Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Маратова К.Е. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / К.Е. Маратова, А.Ш. Айдархан, Ж.Б. Дугали, Н.Н. Темирханова, В.М. Шарипов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(91). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Маратова Карина Ерлановна
магистрант 1 курса по специальности Юриспруденция, Университет Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева (UIB), Казахстан, г. Алматы
Айдархан Айзере Шалкаркызы
магистрант 1 курса по специальности Международное право, Университет Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева (UIB), Казахстан, г. Алматы
Дугали Жансая Болатбеккызы
магистрант 1 курса по специальности Экономика, Университет Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева (UIB), Казахстан, г. Алматы
Темирханова Наргиз Нурлыханкызы
магистрант 1 курса по специальности Экономика, Университет Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева (UIB), Казахстан, г. Алматы
Шарипов Вильям Муратжанович
магистрант 1 курса по специальности Юриспруденция, Университет Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева (UIB), Казахстан, г. Алматы

 

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN UNIVERSITIES

 

Karina Maratova

1st-year Master's student in Law, International Business University named after Kenzhegali Sagadiev (UIB), Kazakhstan, Almaty

Aizere Aidarkhan

1st-year Master's student in International law, International Business University named after Kenzhegali Sagadiev (UIB), Kazakhstan, Almaty

Zhansaya Dugali

1st-year Master's student in Economics, International Business University named after Kenzhegali Sagadiev (UIB), Kazakhstan, Almaty

Nargiz Temirkhanova

1st-year Master's student in Economics, International Business University named after Kenzhegali Sagadiev (UIB), Kazakhstan, Almaty

Vilyam Sharipov

1st-year Master's student in Law, International Business University named after Kenzhegali Sagadiev (UIB), Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических аспектов и практических подходов к обеспечению качества образования в вузах, с акцентом на факторы, влияющие на его улучшение. Рассматриваются различные модели оценки качества, такие как ISO 9001, EFQM и TQM, а также важность финансирования и ресурсного обеспечения образовательных учреждений. Сравнительный анализ международного опыта, в частности, Казахстана, США и Германии, позволяет выявить перспективы и рекомендации для повышения качества образования в стране, включая внедрение международных стандартов и развитие дуального образования.

Abstract. The article is dedicated to analyzing the theoretical aspects and practical approaches to ensuring the quality of education in universities, with a focus on factors influencing its improvement. Various models of quality assessment are discussed, such as ISO 9001, EFQM, and TQM, as well as the importance of funding and resource provision for educational institutions. A comparative analysis of international experience, particularly in Kazakhstan, the USA, and Germany, highlights the prospects and recommendations for improving the quality of education in the country, including the implementation of international standards and the development of dual education.

 

Ключевые слова: качество образования, вузы, стандарты качества, болонская система, дуальное образование, финансирование образования, материально-техническая база, инновации в образовании, международная аккредитация, Казахстан, практическая подготовка, студенческая удовлетворенность, управление качеством, рынок труда, глобализация, рейтинги вузов, академическая мобильность.

Keywords: quality of education, universities, quality standards, Bologna system, dual education, education funding; material and technical infrastructure, innovations in education, international accreditation, Kazakhstan, practical training, student satisfaction, quality management, labor market, globalization, university rankings, academic mobility.

 

Актуальность исследования качества образования обуславливается его ключевой ролью в социально-экономическом развитии общества и конкурентоспособности стран на международной арене. В эпоху глобализации и цифровизации обучение в вузах становится важнейшим инструментом подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени. Основной целью данной статьи является анализ теоретических аспектов и практических подходов к обеспечению качества образования, а также выявление факторов, влияющих на его повышение. Методы исследования включают анализ литературных источников, сравнительный анализ международного опыта и обобщение практик внедрения стандартов качества.

Понятие качества образования

Качество образования представляет собой многоаспектное понятие, включающее в себя соответствие образовательных процессов и их результатов установленным требованиям, профессиональным стандартам и социальным ожиданиям. Оно определяется рядом факторов: содержанием учебных программ, методиками преподавания, квалификацией преподавателей, уровнем знаний и компетенций выпускников, а также материально-техническим обеспечением учебного процесса. Кроме того, важным показателем качества является удовлетворенность студентов образовательным процессом.

Значение качества образования для вузов

Качество образования определяет конкурентоспособность высших учебных заведений (ВУЗов) как на национальном, так и на международном уровне. В эпоху глобализации репутация университета, основанная на уровне подготовки специалистов, напрямую влияет на его позицию в международных рейтингах. Например, университеты, успешно внедряющие инновации, такие как MIT или Stanford, активно привлекают иностранных студентов и инвестиции. В Казахстане ключевыми направлениями повышения качества образования стали переход на Болонскую систему и внедрение международных стандартов аккредитации.

Модели оценки качества образования

Для обеспечения качества образования существуют различные международные модели и стандарты, такие как ISO 9001, EFQM (European Foundation for Quality Management) и подход TQM (Total Quality Management). Каждая из этих моделей направлена на повышение прозрачности процессов, улучшение их эффективности и обеспечение высокого уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Например, стандарт ISO 9001 применяется многими университетами для оптимизации внутреннего управления. Он включает такие элементы, как установление ключевых показателей качества, регулярный мониторинг и анализ результатов. Модель EFQM, активно используемая в странах Европейского Союза, предполагает оценку всех аспектов деятельности вуза, включая управление, преподавание и научную деятельность. В свою очередь, философия TQM основана на идее вовлечения всех участников образовательного процесса — от администрации до студентов.

Финансирование и ресурсное обеспечение

Финансирование образовательных учреждений оказывает прямое влияние на их способность предоставлять качественное образование. Недостаточное финансирование ограничивает внедрение современных технологий, обновление инфраструктуры и профессиональное развитие преподавателей. В странах с высоким уровнем финансирования, таких как США или Германия, университеты активно инвестируют в научные исследования и инновации, что способствует повышению их рейтингов и конкурентоспособности.

Для сравнения, казахстанские вузы зачастую сталкиваются с нехваткой финансовых ресурсов, что затрудняет их развитие. Однако государственные программы, направленные на модернизацию образования, включая увеличение финансирования, показывают положительные результаты. Так, программы грантовой поддержки помогают вузам улучшать материально-техническую базу и внедрять современные подходы к обучению.

Сравнительный анализ практик повышения качества образования

Сравнение казахстанского и международного опыта показывает как общие подходы, так и существенные различия. В Казахстане основное внимание уделяется интеграции образовательных стандартов с международными системами, таким как Болонская система. Между тем, в таких странах, как Германия, широко применяется дуальная система образования, сочетающая теоретическое обучение с практическим опытом на предприятиях. Это позволяет студентам развивать профессиональные навыки и повышает их востребованность на рынке труда. В США акцент делается на исследовательской деятельности вузов. Университеты, такие как Harvard и MIT, активно вовлекают студентов в научные проекты, что способствует формированию новых знаний и повышению качества образования. В Казахстане подобные подходы находятся на стадии развития, однако инициативы, такие как программы Nazarbayev University, демонстрируют перспективы.

Рекомендации

Для повышения качества образования в Казахстане рекомендуется:

- Усилить государственную поддержку вузов, включая увеличение финансирования на исследования и развитие инфраструктуры.

- Активно внедрять международные стандарты качества, такие как ISO 9001 и EFQM.

- Развивать программы дуального образования и сотрудничество с работодателями для улучшения практической подготовки студентов.

- Обеспечить доступ к современным технологиям обучения, включая онлайн-платформы и цифровые библиотеки.

- Стимулировать преподавателей к профессиональному росту через системы грантов и программ повышения квалификации.

Предложения по изменению законодательства

В первую очередь, необходимо провести детальный аудит действующих законов и нормативных актов, регулирующих сферу образования и науки. Важно выявить устаревшие и неэффективные положения, которые препятствуют внедрению инновационных образовательных технологий и научных исследований. В частности, особое внимание должно быть уделено тем нормам, которые ограничивают гибкость образовательных учреждений в адаптации к быстро меняющимся условиям.

Укрепление правовой базы для академической автономии

Необходима разработка законодательных инициатив, направленных на расширение автономии образовательных учреждений в области управления, учебных программ и научных исследований. Это может включать предоставление университетам большего контроля над распределением бюджета, а также возможность проводить внутренние реформы, ориентированные на повышение эффективности их работы.

Введение норм для стимулирования инвестиций в образование и науку

Одной из ключевых задач является привлечение частных инвестиций в сферу образования и науки. Введение налоговых льгот и других форм поддержки для частных инвесторов, заинтересованных в научных исследованиях и образовательных проектах, станет важным шагом для ускорения инновационного развития в этих областях.

Цифровизация образовательного процесса

Законодательные инициативы, направленные на внедрение дистанционного образования и использование электронных образовательных ресурсов, также играют важную роль. Важно обеспечить защиту персональных данных участников образовательного процесса и создать правовую основу для эффективного функционирования цифровых платформ в образовании и науке.

Реформа системы управления в образовательных учреждениях

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо модернизировать управленческие структуры университетов и научных организаций. Внедрение моделей управления, ориентированных на результат, а также использование показателей эффективности (KPI), поможет создать более прозрачную и гибкую систему управления.

Децентрализация управленческих процессов

Для оперативного реагирования на изменения в образовательной и научной среде следует передать часть полномочий на уровень отдельных факультетов или кафедр. Это позволит более эффективно решать локальные задачи и адаптироваться к специфическим потребностям учебного процесса и научных исследований.

Создание системы управления качеством

Невозможно достичь высокого уровня образовательных и научных результатов без внедрения системы контроля качества. Университеты и научные организации должны работать по единым стандартам, которые включают постоянный мониторинг результатов, что поможет повысить конкурентоспособность образовательных программ и исследований.

Модернизация системы финансирования

Финансирование образовательных учреждений должно быть связано с результатами их научной и образовательной деятельности. Прозрачная система распределения средств, основанная на достижениях вузов и научных организаций, будет стимулировать рост качества образования и исследований.

Профессиональное развитие преподавателей

Для повышения качества преподавания необходимо организовать регулярные курсы повышения квалификации, включая международные стажировки и участие в конференциях. Это обеспечит преподавателей новыми знаниями и методиками, что будет способствовать более эффективному обучению студентов.

Внедрение предложенных изменений в законодательную и управленческую структуру образовательных и научных учреждений будет способствовать созданию более эффективной, гибкой и конкурентоспособной системы. Реформа в этих сферах позволит не только улучшить качество образования и научной работы, но и создать инновационную среду, способную успешно конкурировать на международной арене.

 

Список литературы:
1. Агамирова Е.В., Косарева Н.В., Агамирова Е.В., Улякина Н.А. Повышение качества высшего образования в системе государственного регулирования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2021. –С. 33–34.
2. Бердыбаев Н.М. Правовые основы повышения качества образования в международных университетах Республики Казахстан и пути реализации законодательных требований // Право. – 2023. – С. 163–164.
3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. – 2019. – С. 18–20.