Статья:

Диагностика готовности воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни в социуме

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Джугля Е.В. Диагностика готовности воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни в социуме // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 6-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика готовности воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни в социуме

Джугля Екатерина Владимировна
воспитатель, государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Первоуральска, РФ, г. Первоуральск

 

DIAGNOSTICS OF READINESS OF RECEIVERS BOARDING SCHOOL FOR INDEPENDENT LIFE IN THE SOCIUM

 

Yekaterina Dzhuglya

Educator, State public institution of social services of Sverdlovsk region "Social rehabilitation center for minors of the city of Pervouralsk, Russia Pervouralsk

 

Аннотация: Социально-педагогическая поддержка детей-сирот при осуществлении их подготовки к самостоятельной жизни определяется как особый вид социально-педагогической деятельности и должна направляться на личностное развитие воспитанников, связанной с ликвидацией последствий социально-психологической депривации. Особое место здесь занимает технология диагностики, направленная на процесс сбора информации о социальной проблеме воспитанников с целью разработки программы ее решения, включая консультирование, коррекцию, терапию, реабилитацию детей.

Abstract. Socio-pedagogical support for orphans in the course of their preparation for independent life is defined as a special kind of social and pedagogical activity and should be directed to the personal development of pupils associated with the elimination of the consequences of socio-psychological deprivation. A special place here is technology of diagnostics aimed at the process of gathering information about the social problem of pupils with the purpose of developing a program for its solution, including counseling, correction, therapy, rehabilitation of children.

 

Ключевые слова: самостоятельность воспитанников; социально-педагогическая диагностика; подготовка к самостоятельной жизни; воспитанники школ-интернатов; подготовка к жизни в социуме.

Keywords: Independence of pupils; social and pedagogical diagnostics; preparation for independent life; pupils of boarding schools; preparation for life in society.

 

Социально-экономические и политические изменения в России предусматривают активный поиск новых путей совершенствования воспитания молодежи. В этом контексте актуальность приобретает проблема подготовки старшеклассников школ-интернатов к самостоятельной жизни, поскольку в интернатных заведениях сосредоточен специфический контингент воспитанников: дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, дети из проблемных и материально необеспеченных семей, которые требуют особого внимания со стороны общества. Анализ контингента учащихся школ-интернатов свидетельствует, что большинство из них - это педагогически запущенные дети, которым свойственны проблемы как личностного, так и межличностного характера: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, чувство социальной отчужденности, отсутствие навыков эффективного общения, несформированность внутренней позиции, потеря интереса к учебе, склонность к нервным расстройствам, ориентация на приспособление и тому подобное [4].

Важнейшими задачами воспитания учащихся школ-интернатов являются: создание условий, которые бы обеспечили им полноценное участие во всех сферах социальных отношений; формирование социальных умений; помощь в личностном и профессиональном самоопределении; подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Исследования Е.Н. Алтынцевой, Е.Н. Степанова, Л.М. Лузиной показывают, что индекс самостоятельности у воспитанников интернатных заведений вдвое ниже, чем у сверстников, которые воспитываются в семье. Они более склонны к конформизму, неуверенности в себе. Выходя из стен интерната, выпускники не имеют адекватного представления о реальных сложностях жизни, которые ожидаются впереди, не могут адаптироваться к условиям, которые их окружают. Они по большей части не подготовлены к браку и жизни в семье, испытывают трудности в общении [2,5].

Руководители и педагоги детских домов осознают всю сложность положения своих воспитанников и предпринимают усилия в оказании помощи и поддержки к выходу в самостоятельную жизнь. Педагогами вырабатываются и реализуются индивидуальные планы развития ребенка, программы воспитания и реабилитации, медико-педагогической и социальной поддержки, программа профориентационной работы, включающая в себя мероприятия, реализуемые воспитателями, социальным педагогом, психологом. При помощи социальных партнеров, учреждений города проводятся профессиональные пробы, профтестирование, экскурсии на предприятия, организуются встречи и беседы с выпускниками.

В технологии подготовки воспитанников к самостоятельной жизни важное место занимает этап диагностики. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период. Соответственно решаются две основные группы задач диагностики [3]:

1) исследование уровня социального развития ребенка; выявление уровня сформированности тех или иных качеств в различных сферах - бытовой, учебной, социальной; выявление готовности к самостоятельной жизни, личностное и профессиональное самоопределение; выявление сформированности у воспитанников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе;

2) исследование степени успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускника сиротского учреждения; выявление проблемы для оказания адресной помощи по своевременному предоставлению жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии, первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте и др.

Анализ проблемы социально-психологической готовности к самостоятельной жизни показывает, что адаптационный процесс будет проходить легче и на более продуктивном уровне, если у выпускников будут сформированы следующие показатели:

1) Физическая готовность (культура здорового образа жизни).

2) Педагогическая готовность (компетентность в учебной деятельности).

3) Социальная готовность (компетентность в сфере социально-правовых отношений, компетентность в сфере семейных отношений).

4) Профессионально-трудовая готовность (компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений).

5) Психологическая (морально-волевая) готовность (личностная компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность в досуговой деятельности).

6) Высокий или средний уровень социально-психологической адаптации в целом [5].

Диагностика сформированности готовности старшеклассников интернатных заведений к жизнедеятельности в открытом обществе может осуществляться с помощью таких диагностических методов: беседы, анкетирования, диагностической карты «Оценка уровня жизненного самоопределения выпускника», предложенной А. Алтынцевой, метода незаконченных предложений, ранжирования, решения проблемных ситуаций, экспертной оценки; анкеты «Оценка допустимости сформированности жизненных принципов современных старшеклассников», разработанной А. Поздняковой, методики исследования самооценки Ч. Спилбергера, опросника «Социально-психологической адаптации личности» Роджерса-Даймонд, самотестирования «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»по методике Б. Аджиева, тестов по выявлению отношения старшеклассников к другим людям и «Мой запас прочности» А. Марковой, решения проблемных ситуаций, педагогических наблюдений.

Процесс диагностики включает несколько этапов, среди которых можно выделить:

1.     сбор объективной информации о воспитанниках;

2.     анализ полученной информации;

3.     определение проблемного поля;

4.     выбор критериев и показателей для проведения диагностики;

5.     определение ответственных лиц за проведение исследования;

6.     подбор психодиагностического инструментария;

7.     организация и проведение первичной диагностики воспитанников;

8.     целеполагание и прогнозирование проблемы в соответствии с полученными результатами диагностики;

9.     разработка программ, мероприятий по социально-воспитательной деятельности.

Технология диагностики может проводится совместными усилиями социального педагога, педагога-психолога учреждения, воспитателей, медицинского работника.

В соответствии с полученными результатами диагностики специалистами определяется суть проблемы или совокупность проблем, осуществляется подбор адекватных индивидуальных или групповых видов услуг (психологических, педагогических, социально-педагогических) [4].

Эффективность работы интернатных учреждений по формированию навыков к самостоятельной жизни у воспитанников повышается при организации системного мониторинга социально-личностного развития детей, включающий и постинтернатный период.

Подводя итог, можно отметить, что диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни воспитанников школы-интерната позволяет провести оценку их уровня, степень сформированности, что позволит своевременно выстроить алгоритм работы по разрешению проблем воспитанников для более эффективной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков.

 

Список литературы:
1. Белоус А. В. Проблемы социальной адаптации детей-сирот / А.В. Белоус // Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки социальных педагогов: сб. науч. статей. - Армавир: Ред.-изд. центр АГПУ, 2009. - С. 14- 21. 
2. Крымчаков Л.Ю. Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в их подготовке к самостоятельной жизни // Вестник Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля. Серия «Педагогика и психология». Педагогическая наука. 2015 № 2 (10). С. 48-52.
3. Лоза Т.А. Диагностика уровня готовности старших подростков к самостоятельной жизни в условиях детского дома семейного типа // Педагогический дискурс, выпуск 17 2014 / Pedagogical Discourse, Volume 17, 2014. С. 92-97
4. Лукашевич М. Социализация. Воспитательные механизмы и технологии / М. Лукашевич // Социализация. Воспитательные механизмы и технологии. - М., 1998. - 87 с. 
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик // Социальная педагогика. - [Шестой изд., перераб. и доп.]. - М., 2007. - 224 с. 
6. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: [учеб. пособ. для студентов пед. вузов] / Б. В. Куприянов, Е. А Салина, Н. Т. Крылова, А. В. Миновская; ред А. В. Мудрик. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 240 с.