Статья:

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Давыдова Д.А. ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Давыдова Дарья Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Кемерово

 

GROUP TRAINING AS A METHOD OF ORGANIZING THE PROCESS OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS

 

Darya Davydova

Graduate student of the Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза должна способствовать развитию у студентов мотивации, самостоятельности и ответственности за свое обучение и будущую профессиональную деятельность. Групповой тренинг – наиболее подходящий метод для реализации такой программы в условиях образовательного процесса вуза, а также соответствует цели психолого-педагогической программы.

Abstract. The program of psychological and pedagogical support for the process of formation of motivational readiness for professional activity of university students should contribute to the development of students' motivation, independence and responsibility for their studies and future professional activities. Group training is the most suitable method for the implementation of such a program in the context of the educational process of the university, and also corresponds to the purpose of the psychological and pedagogical program.

 

Ключевые слова: мотивационная готовность студентов, профессиональная мотивация, психолого-педагогическое сопровождение, групповой тренинг, высшее образование.

Keywords: students' motivational readiness, professional motivation, psychological and pedagogical support, group training, higher education.

 

Мотивационная готовность к профессиональной деятельности студентов вуза является ключевым фактором успешного обучения и последующей карьеры. Мотивация играет важную роль в повышении эффективности обучения и развитии студентов, влияет на интерес к профессии и готовность к профессиональному росту. Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза является одной из главных задач образовательного процесса.

Начиная обучение высшего профессионального уровня, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за его учебной деятельностью; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности – мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность – «студенчество». На начальных этапах обучения формируются профессиональное самоощущение, профессиональные интересы и ожидания. В дальнейшем мотивы выбора профессии становятся более устойчивыми или ослабевающими, т. е. происходит корректировка и образование новых мотивов выбора профессии [1, с. 9-10].

Образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование и развитие мотивационной готовности студента к будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая преподавателей, научных руководителей, психологов, руководителей практик в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов. Такая работа требует особого подхода: разработки программы формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов, ориентированной на индивидуальный подход, имеющая критерии эффективности. Не менее важно использовать максимально подходящий метод реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Он должен быть нацелен на группу студентов, а также быть отделен от учебных занятий.

Элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет прежде всего о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализацией профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приему психологического воздействия на группу [2, с. 256].

Границы понятия «тренинг» достаточно широки, цели его многогранны. А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга "как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности" [3, с. 172]. Организуя работу со студентами, мы пришли к выводу, что наиболее подходящим методом программы психолого-педагогического сопровождения вузовского этапа образования является тренинг, так как с точки зрения развивающего результата он обладает большими потенциальными возможностями, что позволит получить высокомотивированного студента на протяжении обучения и его успешную профессиональную реализацию в будущем.

Важно отметить, что тренинг, как форма групповой психологической работы, граничит с обучением, терапией и коррекцией. Прежде всего это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности [5, с. 116]. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И. Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации [6, с. 238]. Можно добавить, что тренинг – это метод воздействия на развитие способностей, разнообразных психических структур и личности в целом.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: "При этом термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением" [4, с. 166].

Большое значение группового тренинга связано с тем, что эта форма максимально приближена к потребностям и проблемам студентов, формируется из сверстников, либо приближенных по уровню интеллектуального развития, а также ориентирована на получение быстрого результата. Группа оказывает высокое влияние на обучение, а сама форма педагогического влияния с использованием различных активных методов (например, мозговой штурм или ролевая игра) способствует активизации внимания и влияет на сознание. Убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Совместная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, они становятся более компетентными в сфере общения, повышается их уровень доверия к окружающим людям, формируются навыки поведения в конфликтных ситуациях [7, с. 207-212].

Отметим также следующее преимущество такого тренинга – в группе можно быть не только активным участником, но и наблюдателем. Смотря на выполнение заданий и ответы других участников группового тренинга, можно идентифицировать себя с ними, дать оценку собственным поступкам и эмоциям. Кроме того, появляется возможность обмена опытом и знаниями между студентами. Это помогает развивать творческое мышление и находить новые идеи для достижения успеха.

Таким образом, для формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности необходимо создать определенные условия на протяжении всего обучения в вузе, необходимо учитывать особенности каждого курса, так как имеют место быть адаптационные процессы, определенные календарные планы и разная загруженность студентов в зависимости от курса.

Групповой тренинг в нашем случае – это метод организации процесса формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза через активное участие в групповых занятиях и практических упражнениях. Цель такого тренинга – помочь студентам развить мотивацию, уверенность в своих силах, приобрести необходимые навыки и план действий для успешной профессиональной карьеры. В группе легче познать себя и раскрыться, следовательно, повысить уверенность в себе, а это, в свою очередь, дает лучший эффект от тренинга и помогает достичь основной его цели.

 

Список литературы:
1. Богомолова О. Ю. Формирование мотивационной готовности к деятельности у студентов высших учебных заведений // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики: материалы IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции (Хабаровск, 23 ноября 2017 г.) / сост. О. В. Сысоева. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2018. С. 9–10.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 1999. – 256 с.
3. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. М.: Луч, 1993. – 172 с.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
5. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие / Т.В.Зайцева. М.: Смысл, 2002. 116 с.
6. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб. : Образование, 1997. 238 с.
7. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 207-212.