Статья:

Эстетическое развитие детей посредством интеграции нетрадиционных техник рисования и возможностей искусства

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ковко И.С. Эстетическое развитие детей посредством интеграции нетрадиционных техник рисования и возможностей искусства // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 20-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эстетическое развитие детей посредством интеграции нетрадиционных техник рисования и возможностей искусства

Ковко Ирина Сергеевна
педагог дополнительного образования, МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», РФ, ЯНАО, с. Газ-Сале

 

Aesthetic development of children through the integration of non-traditional painting techniques and the possibilities of art

 

Irina Kovko

teacher of additional education, MBDOY kindergarten “White bear cub”, Russia, YNAO, Gas-Sale

 

Аннотация. Вопрос эстетического воспитания дошкольников является важной проблемой образовательных учреждений. Интеграция нетрадиционных техник рисования, музыки, живописи при использовании цвета как средства выражения своего настроения, эмоций позволит выстроить процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Abstract. The issue of aesthetic education of preschool children is an important problem of educational institutions. Integration of non-traditional techniques of drawing, music, painting using color as a means of expressing one's mood and emotions will allow building a process of aesthetic development in accordance with the interests of the child, his needs, abilities, motives of activity.

 

Ключевые слова: эстетическое развитие, цвет, нетрадиционные техники рисования.

Keywords: aesthetic development, colour, non-traditional painting techniques.

 

Художественно-творческая деятельность – самое интересное и естественное занятие детей дошкольного возраста. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему его миру, проявления своей фантазии и творчества.

В настоящее время у современных детей наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Поэтому сегодня как никогда следует обратить внимание на эстетическое развитие будущего поколения. И в этом нам могут помочь нетрадиционные технологии, которые позволят устроить процесс эстетического развития, основываясь на интересах ребенка, его способностями, потребностями, мотивами деятельности.

Эстетическое развитие – это способность переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетические переживания ребенка осуществляются в процессе восприятия окружающей действительности, самостоятельной творческой деятельности.

Развитие у детей эстетического восприятия, чувства цвета происходит через общение с окружающим миром, обследование предметов, объектов и изображение своего ощущения в цветовом исполнении.

К сожалению, в дошкольных учреждениях в первую очередь решается задача ознакомления детей с отдельными цветами спектра. Это отрицательно сказываться на особенностях формирования представлений о цвете. Помимо этого, роль цвета в формировании детской личности, ее эстетических вкусов и оценок сильно недооценивается. Ведь именно благодаря цветоощущению человек способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Ребенок воспринимает окружающую действительность в цвете и широко использует в своей дальнейшей жизни всю цветовую палитру, созданную природой, дополняя его новыми оттенками. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании человека. Они могут предупреждать нас об опасности, влияют на наше психологическое состояние. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.

Люди еще в самом начале нашей истории описывали предметы, начиная с их цветовых качеств. Еще в древнем мире люди пытались определить, как же цвет воздействует на человека. Считалось, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти, влияет на настроение и самочувствие человека.

Испокон веков люди верили, что цвет обладает магической силой. Сотни поколений ученых пытались разгадать загадку влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма, на его эмоциональное состояние. Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия».

Цвет – мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, температуры, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет – цвет – эмоции» являются звеньями одной цепи. Так, черный цвет вызывает чувства тяжести, оранжевый и желтый цвет вызывает теплые чувства, белый и голубой ассоциируется с чем-то легким, праздничным, синий цвет заставляет человека ежиться, словно вдруг похолодало. Это свидетельствует о том, что мозг человека подчиняется цвету.

С помощью цвета мир воспринимается не только на физическом, но и на чувственном, эмоциональном уровне. Первым, кто обнаружил положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека, был Гете, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Характер цветового решения зависит от образа и отношения художника к нему.

«Истинное искусство – живое и вдохновляющее. Я считаю, что искусство помогает нам избавляться от зла и уныния» – говорит белорусский художник Леонид Афремов. Его работы действительно говорят о поднятом настроении, напоминают фейерверк или конфетти, создают ощущения праздника. Автор вдыхает в свои картины радостное настроение, наполняет их своими теплыми чувствами и приятными ощущениями. И для этого ему всего лишь необходима палитра ярких красок.

С помощью палитры различных цветов и оттенков художники изображают на холсте свой замысел, чувства и ощущения, которые они хотят передать зрителю. Поэтому, определенные картины порождают в нас определенные чувства и эмоции. А какие эмоции и настроение вызовет картина, зависит от цветовых решений художника, его творчества.

Дети очень любят рисовать. И зачастую на бумаге появляется именно то, что чувствуют, в каком эмоциональном состоянии находятся. Итак, настроение диктует выбор цвета красок при рисовании.

На настроение ребенка может повлиять прослушивание музыкального произведения, рассматривание живописи. Воспринимая выразительные художественные средства, дети учатся понимать специфику, акцентируют внимание на способах передачи настроения в разных видах искусства, учатся использовать это в своем творчестве.

Детям предлагается дать оценку тому или иному произведению, высказаться о том, какое настроение оно вызвало у них. После обсуждения ребята составляют палитры красок к этому настроению. Дети учатся видеть взаимосвязь между настроением и цветовой гаммой. В завершении предлагается нарисовать услышанное или увиденное произведение, использую выбранную палитру красок, чтобы передать ее настроение в цвете. Дети осваивают разнообразные изобразительные материалы, нетрадиционные техники рисования (рисование одним цветов, восковые мелки и акварель, рисование по сырой бумаге, рисование печатанием, кляксография, монотипия).

Тем самым ребята учатся выкладывать на бумагу свои чувства, эмоции и мысли, использую разнообразную палитру красок и средства выразительности.

Объединение технологий рисования нетрадиционными способами для изображения настроения музыки, картины художника, в полной мере решает задачи эстетического развития, формировании детской личности, ее эстетических вкусов и оценок. Применение необычных способов в рисовании раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать «характер» краски, её «настроение».

Использование цвета, нетрадиционных техник рисования, возможностей искусства в полной мере раскрывает творческий потенциал детей, развивает эстетическое восприятие.

 

Список литературы:
1. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.
2. Хоффман С. Моя первая школа рисования. Секреты цвета. – СПб.: Питер, 2013. – 64 с.
3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.