Статья:

Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся педагогического колледжа с использованием метода проектов

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Сибгатуллина Т.В., Шаркова А.Ю. Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся педагогического колледжа с использованием метода проектов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 42-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся педагогического колледжа с использованием метода проектов

Сибгатуллина Татьяна Владимировна
канд. пед. наук, доц., Казанский федеральный университет, КФУ, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Шаркова Алина Юрьевна
магистрант 1 курса, Казанский федеральный университет, КФУ, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

Pedagogical conditions of organization of independent work of students of pedagogical College with the use of the project method

 

Tatiana Sibgatullina

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor in Kazan Federal University, KFU, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

Alina Sharkova

master student

Kazan Federal University, KFU, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

 

Аннотация. Современная система образования уделяет большое внимание самостоятельной работе обучающихся. Как следствие, педагогам необходимо создавать эффективные педагогические условия для такого вида деятельности. В статье рассматриваются данные условия и их эффективность.

Abstract. Modern education system pays great attention to independent work of students. As a result, teachers need to create effective pedagogical conditions for such activity. The article discusses these terms and their effectiveness.

 

Ключевые слова: обучающиеся; проектная деятельность; самостоятельная работа; педагогические условия.

Keywords: studying; projects; independent work; pedagogical conditions.

 

Одной из важных целей современного среднего профессионального образования является необходимость дать каждому обучающемуся установку на самоорганизацию и самообучение, на то, чтобы он непрерывно расширял и углублял свои знания в конкретной области [2]. Студент, который пытается самостоятельно добывать знания в учебном процессе, а не получать их в готовом виде и в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будет поступать так же. Для того чтобы воспитать творчески думающих специалистов необходимо привлекать их к научно-исследовательской работе. Профессионал, обладающий исследовательской компетентностью, способен активно и продуктивно анализировать информацию, он умеет создавать и выбирать эффективные алгоритмы, ресурсы и технологии, а не пользоваться готовыми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» выделяются два вида компетенций: общие (ОК) и профессиональные (ПК). Среди общих компетенций выделяется умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач (ОК-2), осуществлять поиск, анализ и оценку информации (ОК-4), а также заниматься самообразованием и определять задачи профессионального и личностного развития (ОК-8) [3].

Среди профессиональных компетенций выделяется способность обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования» (ПК 4.5) [3]. Кроме того, во ФГОС приводятся следующие результаты обучения: практический опыт участия в исследовательской и проектной деятельности, умение с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем, а также умение оформлять результаты исследовательской и проектной работы [3]. Анализ ФГОС позволил выявить низкий уровень детализации структуры и содержания исследовательской компетенции у обучающихся педагогического колледжа. С одной стороны, это дает преподавателю определенную свободу в выборе и использовании средств обучения, а с другой, затрудняет целенаправленный процесс формирования исследовательской компетентности, так как педагог может не обладать необходимой профессиональной компетентностью в области организации исследования.

Таким образом, будущему педагогу начальных классов в процессе обучения в колледже необходимо сформировать исследовательскую компетентность, которая подразумевает под собой самостоятельное решение профессиональных задач, определение траектории личностного и профессионального развития, а также владение методикой проектирования.

Особая роль в формировании исследовательской компетентности принадлежит проектным средствам обучения. В настоящее время метод проектов набирает большую популярность и широко используется в процессе обучения. Проектная деятельность направлена на самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач. У обучающихся развивается познавательный интерес, появляется возможность для углубления знаний, они выявляют свои склонности и способности, учатся экспериментировать и наблюдать.

Соотношение исследовательских компетенций и методов их формирования и развития в учебном процессе представлены в таблице.

Таблица 1.

Соотношение результатов обучения с видами проектной деятельности

Виды

Результаты

Индивидуальные проекты

·      умение организовать собственную деятельность;

·      самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

·      заниматься самообразованием;

·      умение планировать исследовательскую и проектную деятельность

Групповые исследовательские проекты

·      работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством;

·      осуществлять поиск, анализ и оценку информации;

·      умение планировать исследовательскую и проектную деятельность

Творческие проекты

·      умение оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

·      умение готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

·      умение планировать исследовательскую и проектную деятельность

Практико-ориентированные проекты

·      умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации;

·      умение готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

·      умение планировать исследовательскую и проектную деятельность

Информационные проекты

·      умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

·      умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации;

·      умение планировать исследовательскую и проектную деятельность

 

Проектный метод эффективно применяется педагогами для более полного усвоения знаний, развития творческих и коммуникативных навыков обучающихся. Совместная деятельность педагогов и обучающихся позволяет последним экспериментировать, добывать и углублять знания самостоятельно, что, несомненно, повышает их усвояемость.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проектный метод подразумевает под собой самостоятельную работу обучающихся для эффективной организации которой, преподавателю необходимо создать педагогические условия.

Среди таких условий можно выделить наличие методических материалов. В их качестве могут выступать методические рекомендации по выполнению определенного вида проектов. Методические рекомендации могут включать в себя указания по разработке проекта, описание всех этапов его разработки, алгоритм проведения исследования, способы оформления полученных результатов и их презентация. Педагог, ведущий определенный предмет может иметь в качестве методического материала дополнительную литературу по разрабатываемой проблеме проекта, которой могут воспользоваться обучающиеся.

В качестве педагогического условия необходимо выделить систему тьюторства. Функции тьютора отличаются от функций обычного педагога. Если педагог является посредником между установленным содержанием образования и обучающимися, то тьюторство – это особая форма педагогического сопровождения. Тьютор работает с определенной культурной ситуацией: игровой, проектной, исследовательской, коммуникативной [4, с.128]. Главным компонентом тьюторской системы является руководство самоопределением обучающихся в образовательном пространстве [1, с.135]. Тьютор помогает выбрать подходящий образовательный маршрут обучающегося, мотивировать его, научить самостоятельно решать творческие, профессиональные задачи. При разработке исследовательского проекта тьютор оказывает содействие и помощь при решении возникающих проблем. Благодаря взаимодействию тьютора и обучающегося у последнего формируются навыки самостоятельного решения профессиональных задач и проблем.

Одним из педагогических условий является возможность для обучающего самостоятельного выбора и формулирования темы исследования. Тема должна находиться в рамках объекта изучаемой науки и соответствовать ее задачам. Для эффективности данного процесса необходимо наличие четко отработанного алгоритма, следую которому обучающийся сможет пройти все стадии заданного алгоритма и самостоятельно сформулировать тему. Одна из стадий алгоритма могла бы включать в себя разработку проектов в рамках определенных дисциплин. Так, обучающиеся педагогического колледжа по специальности «Преподавание в начальных классах» в рамках профессионального модуля раз в семестр могли бы выполнить на оценку исследовательский проект, тему которого выбрали самостоятельно. Это позволит обучающимся, исходя из собственных интересов и предпочтений выбрать и проанализировать материал, который в дальнейшем сможет послужить для дальнейшей разработки темы.

Следующим педагогическим условием эффективной организации самостоятельной работы обучающихся с использованием метода проектов является вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу. Участвуя в конференциях, олимпиадах, различных конкурсах обучающиеся развивают свой творческий потенциал, самостоятельно учатся рассуждать и доказывать собственную точку зрения. Благодаря участию в научных мероприятиях обучающиеся приобретают независимость суждений, творческую самостоятельность и умение отстаивать свое мнение.

Таким образом, для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся с использованием метода проектов необходимо создание соответствующих педагогических условий. Благодаря созданию таких условий, обучающиеся выполнят самостоятельную работу на высоком уровне и приобретут необходимые навыки в своей профессиональной деятельности.

 

Список литературы:
1. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии: монография / В.Ф. Габдулхаков. – М.: НПО «МОДЭК»; Казань: Казанский федеральный университет, 2013. – 250 с.
2. Кудинов В.А. Особенности рационального подхода, направленного на формирование исследовательской компетенции студентов / В.А. Кудинов, Бу Хунг // Ученые записки: электронный научный журнал КГУ. – 2014. – №2(30) – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ratsionalnogo-podhoda-napravlennogo-na-formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-studentov.
3. Приказ МО РФ от 27.10.2014 №1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах». 
4. Сунь С. Содержание понятия «тьюторство» в научно-педагогической литературе / С. Сунь // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 4 (24). – С. 120–129.