Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ
Аннотация. В данной статье основное внимание авторы акцентируют на необходимость своевременного и целенаправленного развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи, так как низкий уровень форсированности коммуникативных качеств личности затрудняет их социализацию в обществе.
Ключевые слова: социализация; коммуникация; социальная уверенность; нарушения речи.
Коммуникативное развитие современного дошкольника – это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.
В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.
Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития коммуникативной деятельности. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.
Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие тяжелые нарушения речи. В своей работе с детьми мы всё чаще встречаемся с проблемами взаимоотношений между дошкольниками. Возникающие конфликтные ситуации препятствуют нормальному общению детей. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения.
Так как проблема социализации детей с общим недоразвитием речи в общество через формирование коммуникативных качеств является актуальной, мы решили работать в данном направлении.
Тема нашей экспериментальной работы «Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в условиях реализации ФГОС специального (коррекционного) образования».
Цель нашего эксперимента: выявить и апробировать эффективные формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и разработать программу.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
· проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
· выявить особенности социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи); определить эффективные формы работы, способствующие развитию коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями;
· разработать программу организации коммуникативной деятельности детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и апробировать в опытно-экспериментальной работе.
В ходе работы был проведен анализ научно-методической литературы. Методологической основой исследования являются труды: Ю.Ф. Гаркуши, С.А. Мироновой и др., в которых показана связь речевых трудностей с низким уровнем вербальной коммуникативной активности в общении; Г.А. Волковой, О.С. Орловой, А.Е. Гончарук, В.И. Селиверстова, выявили, что одним из препятствия для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения; Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной в исследованиях отмечают, что наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
В диагностическом исследовании принимали участие воспитанники с нарушением речи старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось по следующим методикам: выявления количественных и качественных показателей самооценки (Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации Е.Е. Кравцовой); методика изучения коммуникативных умений (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); метод наблюдения; методика «Картинки» для выявления уровня развития коммуникативных навыков дошкольников (Смирновой Е.А.).
В ходе проведенного нами диагностического исследования было выявлено, что дети, обладают средним и низким уровнем развития коммуникативных навыков, и нуждается в их коррекции.
На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия педагога-психолога совместно с воспитателем. Педагог-психолог вступает с детьми в межличностное общение, его главная цель научить детей говорить о себе, о своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах мыслях и поступках, учиться слушать и слышать другого, быть к нему внимательным, принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность.
В процессе занятий у детей развивается адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развивается самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в виде общения, формируется доверие к собеседнику.
Воспитатель с целью сплочения и достижения благоприятного межличностного общения и социализации детей, помогает детям переносить полученные знания и навыки на занятиях, в реальную жизнь и реальные взаимоотношения детей.
Применяемые нами методы достаточно разнообразны и эффективны:
· сказкотерапия;
· игровая терапия;
· арт-терапия;
· телесно-ориентированная терапия;
· обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них; элементы дискуссии.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников, мы сделали подборку игр, которые помогают детям учиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Эти игры воспитатели включают в повседневную работу.
В соответствии с законом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются полноправными участниками образовательного процесса, и только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения и воспитания могут быть решены полностью, поэтому в своей работе мы тесно сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители воспитанников были ознакомлены с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными нами при диагностическом исследовании, а также с особенностями детей имеющих нарушения речи. Для них проводятся индивидуальные консультации, семинары и тренинги.
Мы считаем, что педагогическая деятельность в данном направлении, значительно улучшит развитие не только коммуникативной сферы детей с ОВЗ, но и психической и личностной сфер в целом. И чем раньше это произойдет, тем более успешным будет результат социализации ребенка.