Статья:

Репетитор как явление в современном образовании

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Комарова М.М. Репетитор как явление в современном образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Репетитор как явление в современном образовании

Комарова Марина Михайловна
учитель, МАОУ СШ №15, Россия, г. Липецк

 

Tutor as a phenomenon in modern education

 

Marina Komarova

teacher, MAOU school №15, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. Данная статья призвана совершить попытку обобщить некоторые факты и предпосылки возникновения в педагогике такого понятия как репетитор, поднять актуальные вопросы, связанные с наличием репетиторства в стране как особой формы получения знаний, умений и навыков, а также наметить проблематику для углубленного изучения в процессе исследовательской деятельности.

Abstract. This article is intended to attempt to generalize some facts and background in pedagogy such thing as a tutor, to raise topical issues associated with the presence of tutoring in the country as a special form of knowledge, skills, and outline issues to be studied in depth the process of research activities.

 

Ключевые слова: репетитор; особая форма; образование.

Keywords: tutor; special form; education.

Содержание.

1. Введение

2. Репетитор: кто он?

3. Репетиторство как явление.

4. Заключение.

1.     Введение.

Изменения в современном мире диктуют новые формы обучения. С падением Советского Союза, подверглась изменению и советская система образования. Стали перенимать, как тогда казалось, «передовой западный опыт» в разных отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Появились гимназии, лицеи, всевозможные школы с углубленным изучением отдельных предметов и так далее, причем в массовом порядке. В Советском Союзе они тоже были, но единичные, открытые в городах союзного значения, и исключительно для явно одаренных детей (юных поэтов, художников, физиков, спортсменов).

Наряду с государственными учреждениями образования в новой России стали появляться и частные, негосударственные школы, использующие инновационные методы и методики обучения, в основном рассчитанные на мотивированных учеников. Но вместе с тем, обнажилась и «обратная сторона медали»: всё явственнее стало видно, что подавляющее большинство учеников не справляются даже со школьными предметами в традиционной форме, а о развивающемся обучении говорить вообще не приходится. Также этому способствовало отсутствие преемственности между программами обучения в начальном звене и средними классами школы. Однако, открывающиеся платные школы, казалось, стали панацеей для таких детей. Вместе с тем, они реализуют и другой важный аспект жизни: в контексте реализации антимонопольного законодательства удовлетворяют потребность в альтернативном способе получения образования, так как по Конституции РФ образование в стране обязательно для всех детей.

2.     Репетитор: кто он?

История развития современного образования в нашей стране все более и более статистически подтверждает тот факт, что в России существует такое явление как частный преподаватель по школьным предметам – репетитор. Он оказывает образовательные услуги вне стен обычной школы по договорам возмездного оказания услуг. Универсальных репетиторов не существует. У каждого из них своя, узконаправленная специальность, а, следовательно, при поиске такого учителя, родители должны чётко сформулировать для себя: зачем, для какой цели нужны услуги репетитора их ребенку? И только тогда цель оправдывает средства, вложенные в достижение этой цели. Не стоит нанимать ребенку в начальной школе учителя, занимающегося подготовкой детей к сдаче экзаменов. Это все - равно что при зубной боли прийти на прием к врачу - хирургу в обычную поликлинику, а не в стоматологическую.

Роль репетитора в современном образовательном процессе несомненно велика, что бы ни говорили злопыхатели. Одинаковых детей не бывает! И к каждому нужен индивидуальный, личностно-ориентированный подход, что и закреплено в государственных стандартах пятого поколения. К сожалению, в школе учителю едва хватает времени для реализации этого аспекта. Он относится ко всем детям усреднённо, как к общей биомассе, никого не выделяя и не унижая, ставя всем «тройки». Его урок рассчитан по минутам, поэтому нет возможности отвлекаться на частные случаи и вопросы детей. Репетитор восполняет все бреши и создает атмосферу, способствующую дальнейшему развитию и образованию ученика.

Как уже ранее было сказано, репетитор – узконаправленный специалист сферы образования, наряду с обычными учителями в школе, реализующие федеральный государственный стандарт общего образования в стране. В соответствии с этим определением можно определить и целевую аудиторию: кому и для чего он нужен. В первую очередь, детям отстающим, слабоуспевающим, с целью повышения качества имеющихся у них знаний, восполнения «пробелов», улучшения мотивированности ученика к обучению. Далее, на втором месте стоят учащиеся, готовящиеся сдавать экзамены. И на третьем месте, дети явно одаренные, с целью еще более глубокого проникновения в специальность, где выявлен талант. В первой категории лиц, безусловно, подавляющее большинство. Это определено самим ритмом жизни: компьютер, Интернет, гаджеты заменили книги и учебную литературу, возрос инфантилизм среди подрастающего поколения.

Репетитор, как частное лицо, волен использовать любые формы и методы работы, не запрещенные уголовным кодексом нашей страны: все зависит от личности самого ребенка. Кому-то нужно сначала дать теорию, а потом решать на практике. А кому-то, наоборот: легче воспринимается теоретический материал исходя их практических задач. Также широко используется исследовательский метод, когда ставится «проблема», и совместная работа ребенка и репетитора способствует нахождению путей ее решения, давая, таким образом, ребенку модель для самостоятельного нахождения и решения сложных ситуации, которые могут возникнуть в процессе обучения, и вообще в его жизни.

3.     Репетиторство как явление.

Само явление репетиторства в нашей стране не ново. Оно существовало и в царской России, и в советские времена, есть оно и теперь. И это явление, безусловно, положительное: несет в себе социальную, культурную, нравственную и общественно значимую функцию.

Репетиторство дает возможность учителю набрать нужный опыт, улучшить свое материальное положение, ученику – улучшить знания. При личном контакте, индивидуальной работе с учеником, репетитор, вольно или невольно, передает свой жизненный опыт, свое мировоззрение, реально учит, а не преподает, в большей или меньшей степени влияет на ребенка, становясь ему учителем, обогащает его культурно и духовно, вкладывает в него частичку своей души и личности. Поэтому не каждый преподаватель может быть репетитором, и тем более учителем. Это разные категории понятий. Явление репетиторства также и общественно значимое. В свете последних статистических данных, за прошлый год количество детей, не сдавших экзамены после 9 класса, выросло. Это может означать, что: либо отнеслись ученики легкомысленно к учебе и подготовке к сдаче экзаменов, либо задания в контрольно – измерительных материалах были сверхсложными. По моим наблюдениям на сайте ФИПИ, задания не усложнились, следовательно, дети проявили в высшей степени самонадеянность, что и привело к неудовлетворительным результатам на экзамене. По новому Положению такие учащиеся получают «справку» об окончании курса средней школы, вместо «аттестата». А со «справкой» даже в СПТУ сейчас не берут. Поэтому многие родители, в стремлении избежать подобной ситуации, нанимают репетиторов именно для механического «натаскивания» детей на сдачу ОГЭ после 9 класса, чтобы они не были «брошены на произвол судьбы» на целый год, а пристроить их для получения хотя бы рабочей профессии. Таким образом, не дать им пополнить ряды асоциальных личностей.

4.     Заключение.

В заключение своей статьи хочу подчеркнуть, что затронутые мною многочисленные вопросы и аспекты репетиторства как явления, были мною рассмотрены здесь очень поверхностно, и, безусловно, будут изучены более глубоко, что подразумевает целый цикл статей на эту тему. Ибо репетитор подобен врачу «скорой помощи»: появляется в «экстренной ситуации», ставит «диагноз», назначает «лечение», а в «крайне тяжелых случаях» рекомендует «профильное заведение». smile

Хочу также заметить, что на такую профессию, как репетитор, ни где не обучают, а это направление будет расти в нашей стране. Следовательно, необходимо накапливать и систематизировать опыт и знания по данной специальности: возможно когда-нибудь педагогические учебные заведения разного уровня скажут нам, первопроходцам – репетиторам: «Спасибо за ваш труд».

Источником для написания статьи явились собственные наблюдения автора, его личный опыт работы репетитором, а также обобщенный опыт коллег.