Статья:

РОЛЬ ИГРОВОГО МЕТОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Твердохлебова Т.М. РОЛЬ ИГРОВОГО МЕТОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИГРОВОГО МЕТОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Твердохлебова Татьяна Михайловна
магистрант Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

THE ROLE OF THE GAME METHOD IN THE NATURAL SCIENCE EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Tatiana Tverdokhlebova

Master’s student of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Данная статья знакомит с ролью игрового метода на уроках в младших классах. Потому что одна из задач учителя на раннем этапе обучения детей естественнонаучному образованию – сделать этот предмет наиболее интересным  и любимым. Выделяются и описываются этапы игрового метода, его роль и сущность в естественнонаучном образовании.

Abstract.  This article introduces the role of the game method in the lessons in the lower grades. Because one of the tasks of a teacher at an early stage of teaching children natural science education is to make this subject the most interesting and favorite. The stages of the game method, its role and essence in natural science education are highlighted and described.

 

Ключевые слова: игра; игровой метод; сущность игры; этапы; способ.

Keywords: game; game method; essence of the game; stages; method.

 

Игровые методы всегда интересовали педагогов, психологов. Определение понятия «игра» имеет достаточно большое количество толкований.

Игра – определённый, специфический вид деятельности человека, который реализуется в ситуациях, специально созданных для усвоения определённого социального опыта.

Как известно, дети младшего школьного возраста обладают высокой впечатлительностью и восприимчивостью. По утверждению психологов, эмоции, осуществляют у них функцию мотивов деятельности и представляют собой один из основных механизмов, который обуславливает уровень их активности в познавательном процессе. На основании этого можно отметить, что:

  1. обучение должно быть эмоционально интересным;
  2. эмоциональная привлекательность учебного процесса считается одним из условий эффективного решения поставленных задач.

В запасе у педагогов имеется большое количество средств для решения этой проблемы, в числе которых игровая деятельность занимает особое место. Игра принадлежит к косвенному методу воздействия, когда учащийся не считает себя объектом подчинения взрослому; он является равноправным субъектом деятельности. В связи с этим в ходе игровой деятельности, обучающиеся стараются самостоятельно преодолевать трудности, устанавливают перед собой задачи и решают их. Игра – это такой метод, в котором процессы развития и воспитания переходят в саморазвитие и самовоспитание. Но это происходит в том случае, если игра – «правильная и хорошая», по выражению А.С. Макаренко [7, с 39].

В частности, в игровой деятельности складываются отношения между ребёнком и взрослым. Такие отношения лежат в основе личностного подхода, когда учитель ориентирован на личность учащегося в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод введения ребёнка в общение и деятельность подразумевает непосредственно личностный подход. Игра – это не развлечение, а особенный метод включения младших школьников в творческую деятельность, а также мет од активизации их познавательных процессов. При подготовке и организации игровых методов в учебном процессе необходимо иметь в виду, что их смысл заключается не в проведении свободного времени, а в том, что они приходят на помощь к педагогу для осуществления воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо осознанно выбирать игровые методы, представлять их в определённой системе и последовательности, учитывая то, какие конкретно психические свойства и качества они формируют. В комплексе познавательные и развивающие игры на уроках должны оказывать содействие развитию у младших школьников памяти, творческого воображения, мышления, внимания, способности к синтезу и анализу, восприятию пространственных отношений, формированию у них конструктивных умений и творчества, наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, а также учить школьников подчинять собственные действия установленной задаче, доводить начатое дело до конца.

Начальная школа всегда была важным звеном образования и воспитания подрастающего поколения. Дети младшего школьного возраста податливы на внешнее воспитывающее воздействие. В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности была игра, которая давала им большие возможности общения. С приходом в школу деятельность ребёнка меняется: ведущей становится учебная деятельность. Однако при переходе в школу не должно быть резкой границы в деятельности ребёнка. Учебная деятельность должна вытекать из игровой. Поэтому и в школьном обучении игры должны занимать определенное место.

Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность школьника, развивает его познавательную активность, внимание, память, наблюдательность, мышление, развивает образное мышление, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление детей, так как игра делает процесс обучения более занимательным для ребёнка.

Так, Я.А. Коменский писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». Возбуждать интерес к учению можно разными способами. По мнению А.Я. Коменского такими способами могут быть живость языка и яркость книг для детей [10, с 120].

С введением в РФ светского образования в учебных планах школ появился учебный предмет «естествознание».

Учебник, подготовленный В.Ф. Зуевым называется «Начертание естественной истории». Он не разработал методического пособия к своему учебнику, но в предисловии дал советы учителям. Учебник В.Ф. Зуева и его идеи использовались в обучении и в начале XIX в.

Так, известный педагог А. Ободовский считал, что обучение естествознанию должно быть занимательным. Одним из способов усиления занимательности он считал наглядность.

Естествознание, считал К.Д. Ушинский, является учебным предметом, который достаточно сильно привлекает ребёнка, возбуждает интерес к изучению, обеспечивает непосредственное общение ребёнка с природой, а на уроках должна широко применяться наглядность.

Много внимания К.Д. Ушинский уделял текстам для начального обучения. Он сам написал много статей специально для «детского чтения». Их анализ показывает, что они написаны живым языком и достаточно эмоциональны. Интересно и то, что эти статьи обладают большой научной информативностью. При этом новая информация дается с опорой на опыт ребёнка, а поэтому вызывает любопытство и удивление.

Учёный А.Я. Герд перенес и реализовал взгляды К.Д. Ушинского на естествознание. А.Я. Герд передал наглядные объекты от учителя в руки учеников. В применении наглядности он видит путь к развитию интереса к ученью.

Необходимым в обучении автор считал постановку опытов в классе, наблюдения в природе, которые развивают исследовательские навыки младших школьников и возбуждают интерес к учению. Уделял большое внимание подготовке текстов о природе для детей. Герд придавал большое значение иллюстрациям к текстам как средству привлечения детей к естествознанию. Эти идеи он сам воплотил в книге для детей, прекрасно ее иллюстрировав [2, с 10].

Начало XX в. дало следующий толчок к поискам путей заинтересовать младших школьников предметом обучения. Развивается мысль, что к знаниям дети должны идти через исследовательскую деятельность. Был разработан «исследовательский метод», сущность которого заключена в том, что ученики получают знания не от учителя непосредственно, а в ходе самостоятельного открытия знаний и поиска.

Таким образом, долгое время вопрос обучения в методике преподавания естествознания рассматривался так, что обучение должно быть интересным. Важными способами формирования интереса к учению должны были быть применение в учебном процессе приема сравнения, наглядности, исследовательского подхода к формированию знаний. Вопрос об игровых технологиях не ставился.

В послереволюционный период на проблему игр обратила внимание Н.К. Крупская. Она заметила, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таких выступают игровые технологии и другие занимательные материалы. Это своеобразная форма учебной деятельности появляется уже в дошкольном возрасте.

Большое внимание играм как средству развития ребёнка уделял и А.С. Макаренко. Он считал, игра – важный воспитательный фактор в становлении личности. Игра – не только забава и веселое времяпрепровождение. Она всегда требует от ребёнка определенных действий, и поэтому является своеобразной подготовкой к труду, школой, которая вырабатывает навыки общения, выдержку, смекалку, находчивость. В то же время игры — близкая ребенку и привычная для него деятельность, в которой ребенок ощущает себя раскованно и комфортно. Это дает педагогам большое преимущество. По мнению А.С. Макаренко, игра должна быть включена в педагогический процесс, она является одним из главных факторов развития личности ребёнка.

В настоящее время для российского образования актуальна идея обучения, которая должна обеспечивать свободное развитие учащихся. Значительную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли Д.Б. Эльконин, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др [9, с 49].

Авторы концепции развивающего обучения В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин обосновали теоретически и продемонстрировали практически возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребёнка.

Игры младших школьников заранее «обречены» на успех, так как почти все дети не очень хорошо понимая, что значит учиться, готовы играть в школу и учеников. Так, Башаева Т.В. разработала игровую систему сенсорного обучения. Она позволяет не только ускоренно и целенаправленно формировать восприятие, но и определять примерный уровень развития восприятия. Если дети самостоятельно выполняют игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у детей, какие сенсорные эталоны они освоили.

Данная система обучения может обнаружить и пробелы в восприятии детей. Своевременное выявление отставания поможет избежать неудач на начальных этапах школьного обучения [1, с 55].

Игровая система позволяет в интересной и доступной форме развивать ведущий познавательный процесс младших школьников [17, с 240].

В теории и практике применения игровых технологий при изучении естественнонаучных предметов придаётся большое значение этой форме организации деятельности младших школьников.

Прежде всего, игры для детей – важный источник информации об окружающем мире. Важно на уроках использовать разнообразные сюжетно-ролевые игры. Усваивая различные понятия на уроках в играх, младшие школьники становятся участниками событий, представляют себя специалистами разных профессий. Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности позволяют развивать воображение младших школьников.

Дидактическую ценность имеют те игры, в которых дети действительно сталкиваются с теми проблемами, которые имеются в реальной жизни. Они позволяют получить личный опыт определённой ситуации, принятия решения и поведения в ней [3, с 34].

Отечественные и зарубежные педагоги, причастные к возникновению направления «естественнонаучные дисциплины», долгое время искали способы и методы привлечения внимания ученика к данным важным предметам. Так, учёными, предлагались занимательные рассказы, наглядность, организация исследовательской деятельности и т.д. Однако, одним из самых эффективных методов выступил игровой, т.к. дети проще усваивали знания по естественнонаучным дисциплинам, активнее включались в работу, проявляли мотивацию и интерес к изучению окружающего мира и вне игры.

Заключение

В результате исследования мы приходим к выводу о том, что:

играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей;

младший школьный возраст характеризуется такой ведущей деятельность как учебная;

учебный процесс идёт продуктивнее, реализует все поставленные цели, если занятия у детей происходят ярко, интересно, эмоционально окрашено;

игра влияет на эмоциональный фон детей, и, следовательно, обуславливает возникновение положительного отношения, мотивации к учебной деятельности.

 

Список литературы:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Барашкова, Е. А. Не все дети талантливые, но все способные / Е. А. Барашкова // Первое сентября, 2005. - № 9. – С. 14.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.
4. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 256 с.
5. Богомолова, Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова // Теоретиче- ские и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1977. – С. 192-193.
6. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 631 с.
7. Бурдина, М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обу чения / М. И. Бурдина / / ИЯШ. – 1996. - №3. – С. 50-55.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. - №6. – С. 61-64.
9. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков / О. В. Гаврилова // English, 2008. - № 1. – р. 7-8.
10. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
11. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак - М: Педагогика, 1991, 224 с.
12. Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. – М.: « Логос», 1992, ч. 1. – 125 с.
13. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
14. Уайзер, Г. М., Климентенко А. Д. Развитие устной речи на английском языке в 5-8 классах / Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко. – М.: Просвещение, 1972. – 176 с.
15. Филатов, В. М., Лившиц, О. Л. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В. М. Филатов, О. Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. – 1981. - №1. – С. 38-41.
16. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Фила- тов, П. И. Пидкасистый – М., 1996. – 272 с.