Статья:

Развитие познавательного интереса у учащихся профильных классов (на материале английского языка)

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Протасова Н.В. Развитие познавательного интереса у учащихся профильных классов (на материале английского языка) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 101-106.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие познавательного интереса у учащихся профильных классов (на материале английского языка)

Протасова Нина Валентиновна
доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск

 

Аннотация. В представленной статье определена роль научно – исследовательской деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся старших классов негуманитарного профиля.

Автор отмечает, что овладение иностранным языком предоставляет старшеклассником доступ к информации из иностранных источников, что позволяет школьникам использовать новые данные в исследо­вательских работах. Определяется значимость научно‑исследовательской деятельности межпредметного уровня, которая расширяет предметные знания по профилю обучения и формирует целостное мировоззрение старшеклассников.

 

Ключевые слова: познавательный интерес, научно‑исследова­тельская деятельность, научно‑исследовательская деятельность межпред­метного уровня, учебно‑исследовательская деятельность.

 

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о целесообраз­ности использования научно‑исследовательской деятельности в качестве одного из средств развития познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного направления.

В XXI веке меняется образ науки, наблюдается усиление интегральных тенденций в системе современного научного знания, что ведет к дальнейшему междисциплинарному взаимодействию между отдельными науками и их системами.

Изменения в науке находят отражение в системе школьного образования. В современном мире современные школьники должны быть готовы в течение жизни неоднократно менять профессию. Школа является уникальной средой развития познавательного интереса учащихся.

Приобщение старшеклассников к научно – исследовательской деятельности в школе существенно влияет на профессиональный выбор. Старший школьный возраст характеризуется сформированной внутренней позицией, т. е. у них сформировано отношение к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности, в связи, с чем можно констатировать факт, что школьник имеет позитивный настрой к учебной деятельности, которому предшествует высокая степень мотивации и познавательный интерес [1].

Научно‑исследовательскую деятельность можно рассматривать как одну из эффективных форм обучения в современной школе. Процесс творческого взаимодействия учителя и ученика предполагает высокую результативность.

Особенностью старшего школьного возраста является то, что старшеклассники могут сосредоточиваться на явлениях, объектах, данных не только наглядно, но и мысленно. Поэтому, на данном этапе важно активизировать работу по развитию операций логического мышления, что возможно при организации исследовательской деятель­ности обучающихся, так как память развивается в направлении интел­лектуализации, понятийного мышления. В ходе школьного обучения старшеклассники усваивают математические, физические, биологические и многие другие понятия. Заметим, формирование понятийного мышления особенно важно для тех школьников, которые собираются продолжить обучение в вузе.

В процессе изучения основ наук старшеклассники переходят от эмпирических обобщений к теоретическим понятиям. По мере формирования теоретического мышления школьники все больше учатся осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает переходить от единичного ко всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного опреде­ления сущности к более глубокому познанию действительности.

Следовательно, чем больше школьники познают окружающую действительность, тем больше развивается мышление, происходит познавательное проникновение в действительность. Такое проникно­вение старшеклассникам дает научно – исследовательская работа.

В последнее время в таких науках как физика, химия, биология учеными проведено много исследований, которые привели к новым открытиям. Часто опубликованные материалы выходят в свет на иностранных языках. Для работы с таким материалом необходимо владение иностранным языком.

Овладение знаниями по иностранному языку у старшеклассников происходит как на практических занятиях (уроках), так и в рамках элективного курса. Специфика обучения на таких курсах определяется потребностями обучающихся. Чаще всего обучающиеся используют иноязычные знания профильной направленности при подготовке рефератов, исследовательских работ и проектов по предметам естественно – математического цикла.

Научно - исследовательская деятельность в школе рассматри­вается нами как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует ускорению перехода к личностно – ориентированной парадигме образования через самореализацию и повышение личностного статуса обучающегося.

Привлечение обучающихся старших классов негуманитарного направления к научно – исследовательской деятельности должно основываться на их интересах. В данном случае уместно замечание М.Т. Умаралиевой, которая отмечает, что для ученика все, что изучается должно стать личностно значимым, способствовать развитию его интереса и повышению уровня знаний. Темы исследования не должны отталкивать старшеклассников сложностью и непонятностью. По мнению М.Т. Умаралиевой, подбирая темы опытов и наблюдений, учитель создает условия для совершенствования наблюдательности, памяти, ассоциативного, творческого мышления школьников [2]. Наряду с научно‑исследовательской, принято выделять: учебно‑исследовательскую деятельность.

Учебно‑исследовательская деятельность – одна из форм организации учебно‑воспитательной работы, которая связана с решением обучающими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом способствует раскрытию научного потенциала, развивает способность к сотрудничеству, самораскрытию, развивает у обучающихся негуманитарного профиля исследовательский тип мышления.

Определяя назначение учебно‑исследовательской деятельности, М.В. Петренко выделяет ее образовательную функцию, т. е. форми­рование у старшеклассников фундаментальных научных понятий, освоение методических приемов и характеристик научного стиля мышления [3]. Преимущество учебно‑исследовательской деятельности в школе проявляется в том, что способствует переносу знаний, умений и навыков, полученных в ходе исследовательской деятельности, в новую ситуацию.

В целом, учебно‑исследовательская деятельность содействует высокой творческой активности учащихся, развитию самостоятельного мышления. В результате участия в учебно‑исследовательской деятельности у старшеклассников возникает потребность к познанию, изменяется подход к изучению нового материала, тип мышлении меняется от интуитивного до теоретического, практического, твор­ческого, повышается качество знаний, умений и навыков по предмету.

По мнению А.С. Обухова, одной из характеристик исследова­тельской деятельности является интегральность как взаимопроник­новение знаний различных областей наук друг в друга, подкрепление значимой информации на различном материале, что обеспечивает большую эффективность ее осмысления в процессе развития. В результате объединения в целое ранее разрозненных частей и эле­ментов происходит осознание научной картины мира школьниками [4].

В последнее время научные исследования приобретают межпред­метный характер, что способствует формированию у старшеклассников знаний межпредметного уровня. Специфика таких знаний заключается в том, что в результате обобщения разнопредметных знаний у школь­ников формируется перенос предметных знаний в новые межпредметные знания. Осуществление научно‑исследовательской деятельности на стыке предметов, с применением знаний из разных образовательных областей благоприятно сказывается на развитии познавательного интереса обучающихся негуманитарного профиля.

Приобщение обучающихся негуманитарного направления к научно- исследовательской деятельности межпредметного уровня как средству обогащения новыми знаниями по профильным предметам через иностранный язык можно рассматривать в качестве одной из активных форм получения знаний вообще. В настоящее время межпредметные исследования могут обсуждаться в режиме on–line и у старшеклассников появляется возможность обмениваться опытом исследовательской деятельности со своими зарубежными сверстниками, конкретизировать и расширять знания профессиональной направлен­ности.

Научно‑исследовательская деятельность, с учетом межпредметных связей, формирует у обучающихся знания межпредметного уровня. Специфика таких знаний заключается в том, что у старшеклассников формируется перенос предметных знаний в новые межпредметные ситуации. Результатом такого действия является порождение нового межпредметного знания благодаря установлению связей между элементами разно‑предметных знаний и их обобщение. Мотивом межпредметного исследования чаще всего становится глубокий интерес школьников к проблеме, которая рассматривается различными образовательными областями по‑разному.

Заметим, что реализация межпредметных связей происходит на основе координации знаний разнопредметных областей, дополняющих друг друга. Координация т. е. согласование тематики учебных программ обеспечивает перенос знаний и умений учащихся в новые условия учебной деятельности и способствует интеграции знаний. Межпред­метность знаний можно рассматривать как необходимое звено в формировании целостного мировоззрения школьника.

Важной целью межпредметного обучения является достижение не только результатов научного познания, но и самого пути получения этих результатов, формирование межпредметной структуры знаний и познавательной самостоятельности обучающихся старших классов, развитие творческих способностей. Межпредметность, как самостоя­тельный стимул познавательного интереса школьников, перестраивает процесс обучения, усиливает обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, ее коллективность, взаимопомощь старшеклассников в ее организации, расширяет деловые контакты между обучающимися.

Межпредметность способствует сближению различных учебных предметов, объединяет знания, навыки и умения научно‑исследова­тельской деятельности по разным предметам в целостную систему.

Завершаются научно – исследовательские работы подготовкой научных отчетов, статей, докладов, тезисов докладов и т. п. Результаты своих научно‑исследовательских работ обучающиеся представляют на школьной научно – практической конференции.

Значимость участия обучающихся негуманитарного профиля в научно‑исследовательской деятельности велика, так как способствует формированию у них следующих умений: поисковые умения, исследовательские умения, рефлексивные умения, коммуникативные умения, личностные умения, умение работать в сотрудничестве, умение самостоятельно ставить и решать проблемы, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать собственные умозаключения по проблеме исследования.

В заключении отметим, что привлечение школьников к участию в научно‑исследовательской деятельности способствует развитию у них познавательного интереса, раскрытию научного потенциала, учит самостоятельно приобретать необходимые знания по предметам естественно‑математического цикла, в том числе и средствами иностранного языка, улучшает качество знания по английскому языку, активизирует и оптимизирует учебный процесс, расширяет кругозор школьников в предметных областях естественно‑математического цикла, дает им импульс к саморазвитию, способности к самоанализу.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 368 с.. 
2. Умаралиева М.Т. Роль учебно – исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учашихся // Журнал: Преподаватель XXI век // Народное образование. Педагогика.  № 3, 2010 С. 92 -  95.
3. Петренко М.В. Педагогические условия подготовки старшеклассников к решению познавательных задач в современной школе: автореф. дис. …канд пед. наук. СПб., 2003. 22 с. С. 16. 
4. Обухов А.С.  Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков  в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2001. (Профессиональная библиотека учителя) с. 48 – 63.