Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Кузьмина А.Д. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(83). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кузьмина Анастасия Денисовна
студент магистратуры Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет», РФ, Ростов-на-Дону

 

FEATURES OF TEACHING TEXT RETELLING TO JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT RETARDS

 

Anastasia Kuzmina

Master's student at the Academy of Psychology and Pedagogy, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Southern Federal University", Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье проведен анализ методов обучения пересказу, применяемых в работе с группой детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Описаны эффективные практики, применяемые для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста данной категории. Выделены оптимальные стратегии обучения пересказу детей с ЗПР, позволяющие проводить работу по развитию навыков рассказа, интерпретации текста, коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития.

Abstract. The article analyzes the methods of teaching retelling used in working with a group of children of primary school age with mental retardation. Effective practices used to teach retelling to children of senior preschool age in this category are described. Optimal strategies for teaching retelling to children with mental retardation have been identified, allowing work to develop storytelling skills, text interpretation, and communicative competence in children with mental retardation.

 

Ключевые слова: сложности с интерпретацией текста у детей с задержкой психического развития, обучение пересказу, коммуникативным навыкам.

Keywords: difficulties with text interpretation in children with mental retardation, learning retelling and communication skills.

 

Проблема обучения детей с задержкой психического развития пересказу текста является одной из ведущих в специальной педагогике, поскольку, с одной стороны, в последние годы наметилась тенденция к росту численности детей с данным нарушением, с другой стороны, - эти дети испытывают трудности в развитии аналитико-синтетической деятельности, монологической речи [1]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из ключевых аспектов развития метапредметных навыков является развитие коммуникативных навыков, обучение пересказу представляет собой важный инструмент поддержки их развития, способствующим улучшению их общих когнитивных и социальных способностей. Поддержка в освоении этого навыка поможет детям с ЗПР успешно взаимодействовать со своим окружением, обучаться и развиваться в соответствии со своими индивидуальными потребностями.

Впервые понятие "задержка психического развития" было предложено и рассмотрено психиатром, педагогом и психологом Эйдельвайсом Роменсом. Он использовал этот термин в своих исследованиях, направленных на изучение различных аспектов онтогенеза у детей с особыми образовательными потребностями. Под задержкой психического развития Э. Роменс понимал отставание в психическом развитии, проявляющееся в формировании умственных процессов, дефектах в реализации психических функций, торможении личностного развития и приспособлении. В работах Е. П. Фуреевой , В. И. Боряковой, Т.А. Певзнер [2] говорится о временном характере ЗПР при своевременной коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном возрасте. Взаимосвязь познавательной деятельности и развития устно-речевых навыков у детей с ЗПР отметили В.И. Лубовский, В.И. Насонова, Н.А. Никашина [3]. Вопросом развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР занимались Г. М.Савина  [4],  Арсеньева М.В., М.Г. Ивлева [5], Т.В. Панченко [6] и установили, что основные причины, с которыми сталкивается ребенок при пересказе текста, является недостаточно сформированная регулирующая функция языка, как результат нарушения мыслительной деятельности. Нарушения в смысловой стороне речи является причиной того, что ребёнок не может осмыслить текст в полной мере, хотя сохраняет при этом семантическое ядро, данная проблема создает трудности в формулировании индивидуального высказывания [7]. Вышеупомянутый факт не единственное, что осложняет процесс пересказа для детей с ЗПР, так,  в работе М. В.Арсеньевой и М. Г. Ивлевой говорится о трудностях у данной группы детей с языковым оформлением теста.  Е. Е. Егорова, Т.В.Курилова  [8] отмечают нарушения в процессе становления словаря, что также приводит к затруднению при воспроизведении текста. 

Несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе вопроса обучения детей с ЗПР, в настоящее время недостаточно раскрыта проблема обучения непосредственно пересказу текста, в то время как именно сформированность данного навыка способствует развитию коммуникативных навыков. В процессе пересказа дети учатся формулировать свои мысли, излагать информацию последовательно и понятно, что является важным элементом успешного общения. Навык пересказа помогает детям с ЗПР лучше понимать прочитанное и выделять главные идеи из текста, что способствует развитию их когнитивных способностей. Успешное освоение данного навыка может способствовать повышению самооценки и уверенности у детей с ЗПР, что важно для их эмоционального благополучия и социальной адаптации, а также развития адаптации и социализации в обществе. Обучение детей с ЗПР пересказу текста способствует развитию языковых навыков. Исследования в области педагогики и психологии подчеркивают важность развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. [9] Коммуникация является ключевым аспектом взаимодействия между людьми, а умение ясно и эффективно выражать свои мысли и идеи играет существенную роль в интеграции детей с ЗПР в общество и образовательный процесс. Кроме того, необходимо отметить социальную составляющую данного навыка: развитие коммуникативных умений помогает детям с ЗПР взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, устанавливать контакты, развивать эмпатию и понимание других людей. Развитие речи также способствует улучшению когнитивных функций, таких как внимание, память, логическое мышление и способность к анализу. Через умение ясно выражать свои мысли, дети развивают навыки оценки информации, формулирования аргументированных выводов и межличностного взаимодействия [10].

Сложность коррекционной и психологической работы с данной группой детей заключается в разнородности вторичных нарушений в развитии у детей с ЗПР. При этом эффективность коррекционной работы зависит не только от структуры дефекта, но и сроков ее начала. Развитие навыка пересказа начинается в период дошкольного детства, когда необходимо проводить мониторинг трудностей, с которыми сталкивается ребенок при его усвоении, чтобы в дальнейшем определить направления коррекционной работы по предотвращению этих трудностей.

Цель данного исследования заключалась в анализе современных эффективных методов обучения пересказу текста для младших школьников с задержкой психического развития на предмет определения эффективных стратегий работы.

Задержка психического развития характеризуется нарушением психических функций, которое в свою очередь обуславливается особым  типом психического развития ребенка, для которого характерна недоразвитость конкретных психических и психомоторных функций или психики в целом. ЗПР - явление индивидуальное, потому у каждого ребенка может проявляться по-своему, так же и уровень психического развития может быть отличным от его физической зрелости. Задержка психического развития может быть вызвана различными факторами, включая генетические нарушения, инфекции, проблемы в период беременности или родов, травмы, а также социальные, окружающие и психологические факторы.

Исследования в области задержки психического развития у детей привели к распространению особой терминологии, характеризующей данную группу детей, например, «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие» и другие. В литературе отечественных психологов-педагов В. П. Кащенко вводит термин «слабоодаренные дети» и «трудный ребенок» [11]. Так, общеизвестный русский педагог, специалист в области обучения и воспитания трудных детей описывал детей, страдающих от выраженных проблем в поведении и особенностях личности, которые мешают успешной адаптации в обществе, и в частности, влекут за собой затруднения в усвоении учебной программы. С течением времени значение этого термина претерпевало изменения, но в настоящее время его интерпретация схожа с тем,  что представлял  В.П. Кащенко.

Советский психиатр Г.Е. Сухарева [12] у вышеупомянутой категории детей фиксировала торможение темпа психического развития, слабую познавательную деятельность, личностную незрелость. В своей работе о клинике олигофрении Г.Е. Сухарева представила классификацию задержки психического развития, в которой охарактеризовала формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с «задержкой психического развития». Было представлено шесть групп нарушений:

  1. недостаток интеллекта, обусловленный неблагоприятным окружением, недостатком воспитания и патологическим поведением;
  2. интеллектуальные расстройства при длительном психическом истощении, вызванном соматическими заболеваниями;
  3. нарушения при различных формах незрелости эмоционально-волевой сферы;
  4. вторичный интеллектуальный дефицит, связанный с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, навыками чтения и письма;
  5. стойкие динамические нарушения интеллекта у детей после инфекций и травм ЦНС;
  6. нарушения интеллекта при прогрессирующих нервно-психических расстройствах.

В современных работах рассмотрены разнообразные методики обучения пересказу детей с ЗПР, а также особенности восприятия данной группой детей текста в целом для дальнейшего его осмысления и повторения без потери смысловой нагрузки. Разнообразие подходов к обучению пересказу связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка, уровнем и характером задержки, а также с уникальными потребностями в развитии коммуникативных навыков и речи. Важность выбора правильной методики заключается в создании благоприятной обучающей среды, соответствующей потребностям и возможностям конкретного ребенка с ЗПР. В статье О.Н. Чувилиной [13] описываются различные приемы обучения детей с общим недоразвитием речи пересказу, среди которых совместный пересказ педагога и ребенка, деление текста на микротемы, анализ текста для лучшего осмысления. Совместный пересказ текста позволяет педагогу адаптировать подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных потребностей и уровня развития. Педагог может оказывать индивидуальную поддержку, объяснять непонятные моменты, уточнять деталями и содействовать эффективному усвоению материала. Важным моментом является помощь педагога в моделировании правильного поведения, использовании верных языковых конструкций, точном выражении мыслей и идей. Дети с ЗПР могут обучаться на примере педагога, адаптируя его образец к своему восприятию и пониманию. Г.А. Ефимова [14] особо выделила принцип наглядности в процессе обучения детей пересказу текста, отмечая при этом, что восприятие текста с помощью иллюстраций дается гораздо легче. Наглядные материалы, рисунки, схемы и диаграммы помогают детям с ЗПР визуализировать информацию, делая ее более доступной и понятной. Визуальные образы поддерживают текст, вызывают интерес у ребенка, помогают уяснить смысл и связать новую информацию с уже имеющимися знаниями. Конкретные образы и ассоциации, порождаемые иллюстрациями, способствует более глубокому усвоению материала и его последующему воспроизведению. П.Г. Бахмина [15] отметила, что пересказ текста служит средством развития связного высказывания у детей с недоразвитием речи, так как способствует формированию понимания значения и роли разных частей речи, а также осмыслению грамматических норм, служит отправной точкой в речетворчестве, побуждая детей распространять предложения второстепенными членами предложения, вводными словами, сравнительными оборотами.

И. В.Зотова и О. С. Затонских [16] указали на такие особенности обучения детей пересказу, как тщательный подбор художественного произведения, характерного для речевых особенностей ребенка, выразительность и экспрессия речи, визуализация персонажей (лепка, рисования) для погружения в смысловую составляющую текста, что в дальнейшем способствует быстрому запоминанию и ярким ассоциациям. Правильно подобранный художественный текст играет важную роль в упрощении процесса пересказа для детей с задержкой психического развития. Такие тексты, содержащие яркие образы, простую логику и понятную структуру, способствуют легкому восприятию и пониманию информации. Увлекательные сюжеты, яркие персонажи и интересные события помогают детям легче вжиться в содержание текста, что делает процесс пересказа более доступным и привлекательным. Кроме того, художественные тексты могут стимулировать развитие воображения, речи и когнитивных навыков у детей, способствуя разностороннему развитию и улучшению коммуникативных способностей. Таким образом, подбор правильного художественного материала играет ключевую роль в успешном обучении пересказу и развитии детей с задержкой психического развития.

В работе Е.В. Воробьевой, И.А. Кайдановской [17] указывается, что необходимо учитывать психофизиологические особенности внимания детей, характерные для определенного возраста, следовательно важно применять в обучении таких детей специализированную образовательную программу, включающую разнообразные педагогические методики, которые будут способствовать формированию интереса к учебному материалу и поддерживать уровень внимания учащихся. Поэтому рекомендуется в процессе занятий создавать ситуации, где дети могут самореализоваться. Таким образом, считается важным в процессе обучения детей с ЗПР пересказу погрузиться в смысловую часть текста, визуализировать сюжет, проанализировать действия персонажей, дать ребенку возможность проявить фантазию, которая в свою очередь стимулирует речетворчество и положительно повлияет на усвоение и интерпретацию информации. Использование комбинаций методик позволяет облегчить восприятие текста, способствует развитию когнитивных процессов, увеличивает понимание материала, поддерживает речевое развитие и создает благоприятную образовательную среду.

Итак, исследования речевых аспектов задержки психического развития (ЗПР) представляют собой важную область, поскольку понимание особенностей речи у детей с ЗПР имеет большое значение для разработки эффективных методик обучения и поддержки этой категории детей. 

Изучение различных методов пересказа позволяет педагогам и специалистам выбирать подход, наиболее эффективный для каждого конкретного ребенка с ЗПР. Исследование методов пересказа является важным этапом в проектировании образовательных программ и методик работы с вышеуказанной категорией учеников. Осознанное использование эффективных методов не только способствует успешному обучению, но и формированию важных навыков и умений у детей с ЗПР, помогая им эффективнее интегрироваться в общественную среду. Исследование трудностей в обучении пересказу текста у младших школьников с задержкой психического развития приводит к нескольким важным выводам: 

1. Сотрудничество специалистов. Взаимодействие воспитателя и дефектолога важно для эффективного обучения. Их совместная работа в период формирования навыка пересказа текста является ключевым фактором успеха.

2. Применение наглядного моделирования. Метод наглядного моделирования является эффективным инструментом в учебном процессе, позволяющим создать визуальные модели последовательности изложения текста, что положительно влияет на развитие навыков пересказа у детей. 

3. Дифференцированный подход. Является необходимым в процессе обучения пересказу текста учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с задержкой психического развития, применять подходы, адаптированные под их потребности и уровень развития. 

4. Использование визуальных средств. Изучение проблемы показывает, что использование визуальных средств, таких как карточки с изображениями, способствует лучшему усвоению материала и развитию у учащихся навыков пересказа. 

5. Важность ясной структурированности. Успешное обучение пересказу текста требует четкой структурированности обучающего процесса, включая последовательность шагов и систематическое освещение ключевых аспектов навыка пересказа.

Усвоение этих выводов поможет эффективнее организовать обучение пересказу текста  школьников с ЗПР, способствуя их развитию и успешной адаптации в образовательной среде.

Таким образом в статье, как и заявлено было в аннотации, были проанализированы различные методы, используемые в образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития, которые могут эффективно применяться логопедами, учителями-дефектологами, учителями русского языка в общеобразовательных школах и школах с инклюзивным образованием для обучения пересказу текста данной группы детей.

 

Список литературы:
1. Чайковская И. И. Речевая патология у детей в практике психиатра //Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации. – 2019. – С. 231-232.
2. Певзнер, М.С. Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними Текст. -М.: Учпедгиз, 1941. 120 с. 
3. Лубовский В. И. "Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
4. Савина Г. М. Особенности воспроизведения текста у младших школьников с ЗПР // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №54. 
5. Арсеньева М. В., Ивлева М. Г. Характер нарушений репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и методика их коррекции // Специальное образование. 2021. №1 (61). 
6. Панченко Т. В. Анализирующее восприятие текста как условие обучения пересказу старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Специальное образование. 2007. №8. 
7. Jullien S. Screening for language and speech delay in children under five years. BMC Pediatr. 2021 Sep 8;21(Suppl 1):362. doi: 10.1186/s12887-021-02817-7. PMID: 34496812; PMCID: PMC8424786.
8. Егорова Е. Е., Курилова Т. В. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №4. 
9. М. А. Бархатова, Оценка результатов диагностики развития коммуникативного навыка у младших школьников с ЗПР при формировании жизненной компетенции / М. А. Бархатова, Н. А. Калугина // Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях внедрения ФГОС : Сборник материалов Краевого научно-практического семинара, Комсомольск-на-Амуре, 24–25 апреля 2018 года. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2018. – С. 5-12.
10. Буркова, С. А. Сравнительный анализ уровня тормозного контроля и рабочей памяти у дошкольников нормативного развития и с тяжелым недоразвитием речи / С. А. Буркова, Н. А. Соболева // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 4. – С. 83-87
11. Кащенко В. П., Крюков С. П. Воспитание-обучение трудных детей: из опыта санатория-школы доктора В.П. Кащенко. М., 1913. 54 с.
12. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст] / Г.Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1965. - 337 с. 
13. О. Н. Чувилина Вопросы педагогики Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР. 2018. № 3. С. 128-130.
14. Ефимова Г. А. Обучение пересказу детей дошкольного возраста в ДОУ. В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 135-137.
15. Бахмина П.Г. Пересказ как средство развития связнго высказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2015. С. 208-211.
16. Зотова И.В., Затонских О.С. Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста. Современные инновации. 2018. № 1 (23). С. 73-76. 
17. Воробьева Е.В. Психофизиология детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Воробьева, И.А. Кайдановская; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. – 176 с.: ил.
18. Овчинникова Е. А., Нигматуллина И. А. Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3. 
19. Карцева Г. А. Работа с младшими школьниками по развитию навыков речевой коммуникации посредством театрализованной игры // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. №1 (9). 
20. Городилова С. А., Широкова Л. В. Формирование навыка составления фразы с помощью символов у младших школьников с умственной отсталостью // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. 
21. Минакова Светлана Сергеевна, Николаева Алла Алексеевна, Савченко Ирина Алексеевна Особенности коммуникативных навыков агрессивных детей // Бюллетень науки и практики. 2019. №7.
22. Камалова Л. А. Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. №1 (24). 
23. Петрова Н. Ю. Уроки и занятия изобразительной деятельности в развитии и формировании коммуникативных способностей младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №7. 
24. Крылова Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития // Вестник НовГУ. 2008. №45. 
25. Малмыгина Н.В. Нарушения связной монологической речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник магистратуры. 2022. №4-2 (127). 
26. Андреева С. В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. 2021. №4 (64). 
27. Ковалёва Е. В. Организация логопедической работы по формированию связной речи у детей с ЗПР // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-1. 
28. Ивлева М. Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития // Ped.Rev.. 2016. №3 (13). 
29. Saunders KJ. Word-attack skills in individuals with mental retardation. Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2007;13(1):78-84. doi: 10.1002/mrdd.20137. PMID: 17326113 
30. Simacek J, Reichle J, Byiers BJ, Parker-McGowan Q, Dimian AF, Elmquist M. Promoting Conditional Use of Communication Skills for Learners With Complex Communication Needs: A Tutorial. Am J Speech Lang Pathol. 2018 May 3;27(2):519-535. doi: 10.1044/2017_AJSLP-17-0058. PMID: 29582087.
31. Harper DC, Wadsworth JS. Improving health care communication for persons with mental retardation. Public Health Rep. 1992 May-Jun;107(3):297-302. PMID: 1594740; PMCID: PMC1403650.
32. McLaughlin MR. Speech and language delay in children. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8. PMID: 21568252.
33. Ebbels SH, McCartney E, Slonims V, Dockrell JE, Norbury CF. Evidence-based pathways to intervention for children with language disorders. Int J Lang Commun Disord. 2019 Jan;54(1):3-19. doi: 10.1111/1460-6984.12387. Epub 2018 Apr 25. PMID: 29696726.