ВАЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТАНЦА НА ПИЛОНЕ
Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика

LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ВАЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТАНЦА НА ПИЛОНЕ
IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING FOR POLE DANCE PERFORMERS
Tamara Drach
Post-graduate student of Lviv State University of physical culture named after Ivan Bobersky, Trainer-choreographer of the School of aerial acrobatics "Chocolate", Ukraine, Lviv
Аннотация. Танец на пилоне требует от исполнителей хорошей физической и технической подготовки. Традиционная программа танца на пилоне лишь частично помогает решению физической подготовки исполнителей. Для того, чтобы усовершенствовать программу подготовки танца на пилоне, нами была разработана комплексная программа физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте, которая была направлена на развитие всех необходимых физических качеств. Целью нашего исследования было проверить эффективность комплексной программы физической и технической подготовки на развитие физических качеств исполнителей. Благодаря проведенному исследованию была доказана эффективность комплексной программы физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте на развитие физических качеств исполнителей, а также важность физической подготовки для исполнителей танца на пилоне.
Abstract. Pole dance requires good physical and technical training from the performers. The traditional pole dance program only partially helps to solve the problem of physical training of performers. In order to improve the training program in pole dance, we developed a comprehensive program of physical and technical training in aerial acrobatics and pole sports, which is aimed at developing all the necessary physical qualities. Pole dancing is an art that requires not only good technical training, dance, acrobatic, gymnastic, but also good physical fitness. Physical training helps to develop strength, endurance, coordination, and helps to hold the performed elements for 3-4 seconds, which is a requirement for performers during competitions. Daring tricks and high hangs require great strengtha in the arms, legs, and back of the performers, which is why we decided to develop a comprehensive physical and technical training program in aerial acrobatics and pole sports. This program was focused on the comprehensive development of performers, their physical and technical capabilities. The peculiarity of the program we developed was that instead of traditional physical training, our experiment used par terrre gymnastics, which helped to develop the necessary physical qualities. The purpose of our study was to test the effectiveness of a comprehensive physical and technical training program on the development of performers' physical qualities. The study proved the effectiveness of a comprehensive program of physical and technical training in aerial acrobatics and pole sports and the development of physical qualities of performers, as well as the importance of physical training for pole dancers.
Ключевые слова: танец на пилоне, комплексная программа, физическая подготовка, физические качества, младший школьный возраст.
Keywords: pole dance, complex program, physical training, physical qualities, primary school age.
Постановка проблемы, ее актуальность и связь с важными практическими задачами. Танец на пилоне получил заслуженную популярность как вид спорта, разновидность хореографии и даже фитнес. Танец на пилоне помогает развить у исполнителей силу, выносливость, гибкость. Программа подготовки в танце на пилоне включает в себя как техническую, так и физическую подготовку, однако в силу недостаточной методической базы для подготовки в этих направлениях, важным является разработка и изучение возможностей развития всех необходимых качеств исполнителей для успешных выступлений. Именно с этой целью была разработана комплексная подготовка физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте.
Последние исследования и публикации. Важность основательной технической подготовки в танце на пилоне было освещено в книге Анны Олейник «Танец на пилоне» (2017) и Iryna Kartali «Pole dance fitness» (2018). Важность технической подготовки и физической подготовки в технико-эстетических видах спорта было отображено в трудах Сосиной В. Ю. (2021), Тодоровой В.Г. (2018), однако вопрос важности физической подготовки в танце на пилоне еще не был достаточно исследован в научных трудах. Поэтому, целью нашего исследования стал вопрос проверки эффективности комплексной программы физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте на развитие физических качеств исполнителей, а также важности физической подготовки в танце на пилоне.
Изложение основного материала исследования. Танец на пилоне – искусство, которое требует от исполнителя не только хорошей технической подготовки, танцевальной, акробатической, гимнастической, но и хорошей физической подготовки.
Физическая подготовка помогает развить у исполнителей силу, выносливость, координацию, помочь в удержании выполненных элементов в течение 3–4 с, что является требованием к исполнителям во время соревнований. Смелые трюки и высокие висы требуют большой силы рук, ног, спины у исполнителей, поэтому мы решили разработать комплексную программу физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте. Эта программа была сконцентрирована на всестороннем развитии исполнителей, их физических и технических возможностей. Особенностью разработанной нами программы стало и то, что вместо традиционной физической подготовки в процессе нашего эксперимента было использовано партерную гимнастику, которая помогала в развитии нужных физических качеств.
Программа была разделена на четыре этапа: подготовительный, базовый, основной и этап подготовки к соревнованиям. Каждый этап включал в себя 39 часов занятий. Участники эксперимента были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ). Контрольная группа занималась по традиционной программе подготовки в танце на пилоне, экспериментальная группа занималась согласно разработанной комплексной программы физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте, в которой предусматривались занятия по технической подготовке на пилоне – 26 часов, 13 часов отводилось на хореографическую подготовку. Во время каждого занятия как в КГ, так и в ЭГ во время разогрева выполнялись упражнения по физической подготовке.
В ЭГ программа физической подготовки существенно отличалась, ведь исполнителям было предложено выполнять небольшую партерную гимнастику, которая предусматривала сочетание упражнений классического хореографического экзерсиса в партере с силовой нагрузкой на те группы мышц, которые нужно было развить для работы на воздушных полотнах и пилоне.
Для контроля качества эксперимента и успешности программы, дети прошли предварительное тестирование по определению уровня физической подготовки. Также тестирование проводилось на промежуточном этапе, то есть через полгода после начала эксперимента, для того, чтобы проследить динамику развития физических качеств учащихся.
Для тестирования детей создавалась группа экспертов, состоящая из тренеров по хореографии, акробатике и воздушных полотен Школы воздушной акробатики «Шоколад» и студии танца и спорта «RedMoon», на базе которых проведен педагогический эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился в начале внедрения экспериментальной программы, а формирующий – после ее окончания.
Основной задачей базового (первого) этапа было развить силу ног, изучение новых движений классического экзерсиса и введение V позиции. Это работа над развитием танцевальности и технического мастерства на снаряжении исполнителей.
Первый этап содержит упражнения по хореографии и работе на снаряде. Особое внимание уделяется подготовительным упражнениям физической подготовки, которые позволяют развить основные навыки ребенка, натянутость стоп и коленей, развить гибкость и научить держать «aplomb», правильное положение тела, в котором плечи и бедра находятся в одной плоскости.
На прохождение этого этапа дается 39–40 часов. Из них основная часть уделяется работе на снаряде, раз в неделю дети занимаются хореографией.
Физическая подготовка включала в себя упражнения для развития силы мышц ног: plie, battement tendu вперед, в сторону, назад, ronds в партере по 4 раза; упражнения для развития мышц спины: поднятие туловища, лежа на животе, с соблюдением III позиции рук – 20 раз; упражнение для развития гибкости спины: удержание положения мост у пилона – 20 с.
Занятия второго этапа заметно усложняются по сравнению с первым. На этом этапе подготовки дети уже демонстрируют достаточную организованность, их движения становятся более точными и выразительными. Второй этап предусматривает физическую подготовку, необходимую для этого уровня, усвоение базовых элементов на полотне, а также упражнений классической хореографии, которые помогут развить хореографические навыки исполнителей для их пластически совершенного исполнения на снаряде.
Физическая подготовка на этом этапе предусматривала выполнение упражнений для развития силы ног: plie, battement tendu вперед, в сторону, назад, demi ronds в партере – 8 раз каждой ногой; для развития мышц спины и брюшного пресса – поднимание туловища в положении лежа на спине и на животе с соблюдением III позиции рук по 30 раз; для развития силы мышц всего туловища – удержание тела в положении в упоре лежа в течение одной минуты.
Учебный материал третьего этапа подготовки направлен на связь движений корпуса, головы и позиций рук и ног.
Физическая подготовка этого этапа предусматривала выполнение упражнений классического экзерсиса в партере для развития силы мышц ног (battement fondu, battement frappe, releve lan, grand battements – по четыре раза с каждой ноги), для развития силы мышц брюшного пресса (поднятие ног 20 раз, лежа на спине, руки – в III позиции, ноги в – I позиции), для развития силы мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре на коленях – 20 раз).
Техническая подготовка включала в себя: изучение таких элементов на снаряде, как «флажок» с ногой в петле, двойная складка с ногой в петле, крутка с ногой в петле, крутка в двойной складке, крутка вокруг своей оси, крутка с ногой в петле и прогибом.
В течение четвертого этапа подготовки дети изучают новые элементы движений у опоры, такие как double battement tendu и pur-le-pied классического эксерсиса, крутки на снаряде со срывами, комбинации упражнений. Значительное внимание уделяем манере выполнения элементов на снаряде, актерскому мастерству. На программу четвертого этапа подготовки отводится 13 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Четвертый этап подготовки предусматривает физическую подготовку исполнителей, техническую подготовку к соревнованиям, а именно изучение связок и элементов на снаряде, которые нужны во время выступления на показательных мероприятиях или соревнованиях. А также привлечение хореографической подготовки четвертого этапа: освоение упражнений, которые помогут в создании образа в номере исполнителей и хореографических связок, которые будут использоваться на соревнованиях и выступлениях во время подхода к полотну, а также спусках, между выполнением элементов и финальной части номера.
Физическая подготовка этого этапа предусматривала выполнение упражнений классического экзерсиса в партере для развития силы мышц ног, рук и туловища, подвижности соответствующих суставов (battement fondu, battement frappe, releve lan, grand battements вперед, в сторону, назад – восемь раз с каждой ноги; поднятие ног 40 раз, лежа на спине, руки – в III позиции, ноги – в I позиции; сгибание и разгибание рук в упоре на коленях – 40 раз, выполнение положения «мост» на середине зала – 4 раза).
Техническая подготовка включала разминку, занятия на снаряде, изучение элементов на полотне, заминка. В разминку были включены также упражнения из акробатики.
Экспериментальная проверка эффективности влияния средств комплексной программы физической и технической подготовки в воздушной акробатике и пилонном спорте на развитие физических качеств учащихся начальных классов осуществлялась с помощью таких физических упражнений:
- удержание тела в положении упора лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа - применен для проверки развития силовой выносливости.
Результаты педагогического эксперимента дают возможность утверждать об эффективности комплексной программы физической и технической подготовки средствами воздушной акробатики и пилонного спорта для развития силовой выносливости.
Инструментарием проверки влияния комплексной программы физической и технической подготовки средствами воздушной акробатики и пилонного спорта на развитие силовой выносливости служили два физических упражнения – «Сгибание и разгибание рук в упоре на коленях» и «Удержание тела в упоре лежа».
При выполнении этих двух упражнений выявлены статистически существенные изменения в показателях ЭГ. Так, при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре на коленях, результаты девушек улучшились на 6,77 раза: с 21,93±1,2 до 33,13±1,14 (при p<0,001); удержание тела в упоре лежа («планка») - на 162,67 с: с 125,33±11,66 до 288,0±18,18 (при p<0,001).
Что касается показателей КГ, то установлен статистически существенный рост средних результатов только при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре на коленях: с 25,27±1,13 до 29,07±1,31 раза (p<0,05). При выполнении удержания тела в упоре лежа прирост составляет 16,86 с, однако статистически существенной разницы в показателях до и после эксперимента не установлено (при p>0,05).
Сравнительный анализ показателей силовой выносливости между ЭГ и КГ дает возможность утверждать, что разработанная нами комплексная программа физической и технической подготовки с применением средств воздушной акробатики и пилонного спорта положительно влияет на развитие этого физического качества. Установлена статистически значимая разница в показателях силовой выносливости при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре на коленях и удержания тела в упоре лежа.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами комплексной программы физической и технической подготовки средствами воздушной акробатики и пилонного спорта, поскольку выявлены статистически существенные изменения в развитии ведущих физических качеств для этого вида двигательной активности – гибкости и силовой выносливости.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, благодаря проведенному исследованию, была определена эффективность комплексной программы физической и технической подготовки на развитие физических качеств исполнителей, а также важность физической подготовки в танце на пилоне. Следующие исследования мы планируем посвятить вопросу важности физической подготовки в воздушной акробатике в процессе подготовки к соревнованиям.
