Статья:

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Волков В.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(96). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Волков Василий Владиславович
студент, ФГБОУ ВО Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны
Селиверстова Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, биологии и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны

COMPARATIVE ANALYSIS OF HEALTH INDICATORS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

 

Vasily Volkov

Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

Natalia Seliverstova

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, Biology and Methods of Teaching Them, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

 

Аннотация. Исследование посвящено анализу уровня здоровья студентов различных факультетов в течение двух учебных лет (2023–2024 и 2024–2025). В ходе работы были изучены данные о здоровье студентов нескольких факультетов. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ по укреплению здоровья студентов и оптимизации учебного процесса.

Abstract. The study is devoted to the analysis of the health level of students of various faculties during two academic years (2023–2024 and 2024–2025). In the course of the work, data on the health of students from several faculties were studied. The results of the study can be useful for developing programs to promote student health and optimize the learning process.

 

Ключевые слова: уровень здоровья, факультет, студенты, исследование.

Keywords: health level, faculty, students, research.

 

Актуальность. В условиях современного общества вопрос здоровья студенческой молодёжи приобретает особую актуальность. Высокий уровень здоровья является одним из ключевых факторов успешной учебной деятельности и будущей профессиональной реализации молодых людей. В связи с этим оценка состояния здоровья студентов различных факультетов становится важной задачей для образовательных учреждений.

Целью данного исследования является анализ уровня здоровья студентов нескольких факультетов: педагогики и психологии, математики и информатики, филологии, историко-географического факультета и физической культуры. В ходе работы были изучены данные о здоровье студентов и разработаны рекомендации по улучшению состояния их здоровья.

Для достижения поставленной цели были проведены сравнительные анализы показателей здоровья студентов различных факультетов в течение двух учебных лет (2023–2024 и 2024–2025). Были выбраны группы с наилучшими и наихудшими показателями здоровья для более детального изучения и формулирования рекомендаций.

Результаты исследования позволяют получить представление о текущем состоянии здоровья студентов, выявить проблемные области и разработать меры по улучшению ситуации. Это, в свою очередь, может способствовать повышению качества обучения и общему благополучию студенческой молодёжи.

 

Рисунок 1. Распределение по уровням здоровья студентов первого курса на факультетах по гендерным особенностям, 2023-2024 учебный год, %

 

Рисунок 2. Распределение по уровням здоровья студентов первого курса на факультетах по гендерным особенностям, 2024-2025 учебный год %

 

В 2023–2024 учебном году среди студенток факультета педагогики и психологии 47,8 % наблюдался низкий уровень здоровья, а в 2024–2025 году этот показатель снизился до 39,1 %. Доля студенток с уровнем здоровья ниже среднего увеличилась с 15,2 % до 19,5 %. Средний уровень здоровья девушек возрос с 30,4 % до 37 %, а процент студенток с уровнем здоровья выше среднего уменьшился с 6,5 % до 4,3 %.

Среди студентов мужского пола факультета педагогики и психологии в 2023–2024 году низкий уровень здоровья был у 55,5 %, в 2024–2025 году – у 25 %. Доля студентов с уровнем здоровья ниже среднего среди парней увеличилась с 22,2 % до 50 %. Средний уровень здоровья у парней составил 22,2 % в 2023–2024 году и 25 % в 2024–2025 году. Случаев, когда уровень здоровья превышал средние значения, не было зарегистрировано.

В 2023–2024 учебном году уровень здоровья среди девушек факультета математики и информатики составил 35,4 %, а в 2024–2025 году увеличился до 63,6 %. Уровень здоровья ниже среднего у девушек 2023–2024 года составил 25,8 %, а у девушек, начавших обучение в 2024–2025 году, снизился до 13,6 %. Средний уровень здоровья у девушек 2023–2024 года был зафиксирован на показателе 29 %, а у первокурсниц 2024–2025 года – 22,7 %. Величина уровня здоровья выше среднего среди девушек, приступивших к обучению в 2023–2024 учебном году, составила 9,7 %, а среди поступивших в 2024–2025 году не была зарегистрирована.

Среди студентов мужского пола факультета математики и информатики в 2023–2024 году уровень здоровья с низкими показателями составил 27,27 %, а в 2024–2025 году возрос до 72,2 %. Уровень здоровья ниже среднего среди студентов 2023–2024 года составил 18,18 %, а среди студентов 2024–2025 года – 18,2 %. Средний уровень здоровья студентов, поступивших в 2023–2024 году, составлял 50 %, а в 2024–2025 году снизился до 9 %. Уровень здоровья выше среднего среди парней был зарегистрирован только в 2023–2024 году и составил 4,5 %.

В 2023–2024 учебном году среди студенток факультета филологии 45,7 % имели низкий уровень здоровья; 10,1 % – ниже среднего; 33,9 % – средний уровень; 10,2 % – выше среднего. В 2024–2025 году уровень здоровья у 25,9 % студенток был низким; у 18,5 % – ниже среднего; у 48,1 % – средним; у 7,4 % – выше среднего.

Среди студентов мужского пола факультета филологии в 2023–2024 году низкий уровень здоровья не был зафиксирован, в 2024–2025 году он составил 25 %. Уровень здоровья ниже среднего в 2023–2024 году был 14,3 %, в 2024–2025 году – 25 %. Средний показатель здоровья для первой группы – 42,8 %, для второй – 50 %.

В 2023–2024 учебном году уровень здоровья студенток историко-географического факультета составил 37,5 %, а в 2024–2025 году показатель для поступивших девушек достиг 57,1 %. Доля студенток с уровнем здоровья ниже среднего увеличилась с 25 % до 28,5 %. Среднее значение уровня здоровья студенток 2023–2024 года – 37,5 %; у девушек, поступивших в 2024–2025 году – 14,3 %. Случаев с уровнем здоровья выше среднего не было зарегистрировано.

Среди студентов мужского пола историко-географического факультета уровень здоровья с низкой оценкой в 2023–2024 году составил 23,5 %, в 2024–2025 году – 33,3 %. Уровень здоровья ниже среднего у ребят, зачисленных в 2023-2024 году, составил 35,3 %, у студентов, начавших обучение в 2024–2025 году, – 33,3 %. Средний уровень здоровья среди студентов, поступивших в 2023–2024 году, составил 23,5 %, среди поступивших в следующем учебном году – 33,3 %. Уровень здоровья, превышающий средний, был зафиксирован только у студентов, поступивших в 2023–2024 году, и составил 17,6 %.

В 2023–2024 учебном году среди девушек факультета физической культуры и спорта низкий уровень здоровья составил 11,1 %, а в 2024–2025 году увеличился до 16,6 %. Удельный вес девушек с уровнем здоровья ниже среднего в 2023–2024 году составил 44,4 %, а в 2024–2025 году прогнозируется снижение до 16,6 %. Средний уровень здоровья среди девушек, поступивших в 2023–2024 году, был зафиксирован на уровне 33,3 %, а у студенток 2024–2025 года возрос до 50 %. Высокий уровень здоровья у девушек в 2023–2024 году составил 11,1 %, а в 2024–2025 году – 16,6 %.

Среди юношей факультета физической культуры и спорта в течение двух исследуемых годов не было выявлено случаев низкого уровня здоровья. Средний уровень здоровья среди студентов, зачисленных в 2023–2024 году, составил 71,4 %, а среди студентов 2024–2025 года – 76,9 %. Уровень здоровья ниже среднего среди юношей, поступивших в 2024–2025 году, составил 15,4 %, тогда как среди студентов 2023–2024 года такой уровень не был зафиксирован. Уровень здоровья выше среднего у студентов 2023–2024 года составил 28,5 %, а у студентов 2024–2025 года снизился до 7,6 %.

Анализ уровня здоровья студентов различных факультетов за два учебных года выявил следующие тенденции:

  • на факультете педагогики и психологии отмечается снижение низкого уровня здоровья среди студенток, однако есть увеличение доли студенток с уровнем здоровья ниже среднего. Рост среднего уровня здоровья свидетельствует о положительных изменениях, хотя снижение процента студенток с уровнем здоровья выше среднего требует дальнейшего мониторинга.
  • Среди студентов мужского пола факультета педагогики и психологии наблюдается снижение процента парней с низким уровнем здоровья, но высокий процент студентов с уровнем здоровья ниже среднего продолжает вызывать обеспокоенность.
  • На факультете математики и информатики наблюдается увеличение процента студентов с низким уровнем здоровья и снижение показателей для групп ниже и выше среднего уровня здоровья, что требует разработки мер по улучшению здоровья студентов.
  • На факультете филологии отмечается снижение процента студенток с низким и ниже среднего уровня здоровья и увеличение студенток со средним уровнем, что может быть результатом внедрения программ поддержки здоровья.
  • На историко-географическом факультете выявлены тревожные тенденции в здоровье студенток, особенно среди новопоступивших, что требует внимания и разработки мер по улучшению их здоровья.
  • На факультете физической культуры и спорта наблюдается рост как низкого, так и высокого уровня здоровья у девушек, что может быть связано с изменениями в условиях жизни или методах обучения. Снижение процента студентов с высоким уровнем здоровья требует дальнейшего анализа и внедрения профилактических мер.

 

Список литературы:
1. Иванов А.А., Петрова Е.С. Здоровье студентов педагогических вузов : тенденции и проблемы // Вестник образования и науки. – 2018. – № 4. – С. 23-28.
2. Коваленко О.Н., Смирнов К.Г. Факторы, влияющие на здоровье студентов педагогических специальностей // Здоровье молодежи : научные труды. – 2019. – Т. 17. – № 2. – С. 98-105.
3. Федорова М.В., Захарова Л.Д. Анализ состояния здоровья студентов педагогических факультетов // Вопросы педагогической медицины. – 2020. – № 6. – С. 45-50.