Статья:

Потенциал общеобразовательной школы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Шафикова А.А. Потенциал общеобразовательной школы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 55-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Потенциал общеобразовательной школы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Шафикова Альфира Адиповна
ассистент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, РФ, г.Уфа

 

POTENTIAL SECONDARY SCHOOL IN THE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Alfira Shafikova

assistant Professor, Department of pedagogy and psychology Federal state budget educational institution Bashkir state pedagogical University they. M. Akmulla, Russia, Ufa

 

Аннотация. Автором в данной статье представлен потенциал общеобразовательной школы в обучении и воспитании детей с ограни­ченными возможностями здоровья. Приведен краткий обзор основных форм обучения детей с ограниченными возможностями. Предложены наиболее альтернативные формы взаимодействия с семьей, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. The author of this article presents the potential of secondary school in the education and upbringing of children with disabilities. A brief overview of the main forms of education for children with disabilities. The most alternative forms of interaction with the family in which the child with disabilities is brought up are offered.

 

Ключевые слова: инклюзия; общеобразовательная школа; социа­лизация.

Keyword: inclusion; secondary school; socialization.

 

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями важные задачи, одной из которых является доступность образования для всех категорий населения. При этом, важно отметить что для выполнения обозначенной задачи возможно лишь при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды.

Инклюзия при этом выступает одной из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в жизнь школы. Основной смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале, конечно же, важно, чтобы инклюзивный класс объединял в себе несколько групп детей с ограниченными возможностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом. Необходимо учитывать и широкое разнообразие ситуаций в школьном инклюзивном образовании, с которыми можно столкнуться. В целях достижения его эффективности следует учитывать как нацио­нальные, региональные, так и местные социально-культурные традиции обучающихся с ограничениями здоровья, активно вовлекая их в общественно значимую деятельность.

Каждый ребенок, несомненно, должен соответствовать своим личностным особенностям, и обязательно быть психологически подго­товленным к обучению в общеобразовательной школе на своём уровне. При этом важно помнить, что на первом плане в данном случае, будет самоценность личности, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Ведь, именно идея гуманизации привела к отражению в ФЗ «Об образовании» основного положения о праве ребёнка и его родителей возможности определять форму получения образования и образовательную организацию, при которой дети с ограниченными возможностями вправе получить образование соответ­ствующего уровня [4]. Инклюзивное обучение выступает при этом одной из форм обучения детей с ограниченными возможностями. Помимо этого, существуют в российской практике и совершенно другие варианты для обучения детей с ограниченными возможностями. Представим кратко каждое из них.

Так, например, интернаты и спецшколы представляют собой образовательные учреждения, при котором обучающихся с ограничен­ными возможностями здоровья круглосуточно пребывает в них. Данные учреждения функционируют в целях оказания помощи семье в воспитании детей, для формирования навыков самостоятельной жизни, а также всестороннего раскрытия и социальной защиты обучающихся, в которых работают специальные врачи и педагоги.

Коррекционные классы общеобразовательных школ позволяют своевременно решать задачи касаемо активной помощи детям с ограниченными возможностями. Положительным в этом случае высту­пает наличие у детей с ограниченными возможностями совместное участие со сверстниками в школьных мероприятиях, и то, что обучаясь недалеко от дома, имеют возможность воспитываться рядом со своими близкими, благодаря чему укрепляется связь поколений, а что самое важное, происходит ранняя успешная социализация.

В практике современного образования немаловажную роль играет домашнее обучение. Как один из инновационных вариантов обучения его отличает целенаправленная и организованная работа обучения с педагогом по месту его проживания. Данное обучение предполагает реализацию образования по адаптированной программе, построенной с учетом возможностей каждого обучащегося, при котором после окончании обучения выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой было пройдено обучение.

Дистанционное обучение – представлено с информатизацией общества в целом, при котором школой предложен целый спектр образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи использования информационной и образова­тельной среды, передающей обмен информации на расстоянии. При данном обучении важно наличие мультимедийного оборудования, при помощи, которой будет придерживаться связь педагога с обучаю­щимся. В процессе учебы непосредственное общение осуществляется в онлайн-режиме, а выполненные задания прикрепляются обучающимся в электронном виде для дальнейшей проверки и оценивания. Важно отметить, что главным принципом инклюзивной школы выступает то, что все дети, независимо от существующих между ними различий и трудностей обучаются совместно, не взирая ни на какие трудности или различия. При этом инклюзивные школы должны уметь признавать и способность учитывать различные потребности своих обучащихся путем приведения в соответствие различных видов и темпов обучения, а также обеспечения качественного образования для всех путем разработки индивидуальных учебных планов и программ, принятия организационных мер, разработки стратегии преподавания, исполь­зования ресурсов и партнерских связей с их общинами.

Проанализированный опыт работы школ подтверждает высказы­вание H.H. Малофеева о том, что для более успешного формирования инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении обязательно должна присутствовать специализированная психолого-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями, а так же активное участие в образовательном процессе социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и учителей-логопедов [3]. В связи с развитием инклюзивного образования в общеобразовательной школе наблюдается усиление обучащихся в зависимости от их речевого, психического и умственного развития. В связи с этим значительно повышается роль инклюзивного образования, которое позволило бы способствованию расширению доступности образования для них. Благодаря этому для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будут созданы наиболее благоприятные условия для их социальной адаптации. Это существенно затруднит адаптацию данной категории детей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позво­ляющим в значительной мере реализовать индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Поэтому, для решения обозначенных выше трудностей общеобразо­вательная школа должна решать ряд задач: 1) обеспечение правовой и нормативной базы процесса инклюзивного образования детей с ограни­ченными возможностями в системе общего образования; 2) обеспечение реализации образовательного процесса профессиональными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реали­зовать инклюзивный подход; 3) создание «безбарьерной» социальной и образовательной среды инклюзивного образования, ориентированную на принципы принятия и взаимопомощи; создание модели деятельности специалистов различного профиля, успешно обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования; 4) разработка научного, методического и программного обеспечения инклюзивного образования, включающие в себя как учебные планы, учебные программы, так и при необходи­мости специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика); 5) активное использование возможности дистанцион­ного образования, как инструмента при реализации компетентностного подхода в образовании; 6) обеспечение активного взаимодействия и социального партнерства между ведомствами, учреждениями и орга­низациями, обеспечивающих социальную, психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями; 7) обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьями, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.

В современных условиях общеобразовательными школами про­ходят попытки преобразований касаемо организационно-методического характера. В некоторых из них наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса при помощи разных средств поддержки (коррекционно-педагогической, логопедической, психологи­ческой). Но, как правило, данные программы, односторонни, так как недостаточно научно обоснованы. Зачастую, программы сопровождения детей с ограниченными возможностями создают педагоги, которые не имеют специального образования. При этом, совместное органи­зованное взаимодействия с семьей, которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, на наш взгляд, должно быть обеспечено на совершенно новом уровне и предполагать:

  • создание специально разработанного программно-методического обеспечения, путем координации решений касаемо социально-педагогической и социально-психологической помощи семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • активное вовлечение семьи в работу учреждений, обеспечи­вающих сопровождение детей с ограниченными возможностями;
  • консультирование родителей по проблемам развития их детей;
  • обучение родителей доступными для них приемами и методами оказания помощи детям в условиях семьи;
  • организация обратной связи родителей с учреждением и др.

Образование как было, так и остается одной из частей сложного исторического процесса функционирования и развития культуры в целом. Лишь к концу ХХ столетия немногие страны, например, Германия, США, Швеция и др., выступали главными в развитии образования детей с ограниченными возможностями, для которых создавались дополни­тельные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение [3].

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания, открывают новые пер­спективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада, школы и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии — совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями [1; 2].

Именно решение этих и ряда других проблем, возникающих в условиях общеобразовательной организации, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовой сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования в школе. Обучающиеся с ограниченными возможностями могут реализовать свой потенциал в системе инклюзивного образования лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения психического развития. Как показывает практика, в последние годы все большее развитие находит интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Законодательство в настоящее время позволяет организовывать совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.

В реализации данного процесса одна из ведущих ролей отводится инклюзивным общеобразовательным школам, педагогам, работающим в них, детям с ограничениями и без ограничений в здоровье, обучаю­щихся в них, а также родителям детей обоих категорий.

 

Список литературы:
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 142 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду [Текст] /сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа [Текст]. – М.: Печатный двор, 1996. – 182 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 // base.garant.ru› 70862366/.