Информационные технологии в аспекте эстетического воспитания
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Информационные технологии в аспекте эстетического воспитания
INFORMATION TECHNOLOGY IN THE CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION
Polina Schurkina
student Kazan Innovative University Named After V.G. Timiryasova” Almetyevsk branch, Russia, Almetyevsk
Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения информационных технологий в области эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.
Abstract. The article discusses the possibility of using information technologies in the aesthetic education of children in additional education establishments.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; информационные технологии; дополнительное образование.
Keywords: aesthetic education; information technology;additional education.
В становлении разносторонне развитой личности не последнюю роль играет эстетическое воспитание, которому в последнее время, увы, не уделяется должное внимание. Между тем, оно имеет большое влияние на формирование понятий, оценок, суждений, потребностей, способностей и вкусов человека.
Эстетическое воспитание развивает духовные способности человека, необходимые в различных областях жизни.
Оно тесно связано с нравственным воспитанием - красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, по степени совпадения красоты с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Ведущая роль в формировании творческой личности отводится системе образования, семье и средствам массовой информации.
И роль дополнительного образования здесь весьма весома, поскольку именно оно связано на максимальном уровне с творческой реализацией ребенка.
В современных реалиях развития общества формирование эстетического воспитания не может считаться полноценным без использования информационных и мультимедийных технологий.
Ежедневно ребенок сталкивается с большим количеством различной информации, не всегда несущей положительный посыл, а ее бесконтрольное стихийное восприятие может деформировать не только художественный вкус, но и “примитивизировать” сознание.
Правильно сформированный фундамент некоторых компонентов эстетического воспитания же может служить для фильтрации такой информации. Особую значимость при этом приобретает поиск путей развития ребенка в существующей агрессивной аудиовизуальной сфере, воспитания душевной отзывчивости к истинной культуре и ценностям человечества.
В связи с этим, сегодня особый интерес для сферы дополнительного образования представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в кружковых занятиях, ведь сейчас обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся становится все сложнее.
На сегодняшний день педагогу дополнительного образования необходимо владеть актуальными современными технологиями и методиками, чтобы элементарно заинтересовать детей.
Базовая образовательная ценность информационных технологий состоит в возможности создавать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с практически неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении как педагога, так и воспитаника.
Применение информационных технологий расширяет образовательную среду с помощью разнообразных средств.
Помимо использования различных слайд-шоу и презентаций, может быть задействован показ видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, на занятии — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения.
Этот же фильм может помочь воспитанникам восполнить пробелы по пропущенному материалу.
Одним из примеров применения ИТ-технологий являются группы нашего подросткового клуба в известной социальной сети. Это своего рода визитная карточка, на страницах которой происходит знакомство с различными сторонами деятельности клуба.
Ее наполнение – это одно из важных направлений работы. Она постоянно обновляется актуальными новостями, статьями, разделами, фотографиями с мероприятий и творческими мастер-классами.
С помощью группы происходит следующее: увеличение числа потенциальных и действительных воспитанников, имеющих возможность познакомиться с подростковым клубом; информирование об устройстве и деятельности учреждения; предоставление интересующей информации- справочной, ознакомительной и аналитической, что указывает на открытость учреждения; наличие обратной связи, которая помогает получить отзывы , связанные с деятельностью клуба.
Нельзя недооценивать и пользу различных Интернет-ресурсов, таких, например, как pinterest, 1001podelka, stranamasterov.ru, handworld.ru и проч., благодаря которым имеется возможность очень легко находить новые техники рукоделия и следить за международным опытом в сфере дополнительного образования.
Так же сейчас стало возможным проведение виртуальных экскурсий для более полного ознакомления с мировой культурой и культурой родного края. Например, в городе Альметьевск находится виртуальный филиал Русского музея, не только расширяющий представление о русском искусстве, но и позволяющий ближе познакомиться с шедеврами русского изобразительного искусства, узнать об истории создания и современной жизни Русского музея, побывать в фондах и реставрационных мастерских, увидеть компьютерные реконструкции утраченных дворцовых интерьеров.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения, информационные технологии дают возможность не только насытить обучающегося большим объемом знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности и их дальнейшие умения к самостоятельному приобретению новых знаний и работе с разнообразными источниками информации.