Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Мисюлина Д.А., Гудкова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мисюлина Дарья Андреевна
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №37», РФ, г. Рязань
Гудкова Елена Александровна
воспитатель, МБДОУ «Детский сад №37», РФ, г. Рязань

 

THE USE OF FOLK TRADITIONS IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Daria Misyulina

Teacher of the first qualification category MBDOU "Kindergarten No. 37", Russia, Ryazan

Elena Gudkova

Educator MBDOU "Kindergarten No. 37", Russia, Ryazan

 

Аннотация. Одним из важнейших средств воспитания и развития детей дошкольного возраста является народный фольклор, а также знакомство с народными традициями. Народный фольклор богат своим многообразием и включает в себя систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Использование народного фольклора и традиций позволяет установить с ребенком эмоциональный контакт и сформировать у него важные качества личности.

Abstract. One of the most important means of education and development of preschool children is folklore, as well as acquaintance with folk traditions. Folklore is rich in its diversity and includes a system of poetic and musical-poetic genres. The use of folklore and traditions allows you to establish emotional contact with the child and form important personality traits in him.

 

Ключевые слова: фольклор; традиции; патриотизм; воспитание.

Keywords: folklore; traditions; patriotism; education.

 

Воспитание, обучение, формирование культуры поколений являются показателями культурного единства и должны рассматриваться в более широком социокультурном контексте. Воспитание на всех возрастных ступенях развития человека обеспечивает механизм культурогенеза, реализуя способность активно взаимодействовать со всеми типами и видами культурной среды. Основу культурного наследия различных исторических эпох составляют традиции и ценности коллективного опыта, социальные установки общества [5].

Всякий народ в своей литературе, начиная с песен, пословиц, сказок выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию [5]. Считалки, пословицы, поговорки, сказки, игры, и другие виды фольклорного творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы и творческие возможности ребенка [3].

Известно, что каждый ребенок усваивает культуру своего народа в процессе социализации и инкультурации. В детстве он безоценочно воспринимает межличностные отношения, ценности, богатство родного языка. Личность ребенка формируется не только в специально созданных условиях, но и под воздействием окружающей среды: традиций, обычаев, обрядов, фольклора, праздников и т.д. [4].

В воспитании значительное влияние имеет преемственность поколений. Чем глубже и теснее эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Традиции – это осознание принадлежности к своим корням. [6]

Значение народных традиций в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей. [5]

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, уникальны, их потеря невосполнима. Народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них уважение к своему народу. Для достижения лучшего результата необходимо создать такие условия, которые предоставят детям возможность погрузиться в мир традиционного русского быта, русской культуры в целом. [3]

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

Изучение народных традиций в дошкольном возрасте становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, влияют на детей практически, пробуждая в них самостоятельность. Важным фольклорным жанром прозы русского народов являются былины, имеющие много общего со сказками. В былинах, в отличие от сказки, которая ориентируется на вымысел и доброе заключение, делается акцент на реальность событий и достоверность изложенного рассказа.

В воспитании детей большую роль играют легенды, один из основных видов устного народного творчества. В отличие от былины в основе легенды всегда лежит «чудо», повествующее о прошлом, а иногда и о настоящем. По мнению некоторых авторов в самом общем виде легенда – это устно-эпическое произведение прозаического характера, с установкой на достоверность повествования. Другие источники легендой считают документально не подтвержденный фантастический рассказ о конкретно-исторических лицах и событиях. [1] Легенды, как и предания, имеют историко-познавательное и воспитательное значение. В них отражаются общечеловеческие и нравственные качества: человечность, правдивость, самоотверженность, преданность своему народу. В легендах осуждаются: алчность, вероломство, обман, измена, жадность, корыстолюбие и другие отрицательные качества людей. [1] Важным средством нравственного и культурного воспитания являются пословицы и поговорки, которые отображают все многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания. [3]

Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориями: ум-глупость, добро-зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость. Песни, возникшие много лет назад, сопутствовали человеку во все периоды его жизни. В детстве ребенок засыпает под колыбельные песни матери, затем начинает петь свои, детские песни. Став взрослым, он сопровождает свою работу трудовыми песнями. На все случаи жизни: и те, что исполнялись на празднике рождения ребенка, и те, которые пели во время свадьбы. Отрицательные явления в быту вызывали появление сатирических, шуточных песен. [3] Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история укрепляют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа – это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности. [2]

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

 

Список литературы:
1. Адаскина, О.Н. Русский фольклор: учебное пособие / О.Н. Адаскина. – Москва: АСТ, 2001. - 256 с. – ISBN 5-7695-0657-1. – Текст: непосредственный.
2. Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: учебное пособие / В.П.  Аникин. - Москва: МГУ, 1969. - 95 с. ISBN 5-223 1056- – Текст: непосредственный.
3. Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с. - ISBN 5-7692-1703-8. – Текст: непосредственный.
4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности: учебное пособие / О.Г.  Дробницкий - – Москва: Академия, 2000. – 208с. – ISBN 5-88439-097-1. – Текст: непосредственный.
5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / О.Л.Князева, М.Д.  Маханева. – Москва: Детство-пресс, 2004. - 365 с. – ISBN 5-7695-0657-1. – Текст: непосредственный.
6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебник для студентов/ Е.И.  Рогов. – Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с. - ISBN 5-7684-0345-4. – Текст: непосредственный.