Статья:

Особенности физиологического и речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Колесникова Е.В. Особенности физиологического и речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 12-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности физиологического и речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Колесникова Екатерина Валерьевна
магистр специального (дефектологического) образования, Московский государственный педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Features of physiological and speech breathing development in preschool children with speech disorders

 

Ekaterina Kolesnikova

Master of Special (Defectological) Education, Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты изучения физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием. Предложена комплексная методика обследования, позволяющая получить развернутую количественную и качественную характеристику особенностей дыхания детей. Обоснована необходимость работы над физиологическим и речевым дыханием в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Abstract. This article presents the results of the study of physiological and speech breathing development in preschool children with  general underdevelopment of speech and their peers with normal speech development. It was proposed comprehensive method of examination, which allows to obtain a detailed quantitative and qualitative characteristics of children's breathing. As a result,  it was proved the necessity of special work on physiological and speech breathing in the system of correctional and pedagogical work with children with speech disorders.

 

Ключевые слова: логопедия; речевое дыхание; общее недоразвитие речи; дыхание детей; дыхание во время речи; обследование речевого дыхания.

Keywords: speech therapy; speech breathing; speech disorders; children's breathing; breathing during speech; examination of speech breathing.

 

Дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, а речевое дыхание помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику [2, с.41; 5, с.70]. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения полноты звучания речи.

Речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи. Если  в онтогенезе дыхание развивается  спонтанно, по мере становления речевой функции, то у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) оно развивается патологически [4, с. 16].

Плавность звучания голоса и речи зависит не столько от количества воздуха, взятого в момент вдоха, сколько от умения рационально расходовать его в процессе говорения [6, с. 30]. При этом, достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, чтобы сохранить плавность и легкость звучания голоса, т. е. правильно пользоваться речевым дыханием.

Специальные исследования, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием проводились мало. Имеющиеся в литературе данные касаются лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего ограничиваются лишь упражнениями, направленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе [2, с. 42]. Несколько шире этот вопрос представлен в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное внимание уделяется воспитанию длительного речевого выдоха [3, с. 45; 7, с. 23]. Особенности же речевого дыхания детей при ОНР  вовсе не отражены в научной литературе.

Таким образом, накопление данных об онтогенезе речевого и  физиологического дыхания, осуществление сравнительного анализа развития дыхательной функции  у дошкольников  в норме и дошкольников с ОНР, разработка более эффективных и научно обоснованных  методик развития  физиологического и речевого дыхания  является актуальной  проблемой коррекционной педагогики.

С этой целью было проведено эмпирическое исследование, которое позволило объективно оценить функциональные возможности дыхательной системы у дошкольников в норме и с ОНР.

Исследование проводилось на базе Дошкольного отделения № 3/6 ГБОУ СОШ № 1101 г. Москва. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 5 лет до 6 лет. Дети были разделены на две экспериментальные группы. В первую группу вошли 20 дошкольников с ОНР 3 уровень (ЭГ) . Все эти дети посещали логопедические группы детского сада и имели заключение ПМПК. Вторую группу составили 10 дошкольников с нормальным речевым развитием, воспитанники групп общего назначения того же дошкольного заведения (КГ).

Для оценки дыхательной функции детей была предложена комплексная методика обследования, которая позволила получить развернутую характеристику особенностей физиологического и речевого  дыхания детей дошкольного возраста с ОНР сопоставительно с нормой. Показатели, оцениваемые в процессе обследования были условно разделены  на два блока. 

Первый блок включал в себя методики исследования физиологического дыхания: измерение ЖЕЛ (В.К. Ягнов, М.В. Мазанов) , дифференциация носового и ротового дыхания (Ф.Ф. Рау, Е.В. Лаврова) [8, с. 70], тип дыхания (Л.И. Белякова, Т.Г. Шишкова) [4, с. 20], длительность и сила воздушной струи (Е.Ф. Архипова, А.И. Максаков) [1, с. 89; 9, с. 45].

Во второй блок исследования вошли педагогические методы для характеристики фонационного и речевого дыхания, предложенные Л.И. Беляковой, Т.Г. Шишковой, Н.Н. Гончаровой [5, с. 76]. Всего эксперимент включал в себя 7 заданий, каждое из которых оценивалось по 4-х бальной шкале.

В результате констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика особенностей физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (сопоставительно с нормой), которая позволила произвести качественный и количественный анализ. 

Количественны анализ результатов показал ( таблица 1), что в группе детей с ОНР отставание от их сверстников с нормальным речевым развитием наблюдается по всем показателям, характеризующим физиологическое и речевое дыхание.  Средний бал за все задания в КГ составил 3,4 балла, тогда как средний результат в ЭГ был равен только 2,2 баллом, что говорит о существенном отставание (примерно на треть) в развитии дыхательной функции у детей с ОНР в сравнении с нормой.

Таблица 1.

Сводная таблица количественных результатов исследования физиологического и речевого дыхания у КГ и ЭГ

Показатель

 

Отставание от нормы в %

Средний балл у детей с нормой

Средний бал у детей с ОНР

БЛОК 1

ЖЕЛ

33

3,1

2

Умение дифференцировать носовое и ротовое дыхание

40

4

2,4

Преимущественный тип дыхания

33,3

36

2,4

Длительность воздушной струи

30

3

2,1

Сила воздушной струи

43

3,2

1,8

БЛОК 2

Длительность воздушной струи

30

3

2,1

Продолжительность фонационного выдоха

33,3

3,6

2,8

Количество слогов и слов на одном выдохе

 

3,6

2,2

 

Итого:

3,4

2,2

 

Для качественной оценки полученных в ходе эксперимента результатов, сформированность дыхательной функции дошкольников была представлена в виде последовательно понижающихся уровней: от высокого и достаточного до среднего и низкого:

О высоком уровне сформированности дыхательной функции свидетельствует стойкая способность детей дифференцировать носовое и ротовое дыхание, объем легких таких детей выше возрастной нормы, полностью сформирован диафрагмальный тип дыхания, показатели длительности и силы выдоха позволяют дошкольнику распределять речь на смысловые и интонационно насыщенные отрезки, по пять-шесть слов каждый. Это говорит о наличии у них плавной и выразительной речи.

Достаточный уровень сформированности дыхательной функции по сравнению со средним уровнем характеризуется пропорциональным ростом всех его компонентов – продолжительности, силы, объема выдоха. Сформирован определенный стереотип в регуляции их соотношений во время речи, позволяющий улучшить качество речи. На этом уровне у детей сформирован диафрагмальный тип дыхания, хотя в некоторых незнакомых ситуациях или в обстоятельствах повышенной эмоциональности, дети могут дышать всей грудью. Дошкольники, обладающие достаточным уровнем речевого дыхания, могут на одном выдохе произнести фразу, состоящую из четырех-пяти двусложных слов.

Средний уровень развития дыхательной функции характеризуется несбалансированной способностью регулировать выдох. Дети старшего дошкольного возраста могут делать довольно продолжительный, но не сильный выдох, дифференциация ротового-носового выдоха у них недостаточная, в большинстве случаев преобладает грудной тип дыхания. Количество слов, которые дети могут произнести на одном выдохе напрямую зависит от эмоционального состояния ребенка, равномерность речи на этом уровне сформированности речевого дыхания не достигается.

О низком уровне сформированности дыхательной функции свидетельствует неспособность детей старшего дошкольного возраста регулировать качество воздушной струи при выдохе. Объем легких в этом случае значительно ниже возрастной нормы. Преобладает грудной тип дыхания с частыми переходами на ключичный. Отмечается полная невозможность дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Дети делают вдох после каждого слова, иногда даже в середине слова. Выдох слабый и короткий. Осознанная регуляция выдоха у таких детей отсутствует.

Соотнося полученные данные констатирующего эксперимента по показателям дыхательной функции детей с вышеизложенной характеристикой уровней, а также учитывая представительство детей с определенными значениями этих показателей внутри всей группы, мы пришли к следующему заключению.

Низкий уровень развития речевого дыхания имеют дети, оценки которых находятся в пределах от нуля до двух баллов, средний соответствует оценкам в 2-2,9 балла, достаточный – в 3-3,9 балла, высокий характеризуется оценками 4 и выше баллов.

По среднему балу всех исследуемых показателей (2,2 балла) детей из ЭГ можно отнести к низшей границе среднего уровня. Тогда, как сверстники из КГ по среднему по группе баллу (3,4 балла) должны быть отнесены к достаточному уровню. То есть можно говорить о более низком у детей с ОНР, сравнительно с возрастной нормой, уровне функционирования дыхания.

Таким образом, возможность количественной оценки параметров дыхания детей с нормальным речевым развитием и дошкольников с ОНР позволили дать качественную характеристику дыхательной функции и выявить ее особенности в речи. Было показано, что в наибольшей мере дети старшего дошкольного возраста с ОНР отстают от возрастной нормы в таких показателях, как способность делать продолжительный и сильный выдох (30% и 43 %) и дифференцировать носовое и ротовое дыхание (40%), что чрезвычайно важно для продуцирования связной речи.

Также существенное отставание у детей с речевой патологией от нормы наблюдается и в таких показателях как сформированность диафрагмального типа дыхания (33%) и объем вдоха (35%), что, в свою очередь, не обеспечивает в полной мере обогащение организма кислородом, а значит изначально определяет эту группу детей в разряд физически слабых и, возможно, более уязвимых для воздействия инфекционных и других факторов неблагоприятной среды.

Таким образом, полученные экспериментальные данные показали, что при общем недоразвитие речи, помимо несформированности речевых функций, страдает и такой компонент устной речи, как речевое дыхание. Недостаточный учет этого компонента в логопедической работе по развитию речи в группе с ОНР тормозит формирование связного высказывания, а именно его смысловой, интонационной и ритмической целостности.

Основой же  для речевого  дыхания является хорошее  состояние функциональной  дыхательной системы,  а именно  сформированность физиологических  показателей дыхания  (наличие диафрагмального  дыхания, большой объем вдоха,  способность произвольно  управлять выдохом  и т.д.),  что в случае с детьми с речевой патологией  также нуждается  в специальной  дополнительной тренировке.

Этот факт убеждает в необходимости включения в систему коррекционно-педагогической работы по программе обучения и воспитания детей с ОНР в детском саду дополнительных приемов по развитию дыхательной функции, которые должны быть  направленны на  формирование как  физиологического так  и речевого дыхания. Это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации процесса становления у детей фразовой речи и повышению результативности  логопедической работы в целом.

 

Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
2. Арутюнян Э.А.  Особенности дыхания  при  речи: дис. канд. биолог. наук - Л.-Ереван, 1976. – 227 c. 
3. Балакирева A.С.   Логопедия. Ринолалия. - 2-е изд., перераб. и доп. но – М.: В. Секачёв,  2014. –  208 c. 
4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Филатова Ю.О., Хатнюкова-Шишкова Т.Г.  Здоровьесберегающие технологии  развития речи  у детей.  Формирование речевого  дыхания. -  М.: Национальный книжный центр,  2017. –   -80 c.
5. Белякова Л.И.  Заикание: проблемы теории и  практики: Коллективная монография/ Под  ред. Л.И.  ЛБеляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 c. 
6. Жинкин Н.И.  Парадокс речевого  дыхания. -  Физиологический журнал  СССР им.  Сеченова. №2, 1957. – с. 57-61
7. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия : [Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов] / Под ред. О. Н. Усановой. - М. : Просвещение, 1983. - 95 с.
8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050715 (031800) - логопедия. - Москва : Академия, 2007. – 143 с.
9. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений для занятий с детьми от рождения до 7 лет. - 2-е изд. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 54 с.