Технологический подход к формированию организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Технологический подход к формированию организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов
The technological approach to the forming the organizational and managerial competence of future military specialists
Roman Panteleev
associate, Federal Guard Service Academy, Russia, Oryol
Аннотация. В статье рассматривается состав технологии формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов.
Abstract. The article pointed out components of the technology of forming the organizational and managerial competence of future military specialists.
Ключевые слова: технология обучения; компоненты технологии; организационно-управленческая компетенция; комплекс информационной поддержки; интеллект-карты; технологическая карта.
Keywords: training technology; technology components; organizational and managerial competence; informational support complex; intellect cards; technological card.
В настоящее время педагогические технологии рассматривается в современной военной педагогике в качестве наиболее эффективного инструментария для достижения конечной цели образования – подготовки высококвалифицированных специалистов. Таким образом, реализация в вузе технологии обучения является основополагающим фактором, обуславливающим качество подготовки выпускников и, в частности, достижение требуемого уровня сформированности организационно-управленческой компетенции (ОУК), которая по нашему мнению включает в себя когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностно-профессиональный компоненты [1].
Анализ научной литературы показал, что как в отношении содержания понятия «технологии обучения», так и её структурных компонентов в ученом сообществе нет единства, однако на наш взгляд, наиболее полно раскрывает его суть П.И. Образцов, который под технологией обучения понимает последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения [2, с. 106].
Что же касаемо структурных компонентов технологии, то мы полностью поддерживаем точку зрения М.Я. Виленского, который рассматривает ее в качестве дидактической системы, включающей в себя дидактические цели и задачи, содержание обучения, методы обучения, формы обучения, средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности [3, с. 78].
С учетом вышеизложенного, считаем возможным рассматривать разработанную нами технологию формирования ОУК будущих военных специалистов (БВС) как взаимоувязанную совокупность двух ее составляющих – процессуальной и информационной. Информационная составляющая технологии представляет собой своего рода информационное хранилище, структурированное в соответствии с разработанной технологии обучения и направленное на ее реализацию посредством предоставления обучающимся необходимой учебной информации. Процессуальная составляющая нашла свое отражение в технологической карте изучения учебной дисциплины, направленной на формирование рассматриваемой компетенции.
Информационная составляющая технологии обучения может быть реализована посредством разработанного нами педагогического программного продукта «Комплекс информационной поддержки (КИП) формирования ОУК БВС», имеющего практически традиционный для подобных программных продуктов состав. Поэтому в рамках данной статьи считаем возможным рассмотреть особенности КИП с точки зрения реализации разработанной технологии формирования ОУК.
Теоретический блок КИП выполняет не только традиционные для теоретической составляющей курса дидактические функции, но и выступает одним из инструментов стимулирования самостоятельной работы обучающихся, реализуя функцию самообразования. Поэтому при разработке теоретического блока КИП мы попытались выявить новые, более эффективные формы и способы представления учебного материала, направленные в первую очередь на активизацию самостоятельной работы обучающихся и обеспечивающие поливариантность траектории обучения. Одним из таких способов, бесспорно, является применение метода картирования мышления, который по сути своей является способом визуализации и представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизических ресурсов для поиска, анализа и понимания.
Вещественным отображением метода в рамках разработанной технологии являются предложенные Т. Бьюзеном интеллект-карты, для составления которых мы использовали возможности программного обеспечения MindJet Mind Manager, позволяющего представлять на устройствах вывода информации созданные преподавателем или обучающимися информационные последовательности связанные друг с другом ассоциативными и логическими связями. Это дает возможность обучающимся «одним взглядом» охватить картину инфографических элементов в целом и преобразовать уже готовую структуру содержания учебной информации под собственные способности к усвоению учебного материала. Основой для разработки интеллект-карты обучающимися является в первую очередь теоретический блок КИП, работа с которым в часы самоподготовки позволяет в достаточной степени компактно отобразить структуру и краткое содержание новой для них информации и систематизировать ее с учетом личных предпочтений и способности к структурированию учебного материала.
Справочный блок КИП включает в себя терминологический словарь-справочник по изучаемой дисциплине и различные руководящие документы федерального и ведомственного уровней. Особенностью справочного блока является его дидактическая связь со всеми блоками КИП посредством реализованной в программном продукте функции «Поиск», с помощью которой пользователь, выбрав интересующий его термин, имеет возможность перехода в справочный блок и ознакомления с руководящими документами, в которых раскрывается этот термин. Таким образом, справочный блок наряду с теоретическим блоком направлен в первую очередь на развитие когнитивного компонента ОУК БВС.
В практическом блоке КИП представлены материалы учебных тем, в рамках которых программой предусмотрено проведение групповых упражнений и практических занятий. Блок направлен в основном на формирование деятельностной составляющей ОУК БВС, т. е. позволяет овладеть обучающимся способами и методами решения организационно-управленческих задач, осуществляя при этом закрепляющую и обучающую дидактические функции.
Cчитаем принципиально важным обратить внимание на тот факт, что при разработке КИП мы ориентировались не только на формирование и развитие когнитивного и деятельностного компонентов ОУК БВС, но и на совершенствование личностно-профессионального и мотивационного компонентов компетенции за счет включения в состав практического блока видеоряда, иллюстрирующего деятельность личного состава практических подразделений в различных условиях обстановки.
Одной из существенных задач, решаемых посредством КИП при формировании ОУК БВС является самоконтроль усвоения обучающимися материала учебной дисциплины. Эта задача решается посредством представленных в контрольном блоке КИП тестовых заданий, реализуя тем самым контрольно-оценочную функцию.
Отличительной особенностью КИП является наличие в нем блока научной работы курсантов и слушателей, в котором представлена перспективная тематика научных работ, а также наиболее интересные реферативные, исследовательские работы и научные статьи по тематике изучаемой дисциплины. Данный блок КИП направлен на углубление и расширение теоретических знаний и получение практических навыков в проведении научных исследований.
Таким образом, все элементы КИП дидактически связаны между собой и структурными компонентами технологии и направлены на широкое применение в образовательном процессе различных форм и методов обучения.
Процессуальный компонент разработанной технологии формирования ОУК БВС является технологическая карта (ТК), содержащая набор соответствующих операций, реализация которых приведет к гарантированному достижению запланированного результата. Состав ТК и порядок ее разработки достаточно подробно описан в многочисленных научных исследованиях и статьях, поэтому считаем необходимым раскрыть лишь некоторые ее особенности.
В связи с тем, что рассматриваемая учебная дисциплина изучается БВС на заключительном этапе обучения в вузе и, соответственно, непосредственно связанна с будущей профессиональной деятельностью выпускников отбор содержание учебного материала, нашедшего свое отражение в ТК и КИП осуществлялся с привлечением специалистов практических подразделений заказчика. Одним из основных ориентиров при этом послужил перечень компетенций, который необходим в практической деятельности будущим специалистам опосредованно закреплен как в должностных обязанностях, так и в других ведомственных руководящих документах соответствующей направленности. Факторами, ограничивающим объем учебного материала при этом служит бюджет учебного времени и состояние материально-технической базы вуза.
Особое внимание при разработке ТК следует по нашему мнению уделить схеме междисциплинарных связей в каждом из модулей дисциплины. Без сомнения особое значение учет межпредметных связей приобретает на завершающем этапе обучения в вузе при изучении спецпредметов, в процессе освоения которых от БВС потребуется использование межпредметных знаний. Таким образом, описанные выше и применяемые нами в процессе изучения специальной дисциплины интеллект-карты в полной мере позволяют учитывать межпредметные связи, актуализировать и отражать их в дереве интеллект-карт как в ходе аудиторных занятий, так и при проведении самостоятельной подготовки обучающихся.
Следует отметить, что в настоящее время в высшей военной школе при изучении дисциплин специального цикла сложилась своя классическая система методов, опирающаяся на сочетание лекционного метода с методом практической работы, первый из которых предполагает теоретическое изложение учебного материала, второй – основательную его проработку и практическое закрепление [4].
Однако с учетом деятельностной модели подготовки специалистов следует особо отметить необходимость значительного увеличения количества занятий, проводимых методом практической работы, что вызвано акцентом на формирование деятельностной составляющей ОУК. Это стало возможным благодаря применению в разрабатываемой нами технологии КИП, что позволило сместить знаниевую часть учебной нагрузки на самостоятельную работу, а использование метода картирования мышления – значительно повысить ее эффективность. Кроме того, одними из специфических, присущих только военному вузу форм практических занятий, которые мы посчитали необходимым отразить в технологической карте, являются полевые практические занятия, в процессе которых обучающиеся получают опыт квазипрофессиональной деятельности. Данные виды занятий способствуют получению практических организационно-управленческих умений и навыков, формируя деятельностную составляющую ОУК.
Особо хотим подчеркнуть, что отличительной особенностью разработанной технологии формирования ОУК БВС является обязательное включение в ее состав мероприятий воспитательной направленности, проводимых как правило во внеаудиторные часы. Воспитательный аспект должен по нашему мнению являться составной частью ТК и может быть представлен набором различных форм и методов проведения мероприятий воспитательного характера, направленных на развитие и формирование мотивационного и личностно-профессионального компонентов исследуемой ОУК БВС.
Таким образом, применение в образовательном процессе военного вуза представленной в рамках настоящей статьи технология формирования ОУК БВС с опорой на метод картирования мышления и учетом возможностей воспитательных мероприятий, позволит по нашему мнению обеспечить гарантированное достижение поставленных дидактических целей.