Статья:

Приемы активизации познавательной деятельности студентов в процессе выполнения научной работы

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кошелева Е.А. Приемы активизации познавательной деятельности студентов в процессе выполнения научной работы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 36-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы активизации познавательной деятельности студентов в процессе выполнения научной работы

Кошелева Елена Алексеевна
канд. пед. наук, преподаватель Академии ФСО России, РФ, г. Орел

 

TECHNIQUES OF ACTIVIZATION OF THE STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY IN THE SCIENTIFIC WORK EXECUTION PROCESS

 

Helena Kosheleva,

candidate of pedagogical science, lecturer of «The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation», Russia, Orel

 

Аннотация. В статье внимание уделяется вопросу приобщения обучающихся образовательных учреждений высшего образования к научной деятельности. Современные тенденции в образовательном процессе в формировании компетентностного специалиста требуют от преподавателей активизации научной работы обучающихся. Автор рассматривает научную деятельность как процесс, включающий в себя множество видов познавательной деятельности. Выделяются основные формы научной работы обучающихся. Представлена динамика видов и форм научных работ обучающихся с первого года обучения. Приведены приемы активизации познавательной деятельности. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в образовательных учреждениях высшего образования.

Abstract. The article pays attention to the issue of involving the students of educational institutions of higher education in the scientific activity. Modern trends in the educational process in the formation of a competent specialist demand teachers to intensify the scientific work of students. The author considers the scientific activity as a process that includes many types of the cognitive activity. The main forms of the scientific work of students are distinguished. The dynamics of types and forms of the scientific works of students beginning from the first year of training is presented. The methods of activating the mentioned activity are also given. The article can be useful for teachers of higher education. The materials of the article can be used in holding the scientific and methodological seminars in educational institutions of higher education.

 

Ключевые слова: научная деятельность; формы научной деятель­ности; творческое мышление; активизация деятельности; мотивация к научной деятельности.

Keywords: scientific activity; forms of scientific activity; creative thinking, activization of activity; motivation for scientific activity.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения указывают на необходимость создания гибкой системы высшего образования, готовящей специалистов, способных быстро, творчески воспринимать и применять новые знания и адапти­роваться к новым условиям рынка труда. В связи с этим на каждом уровне обучения в образовательном учреждении высшего образования необходимо развивать у обучающихся творческое мышление и исследовательские умения, навыки, активно привлекать их к научно-исследовательской работе.

Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на овладение в процессе обучения методами, приемами и навыками проведения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техни­ческому творчеству, формирование самостоятельности и инициативы.

Научная деятельность — это интеллектуальная деятельность, подразумевающая наличие особого вида мышления, основанного на применении строгих логико-математических методов. Научная деятельность - достаточно сложный процесс, который включает в себя множество конкретных видов познавательной деятельности:

·      процедуры критики и обоснования;

·      процессы эвристического поиска и выдвижения гипотез, включающие воображение и интуицию;

·      конструирование моделей;

·      лабораторно-экспериментальная практика, использующая самые современные технические средства.

К основным целям НИР относят:

· повышение профессионального уровня подготовки будущих специалистов за счет интеграции учебного, научно-исследовательского, воспитательного процессов в образовательном учреждении;

· формирование и развитие творческих способностей обучаю­щихся;

· создание и развитие эффективных форм работы по привлечению обучающихся к научной, конструкторской, творческой деятельности.

Наиболее распространены следующие формы научно-исследова­тельской работы студентов:

·      выполнение лабораторных работ, отчетов;

·      написание рефератов;

·      участие в предметных олимпиадах, конкурсах;

·      подготовка докладов;

·      выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;

·      выполнение нетиповых заданий научно-исследовательского характера;

·      выполнение курсовых, выпускных работ.

Редко преподавателями организуется научная работа студентов, направленная на изучение теоретических, методологических и орга­низационных основ выполнения научных исследований по учебным дисциплинам.

B список форм исследовательской работы, что больше отражает академические формы научной работы, возможно включить еще немного, такие как:

·      подготовка научных обзоров;

·      внедрение проектов;

·      публикация научных статей;

·      проведение независимого научного исследования по выбранной теме исследования;

·      работа с интеллектуальными играми;

·      участие в научных конкурсах;

·      участие в научно-исследовательских играх;

·      участие в грантах;

·      участие в научных сообществах и кружках;

·      участие в научно-исследовательских работах;

·      участие в научных семинарах, круглых столах.

В силу специфики некоторых образовательных учреждений высшего образования, к которым относятся военные образовательные учреждения, не все перечисленные формы научных работ используются.

Основные мотивы выполнения научной работы большинства студентов – это освобождение от экзаменов (или послабление в сдаче экзамена, зачета), возможность использования приобретенных знаний в последующем, формирование портфолио, а также интересен сам процесс научной деятельности. Причины низкой вовлеченности в научную деятельность в большей степени связаны с сильной загружен­ностью и отсутствием интереса. Проблема мотивации обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования – это одна из основных проблем низкой активности студентов в НИР. Необходимо отметить, что у значительной части студентов за время обучения не успевают сформироваться знания и навыки исследовательской деятельности.

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе выполнения научной работы - это двусторонний процесс, который затрагивает и деятельность самого обучающегося, и деятельность преподавателя. Деятельность преподавателя направлена на выработку дидактических условий, методов, средств и приемов обучения, активи­зирующих познавательные процессы обучающегося – внимание, восприятие, память, мышление, и способствующих развитию познавательной активности, инициативности и самостоятельности студентов; действия студентов – активное, творческое проявление себя в научной работе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе выполнения научной работы для многих преподавателей в силу определенных причин затруднительна. Основной причиной может служить сама личность преподавателя, его индивидуальные качества, а также тот факт, что в науке ход познания в значительной степени зависит от развития технических средств, сотрудничества с преподава­телями различных кафедр в вопросе приобщения студентов к научной деятельности.

Сухоруков А.В. выделил приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:

·      дидактические (словесные, наглядные, практические);

·      психоэмоциональные (игры, викторины, конкурсы);

·      психофизиологические (релаксационно-лечебные упражнения, дыхательные упражнения).

Активизировать познавательную деятельность студентов возможно во время аудиторных и внеаудиторных занятиях.

На лекциях, практических занятиях и аудиторной самостоятельной работе с целью активизации учебного процесса преподаватель использует следующие приемы и методы. Постановка учебной проблемы, рас­смотрение проблемной задачи, знакомство с парадоксами, научными анекдотами, историями научных открытий, эвристическим подходом к решаемой проблеме. На практических занятиях возможно выступление обучающихся с небольшими докладами, повышающими интерес к теме занятия. Индивидуальная работа со студентами позволяет подготовить плацдарм к предстоящей научной работе. Возможность подготовить эссе к теме занятия, решить проблемную задачу, выступить с ее решением на занятии позволит устранить и эмоциональное препятствие на пути к научной деятельности, и активизировать учебную деятельность.

Научная работа студентов начинается с первого года обучения. На первоначальном этапе с целью знакомства с основами исследова­тельской деятельности возможно выполнение рефератов. По теме реферата необходимо найти уже имеющуюся информацию, ее струк­турировать и выделить самое важное, сформулировать выводы, что позволит в полном объеме выполнить задачи по достижению поставленной цели реферата. На втором году обучения, в зависимости от выбранной специальности и направленности образовательного учреждения высшего образования, преподавателями варьируются различные формы научной деятельности (научный реферат, иссле­довательская работа, создание компьютерных программ), приобщают студентов к выступлениям с докладами на конференциях внутриобразова­тельного учреждения, региональных, всероссийских и международных. На втором году обучения и далее студенты имеют возможность участвовать в авторском коллективе научно-исследовательской работы, публиковать научные статьи, тезисы докладов. На последних годах обучения основными формами научной работы становиться разработка и создание, например, компьютерных программ по темам междисципли­нарного характера, участие в межвузовских олимпиадах, публикация научных статей.

Приобщить к научной деятельности обучающихся первых двух годов обучения преподавателю поможет создание и выпуск т.н. научного журнала, вестника по дисциплине, а также организация работы научного клуба по дисциплине, научных сообществ. Интерес к изучаемой дисцип­лине поддерживается и экскурсиями (традиционными, виртуальными).

Интеграция дисциплин, эффективная организация взаимодействия с преподавателями различных кафедр в процессе выполнения научной работы дает возможность студентам поддерживать интерес к исследова­тельской деятельности, обогащает методами исследования.

Выделим основные приемы активизации познавательной актив­ности студентов в процессе выполнения научной работы:

1) отсроченное решение (преподавателем ставиться проблема, приводиться парадокс, раскрытие которых сводится к рассмотрению нового материала);

2) «лови-ошибку» (намеренно допускается ошибка, которую необходимо найти, устранить и верно выполнить решение). Рассуждение от противного;

3) поставка вопроса (формулировка организующих и управляющих вопросов; варианты одного и того же вопроса).

Таким образом, активизация научной работы студентов связана не только с использование различных методов, приемов обучения, но и политикой образовательного учреждения высшего образования в области научно-исследовательских работ. Процесс подготовки студентов к научной работе будет результативным, если произойдет их вовлечение в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности.

 

Список литературы:
1. Кошелева А.О., Э.Е.Лукьянчиков, О.И. Шевченко Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве, 2011. – № 5. – 125 с. – С.114 –119.
2. Развитие способностей магистрантов к научно-исследовательской деятельности: монография / под общ. ред. А.О. Кошелевой. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 92 с.
3. Сычкова Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета / Н.В. Сычкова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 223 с.
4. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения. - Климова Т. Е., Романова В.М, Романов П.Ю. // Вестник ЧГПУ. Изд-во: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - № 12. – 2011 г. С. 94-104.