемы современности. – 2016. – № 4(14). – С. 19–24; то же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29332198.
2. Титова С.В. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза / С.В. Титова, О.Ю. Самойленко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. – №3(167). – С. 39–48; то же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29232229.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450401.pdf (Дата обращения 21.06.2018).
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_ педагога_(проект).pdf (Дата обращения 07.07.2018).