Статья:

Психолого-педагогические условия профессионально-личностного становления студентов в современной образовательной среде технического колледжа

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Канбекова Р.В., Комиссарова О.А. Психолого-педагогические условия профессионально-личностного становления студентов в современной образовательной среде технического колледжа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 70-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические условия профессионально-личностного становления студентов в современной образовательной среде технического колледжа

Канбекова Римма Валеевна
доктор педагогических наук, профессор, СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Комиссарова Ольга Анатольевна
аспирант, СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак

 

Psycho-pedagogical conditions of is professional-personal formation of students in the educational environment of modern technical college

 

Kanbekova Rimma

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, SF VPO "Bashkir State University», Russia, Sterlitamak

Komissarova Olga

Graduate student, SF VPO "Bashkir State University», Russia, Sterlitamak

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам профессионально-личностного становления студентов в современной образовательной среде технического колледжа. Авторы рассматривают возможность применения контекстного подхода для представления существующей образовательной среды технического колледжа как специально организованной совокупности компонентов, задействованных при организации психолого-педагогических условий успешного профессионально-личностного становления студентов.

Abstract: This article deals with the problems of professional-personal formation of students in the modern educational environment Technical College. The authors consider the possibility of applying the contextual approach to represent the current educational environment Technical College as a specially organized set of components involved in the organization of psycho-pedagogical conditions of successful professional and personal formation of students.

 

Ключевые слова: профессионально-личностное становление; контекстный подход; образовательная среда; компоненты образовательной среды; полисубъект; индивидуальная образовательная траектория.

Keywords: professional-personal formation; contextual approach; educational environment; the components of the educational environment; polysubject; an individual educational trajectory.

 

Процесс профессионально-личностного становления студентов технического колледжа невозможен без выявления и реализации в практике среднего профессионального образования психолого-педагогических условий, которые позволяют повысить его эффективность.

В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Наиболее подробно и обстоятельно определение образовательной среды дано в работах В. А. Ясвина [3] как системы влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Анализ образовательного процесса технического колледжа позволил сделать вывод о соответствии содержания компонентов образовательной среды, предложенных В. А. Ясвин, условиям реализации ФГОС СПО. В. А. Ясвин выделяет в образовательной среде пространственно-предметный, психодидактический, социальный, компоненты, а также субъектов образовательного процесса.

Это утверждение в полной мере относится к образовательной среде технического колледжа, определяющим вектором функционирования которой является профессиональная направленность образовательного процесса, или, по-другому, профессиональный контекст, что обеспечивается компетентностным походом и дает основание считать концепцию контекстного обучения теоретической платформой реализации последнего.

Вопросы, касающиеся теории контекстного обучения и его применения в системе высшего профессионального образования, разработаны научной школой А. А. Вербицкого [1]. Рабочей группой преподавателей содержание компонентов существующей образовательной среды технического колледжа было преобразовано для выявления психолого-педагогических условий профессионально-личностного становления студентов.

Пространственно-предметный компонент образовательной среды, характеризуется не столько совокупностью тех или иных пространственных и предметных «единиц» (помещений, мебели, приборов и т. п.), сколько способом их функционирования в данной образовательной среде. Кабинеты, лаборатории, полигоны, оборудованы современными техническими средствами обучения: компьютерным оборудованием, локальной компьютерной сетью. Средства обучения представлены электронными учебно-наглядными пособиями, электронными учебниками, специальным компьютерным оборудованием для проведения учебных практик. В результате можно сделать вывод, что создание пространственно-предметного окружения для моделирования в образовательном процессе будущей профессиональной деятельности обучающихся является первым психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов.

Профессионально-личностное становление студентов в современной образовательной среде технического колледжа в большой мере зависит от уровня подготовленности, способностей и усилий участников образовательного процесса – преподавателя и студентапри освоении профессионального модуля. Субъекты образовательного процесса являются компонентами современной образовательной среды технического колледжа. Как считает И. С. Якиманская, образовательная деятельность студента при проектировании и прохождении им индивидуальной образовательной траектории направлена на решение следующих основных задач: обучение проектной деятельности; ознакомление с алгоритмом проектирования индивидуальных образовательных траекторий; управление процессом профессионально-личностного становления.

Изменение требований к участникам образовательного процесса технического колледжа касается не только студентов, но и преподавателей, осуществляющих совместно с обучающимися процесс их профессионально-личностного становления. В соответствии с требованиями ФГОС СПО, преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, должны иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года, владеть приемами групповой работы с обучающимися, иметь представление об индивидуальных особенностях студентов, уметь устанавливать доверительные, партнерские отношения с обучающимися для формирования навыков проектной деятельности. Студенты и преподаватели технического колледжа в единстве, по мнению И. В. Вачкова, выступают в качестве своеобразного постоянно развивающегося полисубъекта, что является вторым психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов.

Преобразование психодидактического компонента образовательной среды технического колледжа происходило с применением индивидуальных образовательных траекторий освоения студентами профессионального модуля. Индивидуальная образовательная траектория (программа профессионального модуля) – документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям освоения профессионального модуля. Организация процесса освоения модуля по индивидуальным образовательным траекториям является третьим психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов технического колледжа.

Преобразовать социальный компонент образовательной среды технического колледжа при освоении профессиональных модулей возможно путем следования алгоритму проектирования индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Проектирование индивидуальных образовательных траекторий предполагает наличие между преподавателем и обучающимися отношений сотрудничестваи коллективно распределенной образовательной деятельности, обусловленных спецификой профессионально-личностного становления студентов. Успешность работы по проектированию индивидуальной образовательной траектории зависит от степени доверительностии атмосферы сотрудничества.

Таким образом, результатом преобразования социального компонента образовательной среды технического колледжа в соответствии с принципами контекстного подхода является возникновение между участниками образовательного процесса отношений сотрудничества и осуществление коллективно распределенной учебной деятельности при построении индивидуальных образовательных траекторий, что становится последним, четвертым психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов.

Выявленные психолого-педагогические условия позволяют преобразовать существующую образовательную среду технического колледжа в современную, которая способна обеспечить достижение студентами образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества.

 

Список литературы:
1. Вербицкий, А. А. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате / А. А. Вербицкий, А. С. Курылев, М.Д.Ильязова // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 66-71.
2. Якиманская, И. С. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации: монография / И. С. Якиманская, Т. Н. Белкина, М. В. Громова, М. В. Гулакова, Д. В. Зайцев, Р. М. Магомедова, Р. Ш. Махмутова, Г. И. Харченко, С. С. Чернов; под общ. ред С. С. Чернова. – Кн. 2. – Новосибирск : ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. – 159 с.
3. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.