Статья:

Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Насырова А.Г., Рысаева А.Т., Кулбаева Э.Ф. Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ

Насырова Альбина Галиевна
заведующий МАДОУ «Детский сад № 4», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Рысаева Альфия Талгатовна
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 4» РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Кулбаева Эльвира Фаритовна
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В данной статье основное внимание авторы акценти­руют на необходимость своевременного и целенаправленного развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи, так как низкий уровень форсированности коммуникативных качеств личности затрудняет их социализацию в обществе.

 

Ключевые слова: социализация; коммуникация; социальная уверенность; нарушения речи.

 

Коммуникативное развитие современного дошкольника – это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с нару­шениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития коммуникативной деятельности. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образо­вательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать соци­альную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.

Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие тяжелые нарушения речи. В своей работе с детьми мы всё чаще встречаемся с проблемами взаимоотношений между дошкольниками. Возникающие конфликтные ситуации препятствуют нормальному общению детей. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения.

Так как проблема социализации детей с общим недоразвитием речи в общество через формирование коммуникативных качеств является актуальной, мы решили работать в данном направлении.

Тема нашей экспериментальной работы «Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в условиях реализации ФГОС специального (коррекционного) образования».

Цель нашего эксперимента: выявить и апробировать эффективные формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и разработать программу.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

· проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

· выявить особенности социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи); определить эффективные формы работы, способствую­щие развитию коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями;

· разработать программу организации коммуникативной деятель­ности детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и апробировать в опытно-экспериментальной работе.

В ходе работы был проведен анализ научно-методической литературы. Методологической основой исследования являются труды: Ю.Ф. Гаркуши, С.А. Мироновой и др., в которых показана связь речевых трудностей с низким уровнем вербальной коммуникативной активности в общении; Г.А. Волковой, О.С. Орловой, А.Е. Гончарук, В.И. Селиверстова, выявили, что одним из препятствия для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения; Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной в исследованиях отмечают, что наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимо­действия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В диагностическом исследовании принимали участие воспитанники с нарушением речи старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось по следующим методикам: выявления количественных и качественных показателей самооценки (Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации Е.Е. Кравцовой); методика изучения коммуникативных умений (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); метод наблюдения; методика «Картинки» для выявления уровня развития коммуникативных навыков дошкольников (Смирновой Е.А.).

В ходе проведенного нами диагностического исследования было выявлено, что дети, обладают средним и низким уровнем развития коммуникативных навыков, и нуждается в их коррекции.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по форми­рованию коммуникативных навыков.

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия педагога-психолога совместно с воспитателем. Педагог-психолог вступает с детьми в межличностное общение, его главная цель научить детей говорить о себе, о своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах мыслях и поступках, учиться слушать и слышать другого, быть к нему внимательным, принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность.

В процессе занятий у детей развивается адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развивается самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в виде общения, формируется доверие к собеседнику.

Воспитатель с целью сплочения и достижения благоприятного межличностного общения и социализации детей, помогает детям переносить полученные знания и навыки на занятиях, в реальную жизнь и реальные взаимоотношения детей.

Применяемые нами методы достаточно разнообразны и эффективны:

·      сказкотерапия;

·      игровая терапия;

·      арт-терапия;

·      телесно-ориентированная терапия;

·      обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них; элементы дискуссии.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников, мы сделали подборку игр, которые помогают детям учиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Эти игры воспитатели включают в повседневную работу.

В соответствии с законом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются полноправными участниками образо­вательного процесса, и только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения и воспитания могут быть решены полностью, поэтому в своей работе мы тесно сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители воспитанников были ознакомлены с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными нами при диагностическом исследовании, а также с особенностями детей имеющих нарушения речи. Для них проводятся индивидуальные консультации, семинары и тренинги.

Мы считаем, что педагогическая деятельность в данном направ­лении, значительно улучшит развитие не только коммуникативной сферы детей с ОВЗ, но и психической и личностной сфер в целом. И чем раньше это произойдет, тем более успешным будет результат социализации ребенка.

 

Список литературы:
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам собщим недоразвитием речи. Москва 2008г.
2. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей с недораз-витием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ. ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.
3. Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. - М.: Гном и Д, 2001.
4. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62-67.
5. Юсупова Г.Х Особенности личностного развития старших дошкольников с недоразвитием речи. Монография Уфа 2005 г.