Статья:

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ермохина М.А. РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ермохина Марина Анатольевна
заместитель директора, руководитель Ресурсного центра подготовки специалистов, ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1, РФ, г. Санкт-Петербург

 

RESOURCE CENTERS BASED ON INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Marina Ermokhina

Deputy director, head of the Resource Center for training specialists of GBPOU Nekrasovsky Pedagogical College No. 1, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается теория и практика организации ресурсных центров на базе учреждений среднего профессионального образования, а также анализ функционирования ресурсных центров как компонента непрерывной подготовки педагогических кадров.

Abstract. The article examines the theory and practice of organizing resource centers on the basis of secondary vocational education institutions, as well as the analysis of the functioning of resource centers as a component of continuous training of teaching staff.

 

Ключевые слова: ресурсный центр, педагогические кадры, непрерывное образование, качество образования, колледж, среднее профессиональное образование.

Keywords: resource center, teaching staff, continuing education, quality of education, college, secondary vocational education.

 

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации разработан, а с 2022 года реализуется экспериментальный образовательный проект «Профессионалитет». Основными целями его реализации являются оптимизация сроков обучения студентов СПО и повышение трудоустройства выпускников до 80 %–90 % путем вовлечения в образовательный процесс предприятий-«потенциальных работодателей». Основная задача реструктуризации системы среднего профессионального образования видится в максимальном приближении подготовки кадров к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. Также немаловажно акцентировать внимание обеспечению качества образовательного процесса благодаря его проектированию и реализации на основе принципов целесообразности, систематичности и последовательности, практико-ориентированности и индивидуализации. Для реализации проекта «Профессионалитет» Правительство Российской Федерации оказывает государственную поддержку развития ресурсных центров (образовательно-производственных кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики.

Понятие «ресурсный центр» имеет множество трактовок. Ряд исследователей относят к ресурсным центрам «любое подразделение (организационную ячейку) образовательного учреждения, имеющее автономный статус (вплоть до самостоятельного юридического лица) и производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе». C точки зрения других исследователей ресурсные центры определяются как организации, созданные на кооперативных условиях группой учреждений профессионального образования и заинтересованных деловых партнеров-соучредителей [5]. Анализ показал, что сегодня имеется обширная практика создания и успешной деятельности ресурсных центров по концентрации различных ресурсов и различной направленности в регионах России.

Вопросам функционирования ресурсных центров в системе среднего и высшего профессионального образования и основным положениям вузовской и послевузовской профессиональной подготовки взрослых посвящены исследования многих специалистов (Б. С. Aпарц, Е. В. Васина, В. В. Ветров, Е. В. Иванов, К. Г. Kязимов, М. В. Никитин, Н. Н. Петров, Н. Ю. Посталюк, В.П. Tопоровский и др.) [2; 7].

Примером в региональном образовании Ленинградской области могут служить ресурсные центры при Борском агропромышленном техникуме, Выборгском политехническом колледже, в г. Санкт-Петербурге ресурсные центры при СПб ГБПОУ «Колледж информационных технологий», ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1 и др. Основными направлениями их деятельности являются образовательная, научно-методическая, информационно-консалтинговая, организационная деятельность по направлению своей специальности. Образовательная деятельность такого ресурсного центра включает: участие в разработке и апробации новых профессиональных основных образовательных программ (в части освоения современных образовательных технологий); реализацию программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования Ленинградской области; разработку и апробацию перспективных технологий теоретического и практического обучения, новых форм организации учебного процесса, модели совместной работы с предприятиями; разработку и реализацию маршрутов непрерывного профессионального обучения с ВО соответствующего профиля; оказание физическим лицам и организациям образовательных услуг. Научно-методическая деятельность ресурсного центра такого вида состоит в разработке (самостоятельно или совместно с другими образовательными и научными учреждениями и организациями, предприятиями, заинтересованными сторонами) учебно-программного обеспечения по современным профессиональным основным образовательным программам [3].

В настоящее время ресурсные центры успешно функционируют в качестве обучающих организаций на базе учреждений среднего профессионального образования. «Обучающаяся организация — это организация, в которой каждый сотрудник занимается выявлением и решением проблем, обеспечивая ей возможность непрерывных экспериментов, изменений и усовершенствований, что благоприятствует росту, обучению и достижению целей организации»  [4].

В России ресурсные центры бывают различных видов: комплексные, специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные; региональные и на уровне организаций образования. Базовым целеполаганием деятельности ресурсного центра (вне зависимости от вида) является подготовка высококвалифицированного педагога, деятельность которого обусловлена изменениями концептуальных основ воспитания и обучения подрастающего поколения; совершенствование теоретических и практических аспектов подготовки будущих педагогов в условиях вуза [6].

К функциям, реализуемым ресурсным центром, можно отнести следующие:

‒ образовательная (обеспечение фундаментальными знаниями основ педагогической теории и практики, методик и технологий организации образовательного процесса);

‒ деятельностная (создание условий для формирования профессиональных компетенций в соответствии с видами, формами и методиками реализации педагогической деятельности);

‒ трансляционная (сохранение и переосмысление передового педагогического опыта, а также создание новых традиций и совершенствование педагогической деятельности);

‒ консультационная (оказание консультационной помощи преподавателям и обучающимся по программам направления подготовки педагогического и психолого-педагогического образования);

‒ аксиологическая (проектирование форм и методов работы центра осуществляется на основе системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, обуславливающих специфику профессиональной деятельности педагога);

‒ интегрирующая (обеспечение непрерывного характера процесса педагогического образования, а также преемственности и последовательности этапов профессионального становления и развития педагога);

‒ экспертно-мониторинговая (осуществление контроля и оценки уровня подготовки будущего педагога) [1].

Организационные основы создания и развития ресурсного центра на базе учреждений среднего профессионального образования предполагают единую методологию, нормативно-правовое обеспечение, интеграцию имеющихся ресурсов, создание единой информационной базы и аналитической обработки данных.

Ресурсный центр как инновационная модель непрерывного профессионального образования в регионе по подготовке конкурентных специалистов среднего профессионального образования даст возможность выпускникам учреждений профессионального образования эффективно адаптироваться в обществе.

 

Список литературы:
1. Ипполитова, Н.В. Система непрерывного педагогического образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – Т. 10. – № 1. – 2018. – С. 6–12.
2. Исаенко, В. А. Организация работы ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста»  // Педагогическая перспектива. – 2023. – № 3. – С. 19–28. 
3. Программно-целевое управление развитием начального и среднего профессионального образования Ленинградской области. – Вып.1 / под общ. ред. В. П. Топоровского. – Спб.: ЛОИРО, 2012. – 374 с.
4. Резинкина, Л. В. Модель полифункционального ресурсного центра как муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 276–284.
5. Самсоненко, Е. В. Педагогическая организация внутрифирменного обучения специалистов в ресурсных центрах // Человек и образование. – 2008. – № 3(16). – С. 40–44. 
6. Топоровский, В.П. Ресурсные центры как инновационная форма непрерывного образования специалистов // Человек и образование. – № 3 (20). – 2009. – С. 143–147.
7. Топоровский, В.П. Научно-методическая поддержка деятельности организаций среднего профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации : Междунар. практ. конф. Выборг, 19–20 февраля 2019 года. – Т. 1. – Выборг: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2019. – С. 113–123 с.