Статья:

Информационные технологии как средство повышения качества обучения в начальной школе

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Гуда Е.В. Информационные технологии как средство повышения качества обучения в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные технологии как средство повышения качества обучения в начальной школе

Гуда Елена Валентиновна
учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия N 34 им. Чумаченко Д.М.», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Information technologies as a way of improving the quality of education in primary schools

 

Elena Guda

primary school teacher, High School N34 named after Chumachenko D.M., Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Рассмотрено использование информационных технологий в обучении младших школьников, приведены примеры применения в процессе обучения интерактивной доски, сети Интернет, электронных образовательных систем, показан положительный эффект в результатах обучения.

Abstract. The use of information technologies in teaching of primary school children is critically reviewed. We show examples of the extensive application of the interactive whiteboard, Internet, E-learning systems in the learning process. A positive effect was obtained in learning outcomes.

 

Ключевые слова: информационные технологии; электронная интерактивная доска; образовательная система; сеть Интернет.

Keywords: information technology; electronic interactive board; educational system, the Internet.

 

Бурное развитие информационных технологий и компьютерной техники открывают широкие возможности для использования их в образовательном процессе, в том числе в начальной школе. Этого требует и Федеральный государственный стандарт начального общего образования [2], согласно которому образовательное учреждение должно иметь информационно-образовательную среду, состоящую из информационно-образовательных ресурсов; технических и технологических средств обучения, позволяющих эффективно взаимодействовать участникам процесса обучения; педагогических технологий обучения. Основной задачей информационно-образовательной среды является перевод образования на новый уровень качества.

Современное информационное общество ставит новые задачи перед школой, особенно начальной, в которой формируется база для использования школьниками современных информационных и коммуникационных технологий. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [2] поставил перед учителем начальной школы в качестве основной профессиональной задачи – научить учащихся учиться самим. При формировании у младшего школьника универсальных учебных действий его необходимо научить методам работы с информацией, а в качестве инструментария активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий меняет и роль учителя начальных классов, предъявляет к нему новые требования, позволяет широко внедрять системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе [1]. Соответственно, учитель в начальной школе должен иметь соответствующую профессиональную подготовку и уметь использовать в образовательном процессе информационные и коммуникационные технологии и существующие электронные образовательные ресурсы. Это в итоге повышает качество обучения школьников, улучшает усвоение, понимание, запоминание учебных материалов, умение использовать полученные знания на практике.

Перспективными направлениями для применения при обучении младших школьников, являются, в частности, технические средства (персональные компьютеры, электронные интерактивные доски), электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет.

Электронная интерактивная доска, представляющая собой соединенный с персональным компьютером сенсорный экран объединяет достоинства обычной школьной доски и современного компьютера, что позволяет использовать в процессе обучения как традиционные, так и новые педагогические подходы. Кроме того, за счет использования заранее подготовленных презентаций, иллюстративных рисунков, схем, таблиц, сохранения текущих учебных материалов можно получить значительную экономию времени урока.

Электронная интерактивная доска может быть использована на различных этапах урока. В качестве примера рассмотрим ее применение на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе [1]. На первом этапе (организационный момент) – озвучивание темы урока, постановки целей и задач – они выводятся на экран. На втором этапе (мотивация учебной деятельности) для мотивации обучающихся на интерактивной доске демонстрируется видеоматериал - «Пришельцы из Космоса», позволяющий в игровой форме заинтересовать детей.

На этапе актуализации знаний и постановки учебной проблемы при повторении изученного материала, проверки домашней работы на интерактивной доске приводятся тестовые задания, упражнения, вопросы. Интерактивная доска используется также для формирования проблемной ситуации на основе подводящего диалога.

На последующих этапах интерактивная доска позволяет организовать активное взаимодействие обучающихся, разбитых на группы, в ходе разработки проектов по выходу из затруднений, их реализации на основе информационного обмена между группами (демонстрируются работы групп всему классу). При подведении итогов урока на интерактивной доске приводятся основные итоги в виде схем, таблиц, небольших текстов.

Широкие возможности в обучении открывает использование сети Интернет. Сегодня компьютеры, мобильные телефоны имеются практически в каждой семье. В практику педагогической деятельности прочно вошли электронные журналы и дневники. Взаимодействие учителя с родителями и учениками все чаще осуществляется с помощью сети Интернет. Обычными стали поиск и использование школьниками информации из сети Интернет при выполнении домашних заданий, подготовке различных презентаций.

В этих условиях важное значение приобретает контроль за использованием детьми компьютера и Интернета со стороны родителей и педагогов, так как среда компьютерной сети Интернет сегодня – это активно действующие в ней люди посредством web-страниц, записей, сообщений и других действий. Компьютерные вирусы при этом – не самая страшная угроза для детей, хотя они обычно и называют их в качестве основной опасности. Педагоги и родители должны акцентировать внимание детей на вопросах безопасности при работе в сети Интернет. Отдельно нужно отметить вред, наносимый гипертрофированным увлечением компьютерными играми.

Сеть Интернет позволяет использовать в обучении различные электронные образовательные ресурсы. В настоящее время имеется достаточно много таких ресурсов (www.edu.ru; www.school.edu.ru; www.1september.ru; www.mob-edu.ru и многие другие), содержащих качественное методическое обеспечение.Они позволяют учителю сэкономить время на подготовку к урокам.

Рассмотрим для примера «Мобильную Электронную Школу» (www.mob-edu.ru), дающую образовательные инструменты для организации учебного процесса учителю и администрации школы. Она включает достаточно интересный и современный образовательный контент с тренажёрами и заданиями; журнал и дневник; систему статистики для анализа образовательных результатов; инструменты коммуникации, позволяющие посредством сообщений, чатов, видеоконференций общаться педагогам с учащимися и родителями; различные сервисы для индивидуализации обучения. В качестве технических средств, для работы с «Мобильной Электронной Школой» можно использовать как персональные компьютеры, так и мобильные устройства. Выявленные по результатам апробации достоинства и недостатки «Мобильной Электронной Школы» приведены в таблице.

Таблица

Достоинства и недостатки «Мобильной Электронной Школы»

Достоинства

Недостатки

1.

Большое разнообразие видов тренировочных заданий.

 

Некоторые задания требуют наличия специальной компьютерной техники, часто отсутствующей в семьях школьников (к примеру, сканер).

2.

Наличие возможности проверки освоения учеником нового материала на основе решения тренировочных заданий на компьютере.

Выполнение ряда заданий предполагает наличие у школьников и их родителей достаточно высокого уровня знаний и умений в области современных информационных технологий (скопировать, прикрепить, отправить по почте файл и др.).

3.

Многие задания позволяют получить обучающимся дополнительные знания по другим предметам.

Содержание  ряда задач вызывает негативную реакцию со стороны родителей из-за своей негуманности, двусмысленности и т.п.

4.

Наглядность представления материала во многих задачах.

Некоторые задания содержат либо ошибки в содержании, либо  выходят  за рамки учебной программы начальной школы (к примеру, отрицательные числа).

5.

Наличие возможности дифференцировать задания ученикам по уровню их подготовки.

Недо  конца продумана система работы учителя с электронным журналом.

6.

Возможность строить индивидуальную образовательную траекторию.

 

7.

Ряд тренировочных заданий проверяются автоматически.

 

 

При практическом использовании рассмотренных в статье информационных технологий отмечено усиление интереса к обучению у младших школьников, повышение работоспособности учащихся, улучшение микроклимата в классе.

Заключение. Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать работу младших школьников во время уроков, больше времени предоставить учителю на творчество в работе, сделать занятия более интересными для детей, индивидуализировать процесс обучения, повысить качество обучения в школе.

 

Список литературы:
1. Гуда Е. В. Системно-деятельностный подход на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / Е. В. Гуда // Научные исследования: от теории к практике : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (11). — С. 106–108. — ISSN 2413-3957.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст]: Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.