Статья:

Техника живописи в практике подготовки дизайнера

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Удалова А.А., Чачок А.С. Техника живописи в практике подготовки дизайнера // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 56-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Техника живописи в практике подготовки дизайнера

Удалова Алла Александровна
старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Чачок Алена Сергеевна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Technique of Painting in Designer Training Practice

 

Alla Udalova

senior lecturer, Nizhny Novgorod State Pedagogical Minin University (Minin University), Russia, Nizhny Novgorod

Alena Chachok

student Nizhny Novgorod State Pedagogical Minin University (Minin University), Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье рассматриваются и систематизируются техники и методы живописи, с учетом особенностей подготовки будущего дизайнера.

Abstract. The article considers and classifies techniques and technology of painting having regard to the future designer training features.

 

Ключевые слова: технология и техника живописи; методы живописи; дизайн-образование.

Keywords: technique and technology of painting; methods of painting; design education.

 

Художественная подготовка как одна из базовых составляющих в образовании дизайнера оказывает значительное влияние на его профессиональную деятельность. Важной задачей в художественной подготовке дизайнеров является обучение навыкам работы с художественными средствами и материалами, используемыми в профессиональной проектной деятельности. Эти навыки могут осваиваться в процессе изучения курса живописи и направлены на овладение такими живописными материалами как акварель, гуашь, темпера, акрил. Профессиональный подход к изучению вопросов техники и технологии владения живописными материалами и средствами повышает качество творческой подготовки дизайнера.

Целью данной статьи является обзор основных живописных приемов и техник с учетом специфики дизайна, что позволит обогатить и систематизировать теоретические знания и практические умения у будущих дизайнеров.

Необходимо отличать понятия «техника» и «технология» живописи. Технология живописи изучает способы приготовления, а так же свойства и качества красок, кистей, основ под живопись и т.д. Техника – совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное изображение.

Таким образом, живописные средства можно подразделить на технологические и технические. К технологическим средствам относятся материалы и инструменты при помощи которых создается живописное изображение. Технические средства включают различные приемы и техники, позволяющие раскрыть художественные качества живописного изображения, передать эмоционально-образное содержание работы.

В процессе изучения курса «Живопись», осваивая различные живописные материалы, студенты-дизайнеры овладевают следующими известными техническими методами (приемами):

1. Метод «a la prima» означает создание живописного изображения в один сеанс, без предварительного подмалевка, когда нужные цвет и тон набираются в изображении не постепенно, а берутся сразу в полную силу. Преимущество этого метода заключается в том, что в течение всего времени работы сохраняется первоначальное впечатление от натуры, что способствует яркой, эмоциональной окраске изображения. Этот метод используют в технике акварели, гуаши и др.

2. Метод «лессировки» заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. В результате таких перекрытий можно получить самые разнообразные цветовые оттенки. Великолепные эффекты дают лессировки акварелью, темперой и др.

3. Метод работы «колерами» представляет собой прием работы подготовленными красочными смесями, на основе предварительно найденного колористического решения. Данный способ применяется в основном в декоративной живописи гуашью, темперой, акрилом и др.

4. Метод «отмывки» представляет собой многократное покрытие изображения заранее разведенным раствором краски, постепенно усиливая тени.

Выбор живописных методов, используемых при создании учебных и творческих работ, будет зависеть от поставленных задач и применяемой техники (материала). Рассмотрим основные живописные техники, которыми, по нашему мнению, необходимо овладеть будущим дизайнерам.

Акварельная техника. Особенностями акварельной живописи являются прозрачность применяемых водяных красок, возможность получения интенсивных, ярких цветов, а так же способность передачи тончайших нюансов цвета и тона натуры, в частности световоздушной среды. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придает ему особую прозрачность и звучность. Подвижность акварельных красок, ограниченные возможности для исправления ошибок без ущерба для качества работы предъявляют высокие требования к качеству рисунка. Таким образом, акварельная техника требует мастерства владения кистью, знания законов смешения цветов, мастерства видения тона и цвета, и нанесения красочного слоя на бумагу.

Техника гуаши. Гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность становится матовой. Кроющую способность гуаши придает добавление белил (цинковых, титановых), которые являются причиной значительного высветления некоторых гуашевых красок при высыхании.

Благодаря своей укрывистости, гуашь позволяет добиваться выразительных декоративных решений, использовать цветовые обобщения. Наряду с декоративными задачами в технике гуаши возможна и проработка формы, передача деталей. Благодаря этим возможностям гуашь является основным живописным материалом при обучении живописи у будущих дизайнеров.

Темперная техника. Темпера одновременно традиционная и в то же время очень современная живописная техника. Многие художники работают темперой, используя ее в декоративной и станковой живописи и графике. Темпера относится к группе красок, при работе которыми в качестве разбавителя применяется вода, как и при живописи акварелью и гуашью. Темпера в отличие от акварели и гуаши после высыхания переходит в нерастворимый слой и не может быть смыта водой.

Техника темперной живописи может быть очень разнообразной. Как и в акварельной живописи, темперой можно писать многослойным способом, но в отличие от акварели многослойную темперную живопись можно вести пастозно, можно писать методом «a la prima», лессировками и другими методами. Темперой можно выполнять живописные работы, как в академическом, так и в декоративном стиле.

Акриловая техника. Акрил сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. Важное свойство акрила – это то, что он очень быстро сохнет, сохраняя при этом тон и цвет почти без изменения. Акрил является декоративным материалом, позволяющего создавать декоративные работы с необычной фактурой, что особенно важно для специалистов в области дизайна.

Смешанная техника. Отличительной особенностью данного вида живописной техники является сочетание различных материалов в одной работе. Смешанная техника используется для получения различных эффектов в живописи, она позволяет каждому автору разрабатывать собственные технологии, что необходимо для будущего дизайнера. Можно выделить различные виды смешанной техники: комбинирование традиционных живописных и графических материалов; сочетание классических методов с техникой коллажа, фотографии, использование дополнительных красок (золото, серебро, бронза) и др. Смешанная живописная техника используется в декоративной живописи.

Знание и владение данными видами художественных материалов и техническими приемами живописи, по нашему мнению, особенно необходимы будущим дизайнерам, поскольку акварель может быть востребована для отмывки в проектах, выполнении фор-эскизов и набросков дизайнерских идей, а гуашь и акрил для различных художественно-оформительских работ. Изучение достижений современного искусства и живописных техник как экспериментальной сферы в области разработки художественных методов и средств создания художественных образов способствует развитию у будущих дизайнеров творческого мышления и художественных способностей, создает условия для творческих поисков.

 

Список литературы:
1. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: учебное пособие / Л.П. Ермолаева.- М.: «Архитектура-С», 2009.- 152с.
2. Прохоров С.А. Живопись для архитекторов и дизайнеров: учебное пособие / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010.- 222 с.
3. Стор И.Н. Основы живописного изображения: учеб. пособие / И.Н. Стор. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. -248с.
4. Шутемова Е.А. Влияние современного искусства на дизайн / Е.А. Шутемова // Архитектон: известия вузов.- 2005.-№ 10. – URL: http://archvuz.ru