Статья:

Эффективность дистанционных методов обучения в сфере профессионального музыкального образования.

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Орлова А.О. Эффективность дистанционных методов обучения в сфере профессионального музыкального образования. / А.О. Орлова, З.А. Худатаева, А.К. Медеева, И.О. Орлов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 28-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность дистанционных методов обучения в сфере профессионального музыкального образования.

Орлова Анна Олеговна
преподаватель фортепиано, Жамбылский гуманитарный высший колледж им. Абая, Казахстан, г. Тараз
Худатаева Забида Асановна
преподаватель вокала, Жамбылский гуманитарный высший колледж им. Абая, Казахстан, г. Тараз
Медеева Анар Канатовна
преподаватель хорового дирижирования, Жамбылский гуманитарный высший колледж им. Абая, Казахстан, г. Тараз
Орлов Иван Олегович
преподаватель гитары Детской Школы Искусств им. Мукана Толебаева, Казахстан, Жамбылский район, с. Аса

 

THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING METHODS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION

 

Anna Orlova

Piano teacher, Zhambyl Higher Humanitarian College named after Abai, Kazakhstan, Taraz

Zabida Khudataeva

Vocal teacher, Zhambyl Humanitarian Higher College named after Abai, Kazakhstan, Taraz

Anar Medeeva

Teacher of choral conducting, Zhambyl Higher Humanitarian College named after Abai, Kazakhstan, Taraz

Ivan Orlov

Guitar teacher of Children's School of Arts named after Mukana Tolebaeva, Kazakhstan, Zhambyl district of Asa village

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются новые возможности и подходы в организации дистанционного обучения музыкальному искусству. Рассмотрены методы дистанционного обучения и эффективность их использования в фортепианной и вокальной педагогике. Освещена область положительных и отрицательных аспектов дистанционного обучения. Доказано, что при дистанционном обучении, невозможно повысить художественный и исполнительский уровень учащихся.

Abstract. This article discusses new opportunities and approaches in the organization of distance learning in the musical art. The methods of distance learning and the effectiveness of their use in piano and vocal pedagogy are considered. The area of positive and negative aspects of distance learning is highlighted. It is proved that, with distance learning, it is impossible to increase the artistic and performing level of students.

 

Ключевые слова: музыкальное искусство; дистанционное обучение; качество урока; методы проведения урока; музыкальная педагогика.

Keywords: the art of music; distance learning; the quality of a lesson; the methods of conducting lessons; music pedagogy.

 

В настоящее время в связи с широким развитием интернет-коммуникаций вопросы организации обучения с использованием дистанционных технологий приобретают особую актуальность. Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе [1, с. 6].

Музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития. Имеется в виду всего лишь определенная устойчивость и преемственность традиций, основанных на эмпирически обусловленных методах работы. Особенно это касается представителей исполнительского направления музыкальной деятельности, которые являются подавляющим большинством среди всех обучающихся музыке [2]. Дистанционное обучение − взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Как это сказывается на качестве урока? Давайте рассмотрим несколько методов проведения дистанционного занятия по предмету фортепиано.

1метод − онлайн-урок, когда учитель и ученик находятся одновременно каждый за своим инструментом, и в режиме реального времени учитель может сделать замечание и остановить игру ученика в любой момент. В этом случае, способ онлайн урока неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, становящиеся критичными для возможности оценки звукового результата преподавателем. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с оригиналом. Не важно, какую использовать платформу для связи – искажения звука присутствуют везде. Однако, этот способ – единственно возможный для проведения урока с начинающими обучение по двум причинам: 1) репертуар для начального этапа обучения простой, задачи ставятся конкретные, не высокая скорость исполнения пьесы, а владение звуковыми красками (и педалью, при ее использовании) находится на базовом уровне, вместе с тем, учащемуся намного привычнее и комфортнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас и словесно помогающим их исправить. Показ преподавателя на инструменте тоже может быть использован; визуально можно контролировать и корректировать посадку, постановку игрового аппарата и применение штрихов.

2 метод − просмотр видеозаписи ученика с последующими потактовым (письменными или устными) разбором и комментариями учителя. Способ видеозаписи с комментариями несравненно информативнее с точки зрения качества записи и воспроизведения звука, особенно если при воспроизведении пользоваться наушниками. Именно поэтому видеозаписи применяются на отборах на международные конкурсы (а онлайн-прослушивания – крайне редко и только при условии профессиональной аппаратуры для трансляции игры участников). У этого режима есть неоспоримые преимущества:

1) пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он УЖЕ проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля;

2) учитель имеет возможность значительно более тщательно вслушаться в детали игры ученика, повторно прослушивать отдельные места, ставить запись на паузу, чтобы сформулировать замечание, не прерывая игры ученика; а ученик впоследствии имеет письменные комментарии учителя, с которыми можно сверяться постоянно (мы прекрасно знаем, как ученики часто запоминают не 100% замечаний). Ученик может перенести комментарии в виде пометок карандашом в свои ноты. Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д. Для учителя этот метод НАМНОГО более энергозатратен, в том числе с точки зрения затраченного времени, особенно если подходить к делу тщательно, а не ограничиваться общими замечаниями. Учитель может также отправлять записанные видеоролики с показом отдельных мест, так же, как мы это делаем на обычном уроке.

Дистанционное занятие урока вокала, так же проводятся на разных интернет платформах. Большая часть учащихся пользуются планшетами, телефонами, которые устанавливают справа от инструмента, либо прямо перед собой. Во время пения учащиеся стоят как перед камерой, так и в профиль, для того, чтобы было лучше видно положение корпуса тела и головы во время пения и игры за инструментом. Для сохранения необходимых качеств «певческого» дыхания и выроботки внешнего поведения певца, основное положение корпуса и головы должно быть следующим: голову держать прямо, свободно, не опуская ее вниз и не закидывая назад; стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределять тяжесть тела; корпус держать прямо без напряжения [3, с. 27]. Занятия поводятся в деловой форме одежды, фон видео не отвлекающий учащихся от процесса обучения.

Важно отметить, что при переходе на дистанционное обучение, учащиеся не сразу включились в этот процесс. Детям было сложно быстро ориентироваться на уроках и в подготовке к ним. Намного проще учащимся, которые знакомы с музыкальной грамотой, они могут непосредственно сыграть и спеть свои произведения. Дистанционное обучение стимулирует учащихся к самостоятельному чтению нот и изучению знаков в музыкальном тексте, мотивирует к преодолению возникших с обучением трудностей. Особенность онлайн-занятий заключается в том, что в работе с учащимися можно отрабатывать уже разобранный текст. Очень трудно разбирать новые произведения, особенно с учащимися не имеющих музыкального образования, и практически невозможно работать над звуковыми задачами, динамическими оттенками, не хватает тактильного контакта с учащимися.  Трудно учащимся, не умеющим самостоятельно сочетать игру вокальной строчки с пением, у учащихся с не сформированными навыками чтения с листа, часто возникают сложности с грамотным разбором нотного текста. Онлайн занятие дает возможность контролировать постановку корпуса тела и головы, работу артикуляционного аппарата, работу певческого дыхания.

Применение видео и аудио записей на уроке. Данный метод, на уроках вокала, удобен учащимся для самоконтроля, просматривая и прослушивая свои записи, учащимся удобно в последующем работать над своими ошибками. Преподаватель комментирует видео либо запись, при этом указывая на положительные и отрицательные моменты самостоятельной работы учащегося. На начальных этапах дистанционного обучения заметно снижение темпа разучивания музыкальных произведений из-за низкой мотивации к занятиям и медленного темпа усвоения знаний учащихся.

Очень важно, чтобы учащийся хорошо видел на экране лицо преподавателя. Так учащийся будет внимательнее на время занятия и сможет видеть, как преподаватель показывает мимику и работу певческого аппарата, Освещение должно быть хорошим, в кадре не должно быть отвлекающих внимания предметов. Форма одежды должна быть деловая, голос должен быть громким, дикция четкой. Говорить нужно спокойно, неторопливо, учитывая недостатки интернет соединения. Перед проведением занятия необходимо уточнить, хорошо ли слышит преподавателя учащийся, четкое ли изображение. Во время проведения дистанционного занятия, говорить приходится гораздо больше обычного, а из-за плохой связи и гораздо громче обычного, это приводит к большим нагрузкам на голосовые складки. С точки зрения охраны голоса, знание механики звукообразования, понимание методических приемов и знание режима предохранит певца от неумеренности в использовании голоса, от различных опасных экспериментов над голосовым аппаратом и поможет ему сохранить свежесть голоса возможно дольшe [4, с. 412]. Съемка на камеру часто вызывает напряжение, и человек может отвлекаться на свое изображение, при этом выглядя более зажатым. Онлайн-занятия в вокальной педагогике возможны, но как вынужденная мера в период перехода на дистанционное обучение.

На уроках хорового дирижирования, используются несколько форм работы:

1. Голосовые  и текстовые сообщения в мессенджерах.

«WhatsApp» − один из самых популярных мессенджеров, которые используют» в современном обществе. Практически все учащиеся и их родители имеют «WhatsApp», через «WhatsApp» легко передавать сообщения, аудио и видео записи, так же можно передавать ссылки, давать рекомендации.

2. Видео-звонок по Zoom  и WhatsApp. Наиболе простой, удобный способ для ведения индивидуальных занятий на уроках дирижирования. Согласно расписанию либо в назначенное время, преподаватель  совершает видео-звонок учащемуся. Важнейшим условием данной формы занятий является то, что преподаватель должен видеть корпус тела, положение рук во время дирижирования. Ноты разучиваемых произведений заранее высылаются преподавателем учащемуся. Видео-звонок дает возможность проверить домашнее задание, отработать недочеты, трудные места, а также увидеть условия в которых занимается учащийся.

3. Видео урок. Преподаватель заранее записывает урок в формате видеозаписи. Преподаватель показывает и рассказывает, что нужно сделать. Видео урок дает возможность разучивать произведение и наглядно показывать учащемуся сложные места, высчитать ритмический рисунок, работать отдельно по голосам. Видео урок загружается преподавателем на Youtube канал, а учащемуся высылается ссылка, этот способ удобен тем, что данный урок можно просматривать столько, сколько учащемуся необходимо.

4. Видеоотчет учащегося. Проверка  и  корректировка домашнего задания осуществляется через видеоотчет.

Учащийся присылает преподавателю видео с выполненным домашним заданием. По данному видео преподаватель дает рекомендации и приемы исправления тех или иных ошибок допущенных учащимся. Видеоотчет от учащегося прекрасный способ обратной связи от учащегося к преподавателю.

Все выше перечисленные способы хороши в том случае, если у учащегося есть музыкальный инструмент. В обычных условиях обучения учащиеся, не имеющие инструмент занимались в учреждении где они проходили обучение.    Конечно, важнейшим этапом перехода на дистанционное обучение является приобретение инструмента. При дистанционном формате обучения есть как плюсы, так и минусы, которые определились в ходе работы. Из плюсов хочется отметить следующее: в индивидуальных формах обучения есть возможность выбора времени проведения занятий; для родителей проводятся индивидуальные консультации по выполнению домашнего задания учениками младших, средних классов. Многие учащиеся вокального и хорового отделения, приобрели музыкальные инструменты, что поспособствовало лучшему усвоению материала, разучиванию нотного текста и хорошему контакту с концертмейстером, который в свое время периодически отправляет видео и аудио записи, под которые учащийся может разучивать свой репертуар.

Минусов, к сожалению, в нашей деятельности оказалось больше: искажение звука по видеосвязи; отсутствие дома инструмента у некоторых учащихся и преподавателей; у многих ребят слабое техническое оснащение для получения доступа к интернет-ресурсам; страдает дисциплина у детей в отношении дистанционных занятий; отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем; нехватка физического контакта педагог-ученик; нет традиционных академических прослушиваний учащихся, отчётных концертов, как итогового результата.

Возможно ли при дистанционных занятиях по специальности повысить свой художественный уровень и уровень исполнительского мастерства? Конечно же нет. Все это вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников и студентов в период, далекий от нормального течения жизни. Ни о каком творческом росте речи быть не может; напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни бывших чуткими и горячо откликающимися на образную сторону исполняемой музыки. Эмоция −  тончайшая из вырабатываемых человеком и самая легко воспламеняющаяся энергия, силу воздействия которой трудно переоценить. Эмоцию, состовляющую основное наполнение музыкального языка, можно считать объеденяющим человечество метаязыком. Все мысли и ощущения человека − эмотивны, все психологические или органические процессы, поведенческие атаки оценены и эмоционально окрашены. Качественно охарактеризованны чувствами [5, с. 71].

Впрочем, и вне связи с чрезвычайными обстоятельствами дистанционное обучение не обладает той необходимой степенью эмоционального контакта между учеником и учителем, без которого невозможно развитие творческих способностей ученика. Вывод − дистанционное обучение в нашей сфере – это только лишь вынужденная мера и ни в коем случае не может быть применима как заменитель очного обучения.

 

Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М. Д., Грязнова Т. С., Шитова В. А.  Методика дистанционного обучения. − Москва: Юрайт,  2017. − 194 с.
2. Ключкова Е. Ю. Информационные технологии в структуре современного музыкального образования // Современные проблемы науки и образования. − № 3. − 2015. 
3. Павлищева О. Методика постановки голоса. − Москва-Ленинград: Изд-во «Музыка», 1964. − 124 с.
4. Павлищева О. Методика постановки голоса. − Москва-Ленинград: Изд-во «Музыка», 1964. −  С. 412-413.
5. Силантьева И. Путь к интонации. − Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2009. − С. 71.